Интриги губят Россию
Саратовская область в статусе федерального объекта стала полигоном для разработки второго уровня федеральной бюджетной реформы. Третий месяц в Саратове работает рабочая группа по нормализации бюджетного процесса и межбюджетных отношений Саратовской области с участием экспертов Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа во главе с Олегом Алексеевым, представителя Саратовской областной думы в Совете федерации Валентина Завадникова, представителей Саратова, Балакова, Энгельса. Готовится проект Закона Саратовской области о целевом бюджетном фонде оздоровления муниципальных финансов.
Уже 12-13 апреля в Саратове планируется провести Всероссийскую конференцию «Развитие инструментов санации текущей и долговой платежеспособности муниципальных бюджетов. Целевой бюджетный фонд оздоровления муниципальных финансов», в которой примут участие руководители Министерства финансов России, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и ЦСИ ПФО, председатели комитетов Совета Федерации, руководители органов исполнительной власти субъектов России, главы муниципальных образований.
На вопросы, часто задаваемые нам читателями, мы попросили ответить главного федерального инспектора по Саратовской области РИНАТА ШАВКЯТОВИЧА ХАЛИКОВА.
- В Саратове один за другим разрушаются дома (ул. Барнаульской, 2, ул. Пономарёва, 11/11 и другие). Очевидно, что в текущих бюджетах нет средств ни для их восстановления, ни, главное, для ремонта других аварийных домов. Это, вероятно, не ваша компетенция, но что-то нужно делать?
- Заниматься нужно каждой бедой саратовцев, независимо от компетенции. В чем проблема? На протяжении последних лет в областном и городском бюджетах практически не закладывались средства на капитальный ремонт. Лишь за счёт федерального бюджета в прошлом году выделены средства целевым назначением, только на отселение из «домов Лагутенко». Самое страшное, что налогооблагаемая база в области не позволит и в будущем выделять достаточные бюджетные средства для ремонта аварийных домов.
Выход я вижу в привлечении средств федерального бюджета через специальные программы. Для этого мы создаём на территории области дирекцию Госстроя, чтобы через неё реализовывать федеральные программы. Принципиальное согласие Госстроя и представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко уже есть.
- Можно ли устранить межбюджетные споры, особенно между областью и городом Саратовом, или это вечная проблема?
- Споры были и будут. Но вести их не по принципу, кто сильнее, у кого глотка луженее, можно после утверждения минимальных социальных стандартов. Такие стандарты должны определить обеспеченность за бюджетный счёт каждого жителя той или иной территории в коммунальном обслуживании, здравоохранении, образовании. В нескольких субъектах Российской Федерации такие стандарты уже утверждены. С подобной инициативой выступала и администрация Саратова. Город направлял свои предложения в правительство области и областную думу, но их не услышали или не захотели услышать.
>- В чем же причина?
- Расходование денег без согласованных нормативов удобно для многих чиновников. Например, за счёт бюджета можно реализовать некоторые коммерческие инвестиционные проекты. Мы будем добиваться и добьёмся, чтобы бюджеты области и муниципальных образований верстались на понятных, обоснованных принципах.
- Каково ваше отношение к назначению глав исполнительных органов власти с точки зрения повышения эффективности государственного управления?
- Президент России в прошлом году высказал мнение, что лучше сохранить демократический принцип ответственности населения за выбор своего руководителя. Его мнение, насколько мне известно, не изменилось.
- Есть крайние оценки последних политических событий в области (уголовные дела, смена руководства думы). Одни утверждают, что происходящая борьба не имеет политического смысла, это борьба кланов. Другие говорят, что это схватка «Единой России» с СПС.
- Ерунда. Нет войны между СПС и «Единой Россией». На самом деле всё просто - в естественно сложном процессе формирования новой партии, «Единой России», столкнулись разные интересы. Жалко, что становление партии началось некрасиво, ведь начало пути во многом определяет и дальнейшее развитие. В самом деле, члены общепартийного учредительного съезда не пущены на областную конференцию! Это игра в одни ворота.
Неспособность во имя общего дела умерить личные политические амбиции, интриги опять губят Россию.
- Почему не только в нашей области, но и в России в целом, государственные служащие не просто принадлежат иногда к политическим партиям, а являются их весьма активными руководителями - ведь это незаконно?
- Мне известно, что документы по ситуации в Саратовской области направлены всем основным руководителям «Единой России», рассматриваются также государственными структурами, например, Министерством юстиции. Оценка законности происходящего, в том числе и по кадровому составу, будет дана.
- «Саратовэнерго» сообщило, что неплатежи составляют 133 млн.руб. с начала отопительного сезона, нет возможности оплачивать энергоресурсы, как результат - сокращение подачи тепла и воды. Можно ли сократить издержки «Саратовэнерго»?
- Ситуация в энергетике складывается интересная. Стоимость производства электроэнергии АЭС низка, а область потребляет ее по завышенной цене. Проблема не решалась в течение многих лет. Мое мнение таково, что нужно до начала строительства 5 и 6 энергоблоков БАЭС, как одно из условий его начала, решить вопрос о том, чтобы область потребляла энергию АЭС по цене, приближенной к себестоимости.
И если шире посмотреть, то строительство оценивается в сумму около 50 млрд. рублей. Эту сумму важно освоить в интересах региона. Например, необходимо сразу предусмотреть средства на объекты социальной сферы, которые должны строиться не после запуска энергоблоков, а одновременно с их строительством, причем, с расходованием одинакового процента от сметы, как на промышленное строительство, так и на возведение объектов социальной сферы
- В силах ли власти области обеспечить такой паритет? Например, какова ситуация с объектами социального назначения в посёлке Горном?
- Построено 2 жилых 18-квартирных дома и 79 коттеджей, из них 35 домов для бюджетников. В текущем году в поселке Михайловском подготовлены к сдаче 20 коттеджей и два 36-квартирных дома.
- Когда уничтожение химоружия начнётся?
- США готовы выделять средства на наше разоружение. Сергей Кириенко сообщил, что конгресс США одобрил выделение 50 млн.долларов. Кроме того, есть надежды на дополнительное финансирование в размере 65 млн.долларов, в том числе за счёт стран ЕС и Японии. Названные средства рассчитаны в целом на всю программу нашего химического разоружения, в том числе строительство крупнейшего завода в Щучьем Курганской области.
Непосредственным получателем денег будет американская компания «Парсонс». Генеральный заказчик строительства - Российское агентство по боеприпасам. Его руководитель Зиновий Пак проверил работы в Горном 26 марта. Готовы к проведению пуско-наладочных работ два основных промышленных корпуса, пожарное депо, газоспасательная станция. Строятся подъездные пути.
В 2002 году в федеральном бюджете выделено более 1,5 млрд. руб. К лету надеемся завершить пуско-наладку.
- Основной критерий, на ваш взгляд, оценки действий руководителей разных уровней власти?
- Работу нам - независимо от уровня власти, или нашего статуса в ней - делить не приходится. Не нужно забывать, что нам доверили посты для того, чтобы мы добивались конкретных результатов для людей. Только по результатам нужно оценивать достоинства и недостатки руководителей.
В конце концов, наши действия становятся бессмысленными, если после них жизнь людей не улучшилась. Настало время сосредоточить усилия на формировании нового образа жизни, достойного великих традиций нашего Российского государства.
Беседовал Игорь СУХАРЕВ
|