Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№10 (430) 5 марта 2002
По БУШУ тоскует скамья Нюрнберга
Неделя проходит за неделей, а война в Ираке все не начинается. Хотя каждый день американские лидеры не устают напоминать миру, что Ирак они все равно разбомбят. Например, за то, что у Хусейна есть химические снаряды. Нет таких снарядов? Тогда за то, что в саддамовском Ираке нет демократии. Народ поддерживает Саддама? Тогда разбомбим, чтоб показать, что нас никто не остановит. К тому же надо испробовать на живых мишенях сверхновые, умные, бедные ураном бомбы и ракеты. И вообще, мы подогнали в Залив четыре авианосца, двести тысяч десанта, и что - всю эту орду гнать назад? И еще 36 долларов за баррель - это безобразие, нам нужна вся арабская нефть. В конце концов, собралась пресса - сотни телекамер. Публика ждет ракетных залпов - надо бомбить!
Шакалы и тиранозавр
Война еще не началась, но уже сыграла важную роль: предгрозовой ветер сорвал маски, камуфляж, уничтожил мимикрию и показал истинное лицо правителей, политических элит, общественных деятелей. Во многих странах и союзах иракский вопрос вызвал настоящий кризис. И очень жесткой проверке на прочность подвергаются институты западной демократии.
Классическим выглядит раскол в НАТО и Евросоюзе. С противниками агрессии все проще: в этих странах позиция абсолютного большинства граждан и курс власти совпадают. Например, во Франции политику Ширака по вопросу войны одобряет даже оппозиция с обеих сторон - и социалисты, и Национальный фронт. Интереснее ситуация в государствах, чьи правители намерены выступить шакалами в свите американского тиранозавра, чтобы полакомиться кровавыми ошметками. Это большинство стран Южной и Восточной Европы. Выяснилось, что в Румынии самобытные граждане поддерживают любую политику Буша. А в Италии, Испании, Болгарии, Польше, Македонии народы - против войны, правительства - за. Механизм народовластия почти не срабатывает даже в «старых» демократиях Рима и Мадрида. Берлускони и Аснар плюют на избирателей, дружба с Бушем для них важнее. Особенно колоритна обстановка в Турции, где недавно партия исламистов победила на волне антиамериканских настроений. И вот теперь ее лидер Эрдоган ложится под дядю Сэма вопреки воле почти всех именно своих избирателей. При этом Турция принципиально торгуется с Бушем. При десяти миллиардах Эрдоган останется борцом за мир и против агрессии, но за двадцать миллиардов долларов от США он готов вместе с Бушем бомбить хоть Багдад, хоть Стамбул.
И, наконец, анекдотически выглядит рвение Кучмы, который вопреки и народу, и парламенту пытается влить в американскую орду свой химбатальон. Как известно, американцы намекали, что за плохое поведение (дружбу с Россией) могут потом отдать Кучму под «трибунал (то ли «за Гонгадзе», то ли «за коррупцию»). Вот и приходится выслуживаться.
Однако Бушу следует помнить, что шакалы - союзники ненадежные. Особенно, когда по лесу разнесется весть: «Акела промахнулся!»
Америка - на грани коллапса
А «промах Акелы» может стать реальностью. Никогда за последние десятилетия США не сталкивались с таким комплексом сложнейших проблем. Главная из них такова: безудержное стремление к мировому господству во всех сферах, использование при этом самых грязных преступных методов и постоянное прикрытие этой политики приторной демагогией о «борьбе за свободу и демократию» привели к тотальной неприязни к США на всех континентах. Сотни миллионов людей при одном упоминании о США в лучшем случае морщатся и сжимают кулаки, а иной раз - тянутся за «топором».
К разрушению американского идеала в глазах всего мира добавляется угроза скорого государственного дефолта. Министр финансов Сноу объявил, что США - на грани банкротства, и ради его оттягивания придется выпотрошить даже Пенсионный фонд. Здесь надо заметить, что дефолты бывают разные. Страна вроде Гондураса может сорваться в дефолт, как мышь - из окна первого этажа, без особых проблем. И совсем по-другому выглядит падение огромной свиньи с крыши «Эмпайр Стейт Билдинг».
Итак, мы имеем агрессивного субъекта, одержимого маниями величия и преследования, - да еще с ядерной «бритвой» в руке! Ситуация опасная, и данные обстоятельства, казалось бы, делают войну неизбежной. Тезис о неизбежности войны - ложь!
Удивительно, с какой простотой (которая хуже воровства) некоторые наши телеканалы и газеты убеждают публику в неотвратимости войны и в необходимости с этим мириться. Причем о неизбежной войне пишут как о стихийном бедствии - вроде снегопада или песчаной бури. Логика ясна: если война в Ираке - чисто стихийное явление, то и виновников быть не может, нет агрессоров и военных преступников. Кстати, часто употребляется термин «война с Ираком». Чья война? Кто противник? Ответа нет. Видимо, с Ираком будут воевать неземные силы. На самом деле войну можно предотвратить. Известно, что в нашу эпоху информации война не может перейти в «горячую» фазу до тех пор, пока мировое общественное мнение не убедится в омерзительности жертвы. Суть событий последних месяцев состоит в мировой информационной войне за эмоции создателей общественного мнения в различных странах, и пока США проигрывают эту войну.
Война вряд ли может начаться, пока существует риск попадания ракеты в «неприкасаемое» лицо. Если это англичанин или канадец - любой Джон Смит. А если представитель «отсталых» стран, то это должен быть Габриэль Гарсия Маркес, Евгений Примаков или Геннадий Зюганов.
Конечно, «гуманизм» Рамсфелда и Волфовица известен, и пара миллионов убитых иракцев для них - пустяк. Однако и в Госдепе, и в Пентагоне есть прагматики, которые понимают, что массовые убийства могут быть нерентабельными и даже опасными. А вдруг через десяток лет состоится новый «Нюрнберг»? У Дональда Рамсфелда здорово дрожали бы руки, если бы он узнал, что в первую минуту бомбежек ему придется на глазах всего мира убить, например, Нельсона Манделу, а также сотни добровольцев, которые уже составляют в Ираке «живой щит». Войны до сих пор нет. Может быть, теперь и не будет. Вашингтонские гиммлеры свободы и геббельсы демократии, возможно, осознали свою нюрнбергскую перспективу. Александр КЛИМОВ