Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№10 (378) 6 марта 2002
Президент и саратовский проект
   Региональная выставка фотографий «20 век. Провинциальная хроника» - это совместный проект Саратовского областного музея краеведения и Нижне-Волжской студии кинохроники при участии музеев Саратовской области и Саратовской областной организации Союза фотохудожников России. Действующая сейчас в стенах краеведческого музея, выставка проходит под непосредственным патронатом областной Думы и министерства культуры. «Провинциальная хроника» удостоена также гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства.
   Впервые на примере конкретного региона России, используя подлинные фотодокументальные материалы, предпринята попытка создать визуальную хронику 20 века. Выставку готовили: заместитель директора музея по научной работе Нина Беднякова, заведущая отделом истории края Людмила Войтенко, художник-оформитель Александр Федулов и другие. Главная ее цель - понятийно спрессовать весь век. Думаете, задача непомерная? Но даже официоз, спустя десятилетия, воспринимается скорее не хроникально, но чуть ли не сказочно, былинно. Вот: умилительно-сосредоточенные бородатые и власатые старообрядцы на грунтовом фото в Черемшанах - они делают архиважное дело, нудятся о вере, собравшись на съезд. А вот - заседание Городской думы 22 января 1910 года. Серьезные (но уже бритые) лица и не под иконостасом, а под портретом Государя Николая II в полный рост. Парадное фото по случаю приезда великого князя Константина Константиновича, рядом - на соседних стендах - премьер Столыпин и инагурирующийся Аяцков. Мрачные дела НКВД: уничтожение настоятельницы Саратовского женского монастыря матери Антонии. Рядом - счастливые лица эмансипированных «раскрепощенных» женщин Востока: президиум конференции татарок (20-е годы). Гагарин и Горелик, владыка Пимен и Клеменс Пиккель... Наша история: на это стоит полюбоваться!
ПЕСНИ РУССКОГО ПАТРИОТА
   Культурная общественность старшего поколения города Энгельса достойно отметила 19 февраля в городском Доме культуры (ул. Театральная, 8) выход в свет книги песен Владимира Кирюхина «Река России».
Наш земляк - композитор подобрал для своей работы только те тексты, где отразилось величие подвига советских людей, их ратный и трудовой героизм. Ослепнув после тяжёлой болезни в шестилетнем возрасте, уроженец Балакова, Кирюхин был отправлен в специнтернат, в Саратов. В 1963 году он начал работать в учреждениях культуры Балакова, а в 65-м его песня заняла третье место на областном конкурсе молодых композиторов, что творчески окрылило Кирюхина на всю оставшуюся жизнь.
Много тёплых слов о Кирюхине сказала председатель Совета директоров учреждений культуры г. Энгельса Марина Гонтарёва. Сам слепой композитор подчеркнул, что хорошо помнит Волгу своего детства. Поэтому и книга названа по одноимённому стихотворению саратовского поэта Михаила Чернышева «Река жизни»: «...Я узнаю в твоей судьбе России славный путь».
Заместитель министра культуры области Виктор Галушко подчеркнул патриотизм Кирюхина. И действительно, тесты В. Удалова, М. Чернышёва, Л. Каримовой предельно насыщены пламенной любовью к Родине. «А вокруг - русский простор, Кружевной волны к лицу ему убор. Это - песня о Саратове родном, Та, что в сердце отзывается добром!»
ИСТИННОЕ БОГАТСТВО БОЛЬШОГО КАРАЯ
   Старинное село Большой Карай ведёт свою историю по официальному счёту с 1696 года. Расположенное в месте слияния двух рек - Карай и Хопёр, оно необычайно живописно и, кажется, самим богом предназначено для запечатления кистью художника.
И действительно, сейчас в Большом Карае проживают восемь художников. Хотя, к слову, не обделено село другими знаменитостями. Большой Карай - родина двух Героев Советского Союза, десяти военачальников, четырёх генералов и адмирала, двух лауретов Ленинской и Государственной премий, более двух десятков учёных.
Основателем же художественной живописной школы в Большом Карае по праву считается Василий Матвеевич Журавлёв. Образование художника он получил в изостудии Дворца пионеров Сталинграда, а затем - во Всероссийском доме народного творчества в Москве. Демобилизовавшись, фронтовик Журавлёв с 1944 года преподавал черчение и рисование в сельской школе. Другим видным живописцем села является Иван Рябинин. В прошлом - лидер комсомольской и партийной организаций, сейчас он руководит отделом культуры и кино Романовского района. Персональные выставки Рябинина проходили, помимо Саратова, в Риге и Калининграде.
Картины обоих мастеров экспонируются сейчас в Саратове, в областном Центре народного творчества, а накануне коллективной вставки «Золотые руки мастеров» их видел губернатор Аяцков, побывавший в Большом Карае с рабочим визитом. На выставке привлекает внимание вид православной церкви, которую Рябинин написал по заказу потомка одного из строителей храма, живущего в Италии. Любопытны рисунки на пушкинскую тему, резьба по дереву, ковры ручной работы.
Далёк Большой Карай от Саратова, но поистине близок русскому сердцу!
Борис ГЛУБОКОВ
«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» АМЕЛИ В киноклубе СГУ «Волшебный фонарь» прошла очередная премьера - фильм «Амели» француского режиссёра Жан-Пьера Жене.
Киноклуб СГУ, специализирующийся на показе так называемого «элитного» кино, даже в годы перестройки, когда организаторы проката могли позволить себе бесплатный показ фильма для творческой интеллигенции города, далеко не всегда собирал полные залы. Сегодня, когда практически всё поставлено на коммерческую основу и зритель, кажется, ждёт от кинематографа лишь одного - возможности отдохнуть, навряд ли стоит ожидать большого кассового сбора. Центральные кинотеатры - и те пустуют. Пусть даже это и премьера фильма, ставшего самым кассовым фильмом в Европе. Тем не менее кинозал выглядел довольно компактно. Причём большую часть зрителей составляла студенческая молодёжь.
Сюжет фильма прост и незамысловат. Героиня фильма - девушка по имени Амели - недополучившая свою порцию внимания и любви в детстве, зажатая в тиски собственных страхов от мерещащихся ей повсюду опасностей, никак не может наладить собственную жизнь и начинает жить по-настоящему только тогда, когда, в силу случая, начинает интересоваться жизнью окружающих её людей и помогать им.
Фильм на удивление светлый, целомудренный и весьма профессионально сделанный. На мой взгляд, такой фильм и должен был появиться во Франции - стране, как у нас говорили в годы социализма, «богатых гуманиcтических традиций», где любовь к «маленькому человеку» стала такой же постоянной темой для творчества, как и в России. Организаторы фильма считают, что лейтмотивом произведения стало состояние человека в постиндустриальном обществе, где он по сути обречён на одиночество. Вот как сказал об этом киновед Владимир Семенюк: «Современное общество навязывает человеку свои стандарты. Стандарты жизни, стандарты поведения, стандарты успеха и неуспеха. Героиня этого фильма смогла бросить вызов сложившейся системе общественных отношений и наладить собственное бытие. Есть ли среди нашей молодёжи те, кто способен это сделать? Сможет ли у нас кто-то бросить вызов системе американизированных стандартов?
Сегодня к власти идёт новое поколение - молодое, прагматичное, не обременённое присущими старшему поколению предрассудками. Хорошо бы к этому добавить - для душевного тепла - чуть-чуть иллюзий. «Амели» в этом плане будет как нельзя кстати. Игорь ТЕСЁЛКИН