Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№19(387)8 мая 2002
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Праздник в Русской Православной гимназии
Более ста лет назад император Александр III на основе православной «сельской школы» С.А.Рачинского создал в России сеть церковно-приходских школ. Уже к концу ХIХ века их стало более 35 тысяч и училось в них 1,2 миллиона детей. Две трети средств на содержание этих школ давали губернские и земские сборы. Параллельно с этим на нашу страну из «просвещённой» Европы пришла беда в виде поэтапной дехристианизации образования. Атеизм в среде учебных заведений укрепился (вопреки расхожему мнению) ещё до Октябрьской революции. Уже Временное правительство приказами о передаче церковно-приходских школ Минпросу фактически отдало всё образование прозападному влиянию. Из школ была изъята литература патриотической направленности. Только сегодня появляется надежда на то, что Россия обретёт духовно-нравственные основы своего бытия, и в первую очередь это должно быть сделано через наполнение этими основами содержания образования в Российской Федерации.
Осознали этот непреложный факт и в комитете по управлению имуществом г.Саратова, выделив место для Русской Православной гимназии г.Саратова. Теперь это новое просветительское учреждение находится в Ленинском районе по адресу: ул. Студёная, д. 6а. Духовное окормление учащихся Русской Православной гимназии и всех приходящих под спасительный омофор православия взял на себя с благословения настоятеля храма во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», что на Танковой горе посёлка Солнечный, священник Виталий Колпаченко. Пришёл молодой батюшка - недавний выпускник истфака СГУ и Саратовской духовной семинарии - к духовному окормлению гимназии с благословения главы епархии - архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева).
Пока что, на первых порах, гимназия будет функционировать как просветительское учреждение с изучением цикла «Основы православия», катехизаторские беседы с детьми и взрослыми, встречи с православной общественностью города.
Уже сейчас к этому новому духовно-нравственному очагу нескрываемый интерес проявляют жители окрестных многоэтажек, уставшие от навязчивых пропагандистских демаршей американских «старейшин»-мормонов и мунитов. Отец Виталий не оставляет без внимания их просьбы о крещении, тяготение к истинной вере. В гимназии батюшка провёл освящение праздничных пасхальных куличей, помолился вместе с другими присутствовавшими об успехе благого начинания. Гимназия, конечно, ещё долго не сможет в силу имущественных и финансовых ограничений в полной мере стать церковно-приходской. Но сам факт создания её по Божьему промыслу и трудами директора Александры Стародубцевой, закрепление её за храмом, включение, таким образом, в приход жителей нового микрорайона - всё это дарит духовную надежду.
Борис ГЛУБОКОВ
       ПАМЯТИ МАСТЕРОВ
13 мая в Большом зале консерватории состоится концерт, посвящённый памяти выдающихся саратовских музыкантов О.Н.Стрижовой и Н.А.Гольденберга.
Ольга Николаевна Стрижова закончила консерваторию в 1949г. Сохранилась выписка из протокола заседания ГЭК. Председатель комиссии проф. Московской консерватории В.К.Натансон так оценил творческий потенциал дипломницы: «Стрижову считаю выдающейся певицей по тембру, обаянию, сдержанности... Она живёт в образе, чувствует партнёра, захватывает от начала до конца. Несомненно, перспективна,... высокоталантливая, музыкально одарённая, овладевшая вокальным мастерством... Может быть рекомендована для прохождения аспирантуры».
После окончания консерватории Ольгу Николаевну оставляют на кафедре сольного пения ассистентом проф. В.Ф.Туровской, а через год ей поручают самостоятельный класс.
Параллельно с педагогической деятельностью Ольга Николаевна продолжает начатую ещё в студенчестве работу в областной филармонии, театре оперы и балета. Она часто выступает с сольными концертами в консерватории, на радио и телевидении, в шефских концертах для населения и воинов Советской Армии, поёт с оркестром, трио, квартетом. Поражает широта диапазона её исполнительской и просветительской деятельности, а так же объём и разнообразие её репертуара, Ольгой Николаевной были исполнены вокальные циклы и программы, включающие произведения Баха, Бетховена, Брамса, Вольфа, Шуберта, Шумана, Листа, Шоссона, романсы и песни доглинковского периода, романсы Глинки, Даргомыжского, произведений Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, произведения композиторов-современников: Глиера, Свиридова, Шостаковича, Шапорина, Хачатуряна, Таривердиева: композиторов Поволжья А.Нестерова, А.Касьянова. Стрижова внесла большой вклад в пропаганду творчества саратовских композиторов (В.Ковалёва, А.Котилко, Б.Сосновцева, М.Симанского), являясь подчас первой исполнительницей их произведений.
И всё же при всей многогранности концертной деятельности, делом жизни Стрижовой стала педагогика. За 35 лет Ольга Николаевна подготовила целую плеяду высококлассных мастеров вокального искусства, многие из которых и по сей день работают в театрах, филармониях, музыкальных вузах и училищах России и стран СНГ. Среди выпускников класса Стрижевой немало и других выдающихся современных исполнителей: Народные артисты России Светлана Костина и Валентина Шершнёва; Заслуженные артисты России Л.Воробьёва, Л.Гусева, Р.Лунёва, Т.Луцак, В.Самойлова, В.Симирницкая, Л.Спепанец, А.Тарасова, Н. Тарасова, Заслуженная артистка КБ АССР С.Богатыжева, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. Мусоргского А.Фатькина, дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады И.Пригода, дипломант конкурса вокалистов республик Средней Азии Р.Полянская и многие другие.
С 1969г. и до конца жизни Ольга Николаевна заведовала кафедрой сольного пения Саратовской консерватории. По отзывам коллег, она умела сплотить коллектив, создать спокойную деловую и творческую атмосферу, пользовалась заслуженным авторитетом среди педагогов и студентов. За время её руководства кафедра стала одной из ведущих в РСФСР. «Стрижова Ольга Николаевна для всех нас была примером прекрасной певицы, человека, руководителя кафедры» отмечали профессора вокальной кафедры института им. Гнесиных З.Долуханова, Н.Шпиллер, Л.Дмитриев.
Наум Абрамович Гольденберг родился в Саратове в семье служащего. Его отец, Абрам Соломонович, любил музыку и сам играл на скрипке. Вероятно, первые музыкальные впечатления, а возможно и навыки, Наум Абрамович получает в раннем детстве именно в семье. В 8 лет его отдают в Республиканскую музыкальную школу (ныне ЦДМШ), которую он заканчивает в 1934г. по классу скрипки Богатырёва.
В начале Великой Отечественной войны Гольденберг вступает в ряды народного ополчения, но через полтора месяца по состоянию здоровья его снимают с военного учёта. В октябре 1941г. Московская консерватория была частично эвакуирована в Саратов, где объединилась с местной консерваторией. Среди прибывших профессоров, преподавателей и студентов находились Л.М.Цейтлин, А.И.Ямпольский, Я.И.Рабинович, А.Гинсбург, Ю.И.Янкелевич, Б.В.Беленький, Б.В.Питкус, М.Л.Затуловский, Р.Дубинский, В.Рабей, Б.Риентович, Я.Слободкин, В.Берлинский. В эвакуации наряду с учёбой Гольденберг работает в оркестрах Московского Художественного театра, Саратовского оперного театра и в симфоническом оркестре консерватории, выступает в составе шефских артистических бригад.
Многогранная концертная практика Наума Абрамовича успешно сочеталась с педагогической. Именно педагогика стала основным видом его деятельности, смыслом его жизни. Он начал преподавать в 1946 г. в республиканской музыкальной школе, затем - в музыкальном училище, и, наконец, с 1950 г. в консерватории. За время работы на кафедре струнных инструментов Саратовской консерватории он подготовил не одно поколение высокопрофессиональных музыкантов, прекрасно зарекомендовавших себя как в России, так и за рубежом. Среди них доцент Т.Сандлер, В.Тимошкин, Заслуженный работник культуры РФ Г.Алиева, Г.Габрусь, М.Буянер, М.Буневицкий, доцент Т.Быкова, А.Гришаев, Заслуженный работник культуры РФ Э.Завилянская, Д.Инсарский, А.Маркина, В.Макушкин, А.Нарочный, Л.Портной, О.Степанов, Р.Штейнфер, Народный артист РФ Г.Кузьмин, Народный артист Дагестана, лауреат Государственной премии М.Абуев, Заслуженные артисты РФ В.Витман, В.Найден, В.Шувалов, Заслуженный артист Чувашии З.Шапиро. Только в Саратове и области работают около шестидесяти его выпускников, продолжающих традиции своего учителя.
Многие из них стали дипломантами Всесоюзных конкурсов, а квартет «Моц-Арт» - лауреатом премии «Золотой Аполлон 2000».
Н.А.Гольденберга можно по праву считать одним из основателей Саратовской скрипичной школы. Памяти Учителя посвящён юношеский конкурс имени Наума Абрамовича Гольденберга, учреждённый по инициативе его учеников в 1994 году и проводимый каждые три года в Саратове.
А.ТАРАСОВА, заслуженая артистка РФ, ученица О.Н.Стрижовой
Звучащая летопись эпохи
В 70-е годы прошлого века по инициативе Русского музыкального общества в Саратове были открыты музыкальные классы, ставшие важной основой для дальнейшего развития культурной жизни города. А в начале века здесь были основаны университет и третья в России консерватория.
Однако выступления этих коллективов с годами всё меньше отвечали художественным запросам, стремлению широкого слушателя к музыкальной культуре. Назревала необходимость создания профессионального симфонического оркестра, который позволил бы систематически осуществлять концертно-просветительскую деятельность, знакомить слушателей с лучшими образцами музыкального искусства. Таким коллективом стал симфонический оркестр Саратовской филармонии, организованный сразу после войны. Узы глубокой творческой дружбы связывают филармонию с Саратовской консерваторией. Состав оркестра непрерывно пополняется молодежью, выпускниками консерватории. За полвека творческой деятельности оркестра выросло несколько поколений отличных музыкантов, в том числе получившие признание на всесоюзных конкурсах Е.Марахтанов, Е.Курманов, А.Щенников, И.Алиев; удостоенные почетного звания «Заслуженный артист РФ» - Н.Мальчевская, Г.Кузьмин. А.Иванов, Ю.Калинин, Ю.Скворцов, И.Штейнберг, О.Ратинер, В.Каминский. Важный этап в становлении и развитии оркестра связан с деятельностью художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Н.Факторовича. Он принадлежал к тем талантливым дирижёрам, чья отличительная способность - в стремлении открывать новые музыкальные пространства, в необычайном чувстве нового.
В последние годы с коллективом плодотворно работали талантливые, хотя и столь различные по своим художественным принципам и устремлениям музыканты, такие как заслуженный деятель искусств Г.Проваторов и лауреат Международного конкурса «Фонд Г.Караяна» В.Жордания. Многие их программы, включавшие в том числе сочинения, впервые исполнявшиеся в нашей стране, вызывали глубокий отклик слушателей. В частности, впервые в Саратове под руководством Проваторова прозвучали 4-я симфония Д.Шостаковича, поэма «Прометей» и 1-я симфония А.Скрябина. До сих пор помню восторженную атмосферу, царившую в зале... С пристальным внимание коллектив относится к сочинениям композиторов Саратова, автономных республик Поволжья. В его концертах звучали произведения наших земляков М.Симанского, Б.Сосновцева, В.Ковалева. Е.Гохман, А.Котияко, К.Хмары, О.Моралева, А.Бренинга.
За полвека творческого пути отчётливо проявились грани художественного облика оркестра, который сложился как последовательный и неутомимый пропагандист русской и зарубежной классики и лучших образцов современной музыки. В его программах достойное место занимают сочинения выдающихся композиторов нашей эпохи С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Н.Мясковского, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, К.Караева. В их произведениях пульс времени бьётся ярко и сильно, в образной форме они запечатлели сложные процессы жизни. Систематическое обращение к этим сочинениям, художественным документам помогает создавать своеобразно звучащую летопись нашей Родины.
Анатолий ЛЕВИНОВСКИЙ, заслуженный работник культуры России