Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№17 (385) 24 апреля 2002
Бранко АРСЕНИЕВИЧ
Трехколорное знамя XXI века
В начале третьего тысячелетия чётко обозначились три движущие силы, три противоборствующих фронта, которые определят особенности существования мировой цивилизации на протяжении всего ХХI века, возможно даже и всего третьего тысячелетия, и унесут не один миллиард невинных человеческих жизней. Этими силами, под знаменем которых будут развиваться грядущие события, являются: возглавляемый США технологический империализм, исламский фундаментализм и европейский антиглобализм.
У каждого из них есть своя доктрина, своё кредо - конечная цель, которая делает движение агрессивным, непримиримым. Поэтому конфронтация между ними становится неизбежной и будет принимать всё более ожесточённый характер. Поэтому давайте сначала рассмотрим по отдельности те внутренние причины, которые заставляют каждое движение двигаться по своим, уже проложенным рельсам и не позволяют ему делать какие-либо уступки и идти на компромиссы.
Итак, начнём с возглавляемого США технологического империализма. Фактором, определяющим его долгосрочную стратегию, является стремление кучки высокоразвитых государств сохранить любой ценой нынешний статус разделения мира на отстающие и высокоразвитые для продолжения извлечения из отстающих технологической ренты. Однако, для осуществления этой задачи нужно переустройство всей нынешней системы мироздания - создание монополярного мира во главе с США, самой сильной и единственной мировой державой, что в свою очередь автоматически ставит в неравноправное положение все остальные высокоразвитые госдуарства. Вряд ли США, израсходовав огромные суммы на наведение новых мировых порядков, согласятся делить власть, а заодно и прибыль, извлекаемую из своих владений, с французами, немцами или японцами. И это внутреннее противоречие делает альянс высокоразвитых государств нестабильным, в долгосрочном плане - чреватым внутренним столкновением. В своём стремлении к мировому владычеству, США, в случае необходимости, могут использовать против Германии или Японии те же самые средства, что и против Афганистана, с той разницей, что эффект от одной сброшенной на Рурскую область бомбы будет в тысячу раз превышать эффект от такой же бомбы, сброшенной на высокогорные пещеры Афганистана.
Есть, конечно, у членов альянса высокоразвитых государств, кроме расхождения чисто экономических интересов, и другие противоречия, делающие его бесперспективным, несостоятельным. Среди них следует выделить:
1). Отсутствие единой идеологии. Бизнес - это тоже идеология, защита своих собственных интересов. Но у каждого государства свои интересы. Поэтому столкновение интересов, особенно в условиях всемирной экономической депрессии - явление неизбежное, создающее угрозу внутреннего разложения альянса.
2). Отсутствие единой веры, религии, кризис христианства. Любая религия проходит через четыре этапа: становление, развитие, застой и разложение. Причём, все четыре этапа укладываются в 1,5-2-тысячелетний период. Все предыдущие религии - ассирийцев, шумер, вавилонян, египтян - разлагались и того раньше. Оно сопровождалось падением нравов, массовыми беспорядками, резнёй, самоистреблением и, как следствие, - распадом не только государств, цивилизаций, но и исчезновением этносов. Из этой смуты зарождались новые религии. Зарождались не сразу и не за круглым столом переговоров, а в кровавой многовековой схватке старого и нового. Собственно, любая новая не только религия, но и идеология зарождаются в условиях социальной смуты и продолжающихся беспорядков. То, что происходит сейчас: стремление США к созданию монополярного мира, повсеместному наведению своих порядков, не имея ни своей религии, ни идеологии, способной вовлечь в свою орбиту мира, блаженства и спокойствия людей, принадлежащих к разным культурам, - является репризой того, что повторялось много раз. Томогавки, мини- и макси атомные бомбы способны испепелить целые государства, стереть с лица земли многие народы, но создать новую религию они не могут. Ничего кроме хаоса и беспорядков. Новая религия будет прорастать из этого, созданного США, хаоса, и она обязательно будет антиамериканской.
3). Усталость духа или катастрофический спад интеллектуального потенциала претендентов на мировое владычество. Здесь, конечно, можно возразить, придерживаясь взглядов наших либералов-прозападников: скажем, американцы на своих томогавках не несут ни новой религии, ни тем более идеологии, но они несут отстающим народам новые технологии, демократию и просвещение... если бы так! На самом деле всё с точностью до наоборот. Внедрение новых технологий в томагавках и самолётах-невидимках не требуется. США и их союзники стремятся всеми правдами и неправдами сохранить за отстающими государствами нынешний статус рынков сбыта своей продукции, углубляя и без того глубокую пропасть между спросом и предложением. Вряд ли, скажем, в Афганистане, Югославии и Палестине после массовых ковровых бомбовых ударов, разрушающих и без того скудную экономическую инфраструктуру, вырастет покупательная способность населения и побеждённые народы этих государств станут более активными потребителями американских куриных окорочков, не говоря уже о «Боингах», «Кадиллаках» и компьютерах. Словом, с расширением зон стратегических интересов и наведением в них своих порядков путём применения грубой военной силы, у США иных способов нет и не будет, происходит процесс сужения рынка сбыта и усиление анархии, что в свою очередь ускорит процесс быстро набирающей обороты всемирной депрессии.
Что до экспорта умов для просвещения непросвещённых плебеев, внедрения современных технологий, то здесь мы имеем дело с одним из наиболее ярких парадоксов эпохи, в которой живём. Как бы это не показалось странным, но поставщиками умов, изобретающих новые технологии, являются не государства «цивилизованного Запада», а Индия, Россия, Китай, Венгрия и другие отстающие государства. Что-то не припомню, чтобы какой-нибудь учёный американец или западноевропеец работал в Индии на подъём индийской науки, культуры, на усовершенствование промышленного производства этой страны, в то время как десятки тысяч видных индийских учёных, особенно в области современных компьютерных технологий. Работают в США и Западной Европе. Подобного рода явления мы наблюдаем во всех отраслях жизни - от хоккея, футбола и баскетбола до искусства и высоких технологий. Погоня за мозгами является веянием времени. Даже Германия, являющаяся на протяжении двух последних веков законодательницей мод в области изобретения и внедрения новых технологий, и та бьёт тревогу, ищет высококвалифицированных специалистов за пределами высокообразованной Германии. Это явление имеет одну, общую для всех высокоразвитых государств, причину. Народ, пожирающий в три-четыре раза больше калорий, чем это нужно для нормального существования, становится ленивым, безразличным не только к трудоёмким наукам, но и к настоящей культуре. Во всей Америке сегодня вряд ли найдётся десяток-другой людей (за исключением специалистов), которые бы прочитали всю «Божественную комедию» Данте, «Иллиаду» Гомера, «Фауста» Гёте, «Преступление и наказание» Достоевского. Американскому и даже современному немецкому обывателю это не по плечу, ибо вся отведённая самой природой жизненная энергия уходит на усвоение высококалорийной пищи. У него работает только одна извилина: та, которая ведает едой. Он доволен собой, своим общественным статусом, и в то же время он смертельно боится, что будет завтра, если еды поубавится, если ему придётся ходить пешком. Он прекрасно осознает, что обратно, к земле-матушке, к истокам жизни возврата нет, впереди тоже дороги закрыты. Поэтому он консервативен, готов сражаться за сохранение нынешнего статуса. Он труслив, но он хорошо вооружён и поэтому опасен. Трусы стреляют первыми. Конечно, такое было и раньше. Были же богоподобные фараоны, уносящие в мир иной всё нажитое состояние, а заодно и самых близких их сердцам людей. Была римская знать и феодальная аристократия, разлагающася в роскоши и изобилии, но такого массового чревоугодия не было никогда. Здоровый дух народа сохранялся среди голодающих плебеев, и поэтому происходящие в верхушке дегенеративные процессы особого влияния на здоровье нации не оказывали.
4). Семья и клонирование человека. Генная инженерия, вторая по значимости после небывалого прорыва информационных технологий, получившая интенсивное развитие во второй половине ХХ века. И связано это с разложением семьи и стремлением всё того же самодовольного обывателя остаить на белом свете копию самого себя. Это стремление настолько глубоко врезалось в коллективное подсознание обывателя, что может превратиться в новую, хотя и недолговечную религию. Собственно говоря, все предыдущие религии так или иначе предлагали одно и то же решение проблемы продолжения жизни - веру в жизнь загробную. Демократизм двух последних религий - христианства и мусульманства - заключался в том, что внушалось: души усопших землян, переселяясь в мир иной, становятся равноправными обитателями вселенной. Правда, их господь то награждал, то наказывал за заслуги или грехи, но все они получали право на поселение в мир вечности. Надо сказать, что люди в абсолютном большинстве являются великими поклонниками самих себя, своего таланта, физических и умственных данных, и эта любовь тем сильнее, чем сама природа была менее щедра в их творении. Благо на этом пути стоит целый ряд нерешённых и даже неразрешимых вопросов, среди которых и вопрос старения. Овца Долли оказалась ровестницей овцы-донора. А это значит, что копия умирает вместе с оригиналом. Кроме того, личные качества, приобретённые в процессе индивидуальной жизни, клонированию не подлежат по двум наиболее существенным причинам: во-первых, потому что клонировать, скажем, Пушкина невозможно, потому что, став Пушкиным, он исчерпал весь свой творческий потенциал. Впереди только старость, постепенное угасание сгоревшего в творческом процессе таланта. И, во-вторых, - индивидуальные достижения в генах личности не закодированы, следовательно, и клонированию не подлежат. Они - это приобретённые индивидуальные качества, и по наследству не передаются.
Продолжение в следующем номере
Бранко АРСЕНИЕВИЧ