Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№15(383) 10 апреля 2002
Далекий путь до Мордора
«Властелин колец» когда-нибудь да должен был выйти на экран. Увы, он вышел в самое неподходящее время, параллельно с ужасающе пошлым «Гарри Поттером». Вот она - борьба добра и зла наяву.
Явно сатанинские, антихристианские писания о Гарри Поттере обкладывают «Властелина колец» со всех сторон. Если бы они противостояли книге Джона Толкиена, это еще было бы полбеды. Они притворяются друзьями, работают под близнецов. Мол, две схожие фантазии. И не более того. И на этом уровне противостояния злу фильм новозеландского режиссера Питера Джексона, конечно, не тянет. Не хватает большого стиля. Не хватает убежденности Джексона, его веры в реальность великих мифов оксфордского профессора. Не хватает реального желания влиять на мир. И здесь выручает книга. Она спасает от неуверенности фильм. Она сопровождает фильм. И меня радует, что вместе с прокатом фильма «Властелин колец» у нас в книжных лавках появилось сразу несколько переизданий блестящего шедевра английской литературы, не только принесшего автору всемирную славу, но и давшего новый стимул героизма европейским народам. «Властелин колец» можно прочитать как последний эпос белой цивилизации. И надо признать, что Питер Джексон в фильме попробовал удержать хотя бы канву толкиеновской концепции мира. Даже удивительно, как немаститому новозеландцу удалось прорваться сквозь все голливудские незыблемые правила политкорректности. Все герои фильма - и хоббиты, и гномы, и эльфы, и даже люди - исключительно белые. А все злодеи, вся нечисть из Ортханка - темные, черные, грязные, волосатые. Да и Мордор - страна зла вместе со своим властителем тьмы Сауроном - находится, как и положено по книге, где-то на юго-востоке. Я знаю, есть у нас такие упертые изоляционисты, которые уверяют, что по Толкиену Мордор - это Россия. Да и у самого Толкиена есть несколько неодобрительных высказываний о нашей стране, но скорее, как о ненадежной защите от зла, чем как о самой стране зла. Если уж искать аналогии, то можно найти куда более опасные для нашего политкорректного мира. Для этого стоит всего лишь приложить карту толкиенского Средиземья и карту Европы. Или же подумать, откуда исходит эта всесильная угроза завоевания мира, если отталкиваться от надписи на кольце. И все-таки фильм увлекает. И все-таки вылезает из киношного варева героика самого толкиенского эпоса. Хорош волшебник Гэндальф, удачен образ старого Бильбо. Начинаешь верить, что эти мелковатые ребятки-хоббиты - должны победить, ибо иначе погибнет их родная земля. Исчезнут их уютные норушки... Да, есть зловещая «прелесть» кольца. Прелесть владения незаработанными тобой богатствами, прелесть владения душами людей. Но все-таки, сильнее этой прелести для Фродо, для Бильбо, для Сэма, Пина и Мерри остаются понятия дружбы, верности, долга. По сути, это военная эпопея. Недаром прообразами хоббитов для писателя послужили те неприметные английские солдаты, гибнущие в окопах первой мировой войны, которых молодой офицер Джон Толкиен запомнил на всю жизнь. Наименее удачна в фильме женская линия, потому что она насквозь фальшивая и надуманная. Увы, но здесь Джексон, сам толкиенист, знаток и поклонник писателя, как бы предает своего кумира. Вся эта амазонистая красивость Арвэн взята напрокат из штампованных голливудских фильмов. В консервативном мире толкиенского эпоса женщины занимают отведенное им место, не более. Обидно, что все эти сакральные ценности приходится извлекать из фильма, продираясь сквозь тривиальные представления о волшебных сказках. Прекрасно, что они есть. Джон Толкиен считал, что его истинные мифы необходимы прежде всего его родине. Мне кажется, сегодня нашей России, нашей отечественной культуре требуется извлечь из его чудесных творений их истинный смысл. Нам пора восстанавливать свой консерватизм, свой героизм, свою мифологию. Смысл серии книг «Властелин колец» еще и в их природном народном антидемократизме. О чем писал и сам Толкиен: «Я не «демократ», хотя бы потому, что «смирение» и равенство - это духовные принципы, которые при попытке механизировать и формализовать их безнадежно искажаются, и в результате мы имеем не всеобщее умаление и смирение, а всеобщее возвеличивание и гордыню, пока какой-нибудь орк не завладеет кольцом власти, а тогда мы получим - и получаем - рабство». Вот о чем тоже надо думать, когда смотришь первый фильм из цикла «Властелин колец».
Мы все идем вместе с хоббитами в далекий путь до Мордора, до вместилища зла. И сумеем ли мы сами сбросить во всепожирающий огонь кольцо власти над нами, кольцо, прельщающее наших нынешних властителей так же, как оно совращало древних людей из толкиенского героического эпоса, от этого зависит уже наше собственное спасение. Далек еще путь до Мордора...
Владимир БОНДАРЕНКО
По следам Оскара
Итоги «Оскара», а особенно то, что призы за лучший фильм, режиссуру и сценарий получили «Игры разума» (A Beautiful Mind), а не «Братство», вызвали у многих наших читателей обиду и недоумение. У нас на форумах часто звучала мысль: ну вот, эти... академики опять дают первое место занудной политкоррекщине и задвигают яркое и неординарное «Братство» только потому, что это фэнтэзи.
Итоги «Оскара», а особенно то, что призы за лучший фильм, режиссуру и сценарий получили «Игры разума» (A Beautiful Mind), а не «Братство», вызвали у многих наших читателей обиду и недоумение. У нас на форумах часто звучала мысль: ну вот, эти... академики опять дают первое место занудной политкоррекщине и задвигают яркое и неординарное «Братство» только потому, что это фэнтэзи.
Однако были и трезвые голоса, и были люди, задающие обиженным вопрос: а кто-нибудь уже смотрел «Игры разума»? Кто-нибудь может действительно сравнить два фильма? Четких ответов на это я пока не видела, а потому решила, что мне самой придется обязательно этот фильм посмотреть: ведь врага надо знать в лицо. Ну вот и посмотрела, и вот вам мой честный, беспристрастный (еще бы!) и еретический вердикт: «Братство кольца» с «Играми разума» даже рядом не валялось!
Не знаю насчет остальных претендентов на лучший фильм и сценарий, но «Игры разума» в обоих категориях дают «Братству» сто очков вперед.
«Игры разума» - фильм отнюдь не занудный, не политкорректный и уж точно не забывающийся на следующий день. Вот у меня уже следующий день пошел - а все под впечатлением, даже ночью спать не могла. Фильм захватывает с первых же моментов и доставляет удовольствие, и потрясает на многих уровнях. И хотя речь там ведется о вроде бы занудных вещах - математике и жизни кабинетных ученых, фильм отнюдь не занудный и вообще смотрится как остросюжетный триллер. Пару раз даже хотелось выскочить из кресла от волнения. Кстати, в кассах он был объявлен как «фантастический триллер» (явно до конца его не досмотрел тот, кто это писал). Кроме этого, фильм дает нехилую философскую нагрузку и поднимает вопросы, на которые нет однозначных ответов. Это отнюдь не слащавая голливудская сказочка с хорошим концом о том, как любовь победила безумие (как ее представляли наши критики. Ох уж эти наши критики - я уже поняла, что многие из них просто снобы, неспособные объективно оценивать фильмы, сделанные в Голливуде). И хотя фильм заканчивается вручением Нобелевской премии главному герою и перечислением его научных заслуг, хэппи-энда там все равно не получается. Ну нет, и все! Хэппи-энд убивает всего одна горькая фраза Нэша, которую он произносит представителю Нобелевского комитета, приехавшего известить его о премии. Не буду говорить, о чем она - надеюсь, что вы все-таки фильм посмотрите. Но эта фраза показывает, какую цену пришлось заплатить Джону Нэшу за возможность все-таки остаться в обществе и не скатиться в полное безумие. И в итоге выходишь из кинотеатра с комком в горле.
Ну а что касается сценария и режиссуры и у кого получилось лучше - я не читала книгу, по которой это было снято, но могу сказать только одно: Акива Голдман и Рон Ховард взяли историю свихнувшегося математика, который всю жизнь сидел за столами в разных кабинетах и писал формулы, либо тихо бредил наяву, и превратили это в конфетку, в захватывающее зрелище, за которым следишь с замиранием сердца, плачешь и смеешься и уходишь потрясенным, и потом долго думаешь над увиденным. Можно ли желать большего от фильма? А возьмем сценаристов «Братство кольца» - у них был несравненно более благодатный материал для захватывающего фильма - потрясающая эпическая история, ярчайшие характеры, интереснейший сюжет, глубокая философия за всем этим - ну, скажем, они более-менее адекватно перенесли это на экран, где-то более, а где-то менее. И не больше.и Поэтому я тут на 100 процентов согласна с решением академиков. И еще: Рассел Кроу должен был получить этот Оскар именно за этот фильм, а не за несчастного «Гладиатора». Он сыграл просто блестяще и стал третьим в почетном списке актеров (может, их больше - но я знаю только этих, гениально сыгравших душевнобольных: он ничем не уступает ни Дастину Хоффману в Rainman («Человеке дождя»), ни Джеку Николсону в As Good As It Gets. Может, безумие - благодатная почва для актера и позволяет максимально проявить себя?
А вот то, что Дженнифер Коннели получила Оскар, а МакКеллен - нет, совершенно несправедливо: это единственное, в чем я с академиками не согласна по поводу «Игр разума» и «Братства». Она в «Играх» была адекватна и не более, в то время как МакКеллен создал яркий и запоминающийся образ, и его Гэндальф намного более интересен и психологичен, чем жена Нэша. Ну и последнее - претензии к дубляжу, как обычно ( дублировали другие люди, и переводчик другой). Дубляж явно немного портил дело, и хочется теперь сравнить с оригиналом. Мимика актеров явно предполагала более интересные голосовые интонации, хотя главный герой звучал ничего. Но остальные - слабовато и не вполне естественно.
Вообще Нэш занимался теорией игр и внес большой вклад в это дело, и именно за это получил Нобеля. Он занимался, если я правильно помню (давно дело было..), играми, в которых у участников не вполне противоположные интересы, и алгоритмами поведения игроков, которые позволят всем игрокам достичь максимального выигрыша. В фильме на это частенько и очень мило ссылались. Вот вам простенький примерчик (возможно, Нэш даже его автор). Есть два брата, которым дали торт. Один брат должен разрезать торт на две части, а другой - выбрать свою часть. Получается, что оптимальное поведение для обоих, максимизирующее их выигрыш, приводит к идеально честной игре - торт надо резать точно пополам. Очень мудр ый пример для политики и экономики, между прочим. Правда интересно, хоть и математика? То-то же. Вера САМОХИНА
«ДЕТСКАЯ КНИГА» - ДЕСЯТИЛЕТИЕ СПУСТЯ
В литературно-мемориальном музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского открылась познавательная экспозиция, посвящённая Международному дню детской книги и десятилетию саратовского издательства «Детская книга». Уйдя из Приволжского книжного издательства в пору, когда оно катастрофически прогорало, работники издательства «Детская книга» переместились с Театральной площади на Вольскую, сделали ремонт в старом жилфонде и постепенно там обжились. Конечно, были дипломы и почётные грамоты, полученные за собственно детские книги - большие и цветные. (Сейчас стенды с иллюстарциями из них гостят в музее). Но главное - под коммерчески аккуратным руководством Валентины Фатеевой было создано много учебно-методической, краеведческой литературы по заказу республики Ингушетия. Со стороны местных властей «Детская книга» обеспечена заказом на областную «Книгу памяти». «Живописный Карамзин», старинные немецкие и татарские сказки составили ретро-пласт издательства. Особняком стоит и областная «Красная книга».
В абсолютно новых условиях рыночной конкуренции в «Детской книге» по-старинке держится должность художественного редактора. Художник-журналист Валентин Иванов и после 60-летнего юбилея всё так же напорист. Быть может, тут сказывается идеализм интеллигенции времён хрущёвской «оттепели». Вот и сейчас, когда должности художественного и литератруного редактора утратили престиж, а книжного дефицита давно нет, Иванов по-прежнему «держит марку». Издательство «Детская книга», благодаря юбилейной выставке и, разумеется, высокому художественному и полиграфическому качеству своей продукции, стало заначительно заметнее в ряду многих издательств области.
В ГОРОДЕ ЭНГЕЛЬСЕ - СВОЙ ВИДЕОСАЛОН
Художница Энгельсского краеведческого музея Галия Кушкумбаева стала инициатором городского видеосалона. «Пусть мы будем пока просто называть хорошие фильмы: можем обойтись и без киноведов с их заумными интерпретациями», - делится Галия наболевшим.
Пока в новый видеосалон ходят немногие. Плата за вход тут как в музей - пять рублей. Уже демонстрировались ленты Бергмана «Персона» (с предпросмотровым выступлением кандидата философских наук Ирины Шугайло), Фонтриера «Танцующие в темноте», Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот». «Надеюсь, что у нас получится не просто видеосалон, а клуб по интересам, - строит планы Галия. - Можно будет познакомиться с редкими новинками литературы, подискутировать». Что ж, оптимизма покровчанам-музейщиками не занимать! А чем обернётся благая просветительская затея - покажет время.
ПАРИК «ПУШКИН» И ЗМЕЯ В ЛОКОНАХ
Завуч одесского театрального училища Александр Баренбой (о котором упоминал в своих записках Илья Эренбург) характеризовал одну свою воспитанницу так: «Она, конечно, не сахар, но за сцену вы можете быть спокойны». Нынче же у художника-гримёра Саратовского театра оперетты, ученицы одессита Баренбойма Людмилы Миндлиной - первая «персоналка».
Выставка организована Саратовским отделением Союза театральных деятелей России в Энгельсском краеведческом музее. Придя на работу в театр, девятнадцатилетняя Миндлина создала неповторимую коллекцию париков. Например, парик «Пушкин». Или фантазии - «Море. Судьба», «Сломанная роза» (памяти Галины Алексеевой), «Подарок с сюрпризом» (в локонах прячется змея), «Зайчик», «Петух», «Азиатская фантазия», «Бидермайер»... Работы в зале размещены тремя сужающимися окружностями. Главный художник театра оперетты Сергей Болдырев настоял на этой экспозиции, посмотрев работы Миндлиной на масштабной ретроспекции «Художинки в театре», прошедшей в начале года в Радищевском музее. Признаюсь честно: «персоналок» художников-гирмёров я что-то не припомню. Музейные сотрудники настаивают на всероссийской уникальности экспонатов, а зрители просто радуются: ведь сюда можно приходить с детьми - любоваться, часами переходя от стенда к стенду. Фееричность, театральность мышления Миндлиной просто завораживают!
Борис ГЛУБОКОВ