Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№15 (383) 10 апреля 2002
Сказка про белого бычка чеченской национальности
    Оказывается, контртеррористическая операция в Чечне складывается очень удачно
Самое важное событие минувшей недели произошло в Петербурге. Здесь собралось сразу два международных форума, посвящённых борьбе с терроризмом. На одном встретились примерно 400 парламентариев из стран СНГ, Америки и Европы. На другом - около 150 представителей спецслужб и органов безопасности из 39 стран мира. Сразу же возникает вопрос: почему именно сейчас и почему именно в Петербурге? Официальное объяснение организаторов на сей счёт получилось коротким, но ёмким: «А почему бы и нет?» Действительно... Не так давно представитель Интерпола в очередной раз сравнил терроризм с инфекцией. Тогда ответ на наш дилетантский вопрос очевиден. Где обычно устраивают конференции врачи-инфекционисты? Или там, где наработан богатый опыт лечения, или непосредственно в очаге заражения. С лечением у нас, как известно, не всё ладится. И если судить по тому, какими силами и с какой тщательностью в эти дни охранялась гостиница «Прибалтийская» (именно здесь собрались съехавшиеся из разных стран джеймсы бонды), становится понятно: встреча проходит в тылу врага, на его территории.
То, что произносили на своей встрече парламентарии и дипломаты, можно было предвидеть. Про общую угрозу. Про необходимость сотрудничества. И, конечно, «толстый-толстый слой» рассуждений о том, что борьба с терроризмом ни в коей мере не должна ставить под удар гражданские права и свободы. Не было оратора, не произнесшего это заклинание. Русские указали американцам на Ирак. Американцы напомнили русским про Чечню. Немцы попрекнули израильтян Палестиной. Французы намекнули азербайджанцам на Карабах... Создавалось ощущение полного абсурда: все говорят вроде бы об одном, но каждый имеет в виду что-то своё.
А о чём же в это время дискуссировали практические борцы с терроризмом? Если отбросить политесы «ни о чём» (как хорошо, что впервые представители разных спецслужб собрались вместе... надо бы почаще... хорошо бы ежегодно...), останется не так уж и много. Взойдя на трибуну, каждый силовик обязательно произносил текст про «гражданское население, которое ни при каких условиях не должно страдать, а кое-где именно так и происходит». И опять ощущение абсурда - кому легче от этих деклараций?
Понятно, что идея единения спецслужб - из разряда утопий. И что России помогать бороться с террористами зарубежные коллеги будут только в одном случае - если это им самим выгодно. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Это, уверен, ясно понимают наши силовики. Надежда только на собственные силы, профессиональную сноровку и последовательность в деле обуздания главного гнезда терроризма в России - чеченского. И здесь, конечно, хотелось услышать от руководителей российских спецслужб хоть что-нибудь конкретное: есть ли просвет в заунывной, тоскливой, как зубная боль, «спецоперации по наведению конституционного порядка» в Чечне?
В обычные дни задаваться этим вопросом в России стало как-то неприлично, бестактно: люди всё же стараются, понемногу воюют, а мы им под руку свои наивные вопросы... Но здесь всё же сам Бог велел: международная встреча на самом компетентном уровне. И что же мы услышали? Высказывания главы ФСБ Н. Патрушева, можно сказать, оглушили. Он, например, считает, что «мы очень удачно ведём контртеррористическую операцию в Чечне». Не хватало только для пущей убедительности показать, как 38 снайперов держат на прицеле Басаева, Хаттаба и Масхадова. При невозможности предъявить их закованными в кандалы (на худой конец сошёл бы и Удугов, объявленный в международный розыск, но и тот куда-то запропастился), такая пантомима произвела бы неплохое впечатление. Во всяком случае, россияне перестали бы приставать с дилетантскими расспросами? Коли всё так удачно складывается, то отчего ж тогда за время, что директор ФСБ лично руководит контртеррористической операцией, потери федеральных сил в Чечне составили свыше 3 тысяч человек убитыми и около 9 тысяч ранеными?! Отчего сбиваются вертолёты с генералами? Отчего каждый день происходят теракты? Отчего блокированные бандиты каждый день стреляют, а боеприпасы у них всё не кончаются? Отчего они, в конце концов, с голоду не перемёрли?
Когда Патрушев заявляет, что «уже в этом году Служба безопасности завершит свою работу в Чечне в качестве организатора тех действий, которые там ведёт», трудно понять, что он имеет в виду. Может, к этому времени изловят главарей и уничтожат все бандформирования? Может, вообще закончатся боевые действия и начнётся мирная жизнь, без стрельбы и зачисток? Или генерал насмотрелся по телевизору фильма-сказки «Спецназ»? На экране у нас всё здорово получается - сплошные победы. А что имеем в жизни? В спецподразделениях ФСБ, МВД и Минобороны почти не осталось специалистов по антитеррору. Готовить новых некому и не на что. Агентурная сеть на Северном Кавказе не восстановлена. Тупик!
...И вот руководители Лубянки стали искать из него выход: извлекли из запасников пропахшие нафталином дела Калугина и Литвиненко. Уже неделю только о них и говорят. С чего бы? Один - проходимец с многолетним стажем, рекламные откровения которого уже давно никому не интересны ни в Америке, ни в России. А другой? Н. Патрушев был начальником Организационно-инспекторского управления ФСБ и ведал кадрами, когда тот ещё справно служил. Так неужто не догадывается, что это всего лишь «дурилка картонная»? А может, так оно и задумано: ещё пара-тройка таких «результативных» дел - и всем будет недосуг проверять, правда ли, что в Чечне всё складывается не очень удачно...
Павел ВОЩАНОВ, политический обозреватель «Делового вторника»