Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.



лада калина универсал здесь







 
№14 (382) 3 апреля 2002
Ускользающий Ситников
Частная галерея искусств Владимира Ракчеева «Эстетика» и региональный общественный фонд «Золотая палитра» устроили выставку живописи саратовца Виктора Ситникова. Пришедший в живописный станковизм из архитектурного дизайна Ситников верен одной теме - городскому саратовскому пейзажу.
В его картинах нет мазистости, пастозности техники, да и напрочь отсутствует свойственное многим саратовским художникам любование старинными двориками, ветшающими домиками на тихих тенистых улочках. А уж что до щемящей тоски многих полотен Романа Мерцлина, авангардиста и одновременно - классика городского жанра, то работы Ситникова им скорее прямо противоположны. На открытии ценитель авангарда, академик и юморист, советник губернатора Д. Аяцкова Лев Горелик даже применил в отношении Ситникова неологизм «засурдиненность».
Чем-то манера Ситникова близка детским акварелями и гуашам. Наивизм в изображении фасадов, крон цветущих каштанов, собачек и птичек подобен старательным рисункам питомцев изостудий. Холодноватый мир распахнутых пространств, сближенность тональности, неразличимость мазков выдают в живописце незаурядного декоративиста. Действительно, спокойные большеформатные холсты художника нормально воспринимаются в интерьере. В них нет эмоционального всплеска, брутальности, хаотичности. Пытаться как-то открыть тайну творчества Ситникова, подписывающегося псевдонимом «Сивини», - дело безнадёжное. Да и сам автор сказал об этом в ответном слове на презентации. Показанное Виктором Николаевичем, бесспорно, понравится многим. Это - уже не первая его выставка в «Эстетике» и далеко не первая «персоналка». Он ускользает от заострённой критики, также как от восторженных дифирамбов. Он пишет родной город любовно, будь то трансформаторная будка с граффити или автостоянка, или дом губернатора Столыпина. Феноменальный Гордиас
В феврале 1994 года культурная общественность Сартова получила небывалый подарок: в помещении Поволжской региональной строительной биржи прошла презентация малой картинной галереи «Колибри». Генеральный директор ПРСБ Павел Мохнаткин нашёл единомышленника в «заболевании» идеями искусства - инженера Владимира Гордиаса. Директор «Колибри» Гордиас сказал тогда на открытии: «С появлением картинной галереи «Колибри» может возникнуть звено между обретающей стороной и творящей».
Поддержавший уникальное по тем меркам галерейное начинание искусствовед Ефим Водонос с нескрываемой радостью добавил: «Мы вступили в полосу, когда художник будет кормиться от человека, а не от госучреждения. Ведь, к примеру, французские художники ХIХ века делали вещи на заказ и при этом очень высокого качества». Как водится, были на презентации шампанское и фуршетный стол, концерт с балалайками и танцорами. Стоит отметить, что появившиеся ранее галереи «Бур» и «Давид» заявили о себе куда как скромнее, с городом были связаны опосредованно, а уж художников и вовсе широко не привлекали, придерживаясь корпоративного «междусобойчика». Сейчас даже о «Колибри» мало кто помнит. Хотя галерея, как маленькая птичка, была непоседливой и яркой. Быть может всё дело в характере организатора - ведь Владимир Гордиас в общении до невозможного эмоционален.
Просуществовала «Колибри» недолго. В здании, где она находилась, нет больше ни ПРСБ, ни «Порта-банка». Осталось живое общение и уважительное отношение к Гордиасу тех, кто тогда поверил... Обманулись ли художники? Да нет, пожалуй. Есть сейчас другие галереи - «Эстетика» и «Феникс». А вот Гордиас остался незаменимым.
На первый взгляд кажущиеся немыслимыми, его рассуждения о хаосе, об извлечении пользы из того, что отталкивает, оказывается, служат стимулом в творчестве ряда опытных мастеров. Именно они и посодействовали устроению персональной выставки графики Владимира Несторовича в зале саратовской организации Союза художников России.
Гордиас в свои преклонные годы - большой непоседа с характером наивного ребёнка: восторгающийся и обижающийся без меры, переживающий встречи с искусством, с подлинными открытиями столь бурно, что не может спокойно устоять на месте. Возможна тут аналогия с характером Андрея Белого, который синкретически вытанцовывал какие-то свои философские озарения. Вот, чужда оказалась Гордиасу Прибалтика, и он рисует её, чтобы из отторжения провести нить к пониманию нашей земли, России. Он много путешествует. Но представленное на выставке нельзя отнести просто к дорожным зарисовкам. Это, скорее, философский мир индивидуума, доступный для постижения через изобразительный план очень немногим. Но такой интригующий, такой воздушно-прекрасный! Созданный немногими штрихами, ударами кисти, обмокнутой в тушь, воспаряющий человек с зонтом, по уверению Владимира Несторовича, - его визитная краточка. Они похожи? И да, и нет. Но если вы не знакомы с феноменальным человеком Владимиром Несторовичем Гордиасом, сходите на улицу Рахова, 137 в Союз Художников - познакомьтесь с его миром, столь необычным для всего нашего искусства.
"За Родину! За Сталина"
Саратовский союз писателей на передовой
Союзом писателей России, министерством культуры Саратовской области, Саратовской областной писательской организацией совместно с областной универсальной библиотекой подготовлено и выпущено эпохальное издание: «Вестник Саратовской писательской организации 1998-2001». На второй странице обложки «Вестника» - групповое фото писателей Михаила Алексеева (именем которого названа местная литературная премия), главы Саратовского СП Ивана Шульпина, Николая Палькина (автора поэмы «Рассветные колокола» о детстве губернатора Аяцкова), а также других на фоне танка с надписью «За Сталина!». Третья же страница обложки украшена совместным фото автора книги «Живые осколки» Виктора Сафронова и мэра Саратова Юрия Аксененко. Оба снимка много говорят знающим ситуацию в саратовской литературе за 1998-2001 годы. Во-первых, Саратовский СП стойко пережил конфронтацию с группой единомышленников, издававших журнал «Волга». Во-вторых, помог этому мэр Аксененко, чьим иждивением выпускался альманах «Литературный Саратов». При всей виртуальности для нынешних 20-30-летних клича «За Сталина!», часть из них все плотнее примыкает к умудренным жизненным опытом писателям Саратовского СП. Последний пример - вручение материальных литпремий барду Таисии Турсковой и выпускнику столичного литинститута Павлу Шарову.
В «Вестнике» как событие 1998 года отмечен выход «Крушения идолов» ведущего автора «ЗО» Бранко Арсениевича. Он назван «вдумчивым аналитиком и страстным публицистом». И действительно, участник югославского и итальянского движения Сопротивления Б. Арсениевич хлестко громит в «Крушении идолов» всяческих арбитманов и иже с ними. Лозунг «За Сталина!» применим и к его творчеству, и к альманаху «Саратов литературный», о котором на той же странице 71 «Вестника» сказано, что он «явился как бы преемником одноименного альманаха, выходившего в конце 40-х - первой половине 50-х годов».
«Проблема выхода к читателю новых книг остается одной из самых острых, особенно для молодых авторов. Поэтому писательская организация заметно стареет. Достаточно сказать, что ее костяк - 17 человек - составляют люди, которым уже далеко за 60. Без финансовой поддержки со стороны правительства области... решительного прорыва... ждать не приходится» - сказано в «Вестнике» об отчетно-выборном собрании СП 1999 года. Вехой 2000-2001 годов стало принятие в СП А.Бусса, В.Маняхина, Б.Арсениевича, Н.Овчинникова и В.Панферовой. Отмечен и молебен в память поэта Михаила Чернышева, отслуженный писателем, автором «Саратова литературного» священником Владимиром Сучковым на его могиле.
Как особая веха отмечен дар Бориса Медведкина Саратовскому СП - его картина «Осень на Волге». Есть в «Вестнике» и такие проникновенные строки: «До Кавказа Борис Федорович Озерный не доехал, его жизнь трагически оборвалась в Астрахани. Он разделил роковую судьбу многих русских поэтов. На Воскресенском кладбище в Саратове на памятнике над его могилой выбита строка из его же стихотворения: «... только поэт, умирая, как лебедь, роняет перо». В рубрике «Литературная критика» приведены статьи «Шипы и розы саратовской прозы» и «Эти странные миры...». «Странные миры» посвящены поэзии Алексея Бусса и Валерия Кремера - тех самых 30-40-летних, на которых СП возлагает надежды на будущее.
Уважительно упомянут в «Вестнике» саратовский краевед Дмитрий Худяков, а последняя статья в нем - «Русская вера Михаила Муллина» перепечатана с авторского согласия из нашей газеты. Список Саратовской писательской организации, приведенный в «Вестнике», открывают Владимир Азанов и Бранко Арсениевич, а завершает глава СП Иван Шульпин: думается, дело здесь не только в алфавите, но и в личных качествах этого по-русски скромного, отзывчивого человека.
И еще - не обошелся «Вестник» без стихов! Легкие, привольные, они так и льются с его страниц! «Хороши на Волге вечера...» Бориса Озерного, «Пьет сияние солнца река...» Николая Ивлиева, «Вот весна и речка...» Ивана Малохаткина. Очень хорошо стихотворное поздравление Ольге Егоровне Барабановой от поэтессы Людмилы Каримовой и стихи Владимира Бойко в честь Малохаткина.
Как большие ценители русской литературы предстают на страницах «Вестника» декан филологического факультета СГУ, академик Валерий Прозоров и Бранко Арсениевич. «Задача художественной литературы состоит, - постулировал Арсениевич, - в расследовании взаимодействия (или преломления) наиболее значительных процессов реальной жизни на коллективное подсознательное». «...Считаю себя русским писателем, ибо моя писательская судьба... складывалась именно здесь, в России, на фоне русской культуры». Бесспорно, «Вестник», появившись в писательской среде, в библиотеках и других учреждениях культуры, станет надежным ориентиром в борьбе за идеалы Саратовского писательского братства.
Понятие "Саратовская художественная школа"
Известный московский прозаик Константин Шилов в материале «Встреча со «страной поэта», помещенном в газете «Новости культуры» (№ 26 (494)) так написал по поводу саратовских музеев: «Музеификация и открытие мемориального музея-усадьбы Борисова-Мусатова - задача не из простых... Радостно, что этому отведена надежная поддержка Тамары Викторовны Гродсковой - генерального директора музея А.Н.Радищева и его филиалов». Действительно, без подвижничества музейщиков вряд ли в музее-усадьбе Борисова-Мусатова состоялась бы и нынешняя экспозиция «Дабы возвысить образовательное дело юношества».
На ней представлены работы преподавателей и учащихся детской художественной школы г. Саратова. Как известно, из-за аварийного состояния здание художественной школы на Театральной площади было закрыто. Ряд строптивых педагогов развешивали на ее фасаде колкие лозунги: «Чиновники из мэрии, откройте школы двери!» Результат - художественная школа сейчас функционирует в Центре национальных культур. Ее педагоги во главе с директором Людмилой Тихоновой ведут активную воспитательную работу. Скоро - в день рождения Борисова-Мусатова - 14 апреля стартует детский конкурс «Мир Мусатова», а апрель будет месяцем еще одной экспозиции «Мастерская на плац-параде - 1898-1903 гг. (Жизнь и творчество Борисова-Мусатова)».
На открытии же нынешней коллективной экспозиции директор художественной школы Лидия Шашлова, проработавшая в ней с 1951 по 1983 годы, вспоминала основателя школы - ленинградского скульптора Эмиля Эккерта, с 1944 года занявшегося вместе с саратовскими живописцами Алексеем Бородиным и Григорием Харковым «образовательным делом юношества». Вспомнила Лидия Васильевна и замечательного саратовского скульптора-анималиста Елену Георгиевну Морозову-Эккерт, чьи скульптурки - жеребята, козлята, собачки украшают многие дома и по сию пору. Внешняя скромность выставки не заслоняет ее богатого внутреннего содержания, ведь уровень обучения в детской художественной школе остался высоким с той великой эпохи.