Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№23 (391) 5 июня 2002
Бранко Арсениевич
Место России в современной стратегии США
Первый этап - с 1945 года до Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, когда США добивались именно этого, стремились к уничтожению великой империи, появившейся на одном из важнейших геополитических направлений. Той «империи зла», которая стала поперёк горла США в их тяге к мировому владычеству. Это период так называемой «холодной войны», в который США вынашивали самые горячие планы ядерного уничтожения СССР. Планы, ставшие причиной небывалой в истории гонки вооружений, которая, в конце концов, поставила советскую экономику на грань банкротства.
Второй этап начался сразу после Беловежского соглашения, распада СССР. Для США данный документ представлял собой акт частичной капитуляции. Не стало больше великой империи, рухнула военизированная промышленность (выдержавшая конкуренцию не только с промышленностью США, но и всего Запада), начался необратимый процесс распада постсоветских вооружённых сил. От былого величия осталась только Россия, преемница СССР, пытавшаяся играть роль великой державы, опираясь на жалкие остатки богатого военного паритета. В этот период США стремились сделать Беловежскую капитуляцию всеобщей, безоговорочной и поэтому продолжили придерживаться прежней доктрины «холодной войны», предъявляя всё новые требования к кремлёвскому правительству: тут и экономические санкции, расширение НАТО на Восток, разжигание региональных конфликтов на юге России. Вынашиваются планы по расчленению России на Дальневосточную, Уральскую и Европейскую республики. Под эгидой МВФ и Всемирного банка реконструкции и развития идёт плановый развал базовой промышленности. Вытеснение России с Балкан, Кубы, Вьетнама происходит под насаждением идеи «У России нет никаких стратегических интересов за пределами её национальных границ». Третий, заключительный, этап начался только что, с подписанием договора СНВ-3 о сокращении численности стратегических вооружений и принятием закона о продаже земель сельскохозяйственного назначения. Оба эти документа следует рассматривать в одной упаковке, как приложение к Беловежскому соглашению. Об этом чуть позже, а теперь - о главном. Главное состоит в том, что Россия в начале 2002 года оказалась поставлена в полную экономическо-политическую зависимость от США. Окончательная капитуляция уже состоялась, и у США нет больше оснований считать Россию своим противником, ибо она фактически не в состоянии оказывать какого-либо сопротивления, не только военного, но и экономического. И тогда президент США Буш после встречи с Путиным на своём ранчо заговорил о стратегическом партнёрстве. О каком партнёрстве может идти речь между побеждённым и победителем? Между супердержавой, претендующей на мировое владычество, и рухнувшей империей, которая ведёт борьбу за выживание? Между богатым и нищим? Оказывается, можно.
США нужно стратегическое партнёрство с Россией в куда большей степени, чем самой России. Кстати, Россия всегда была нищей, и тем не менее она была стратегическим союзником Англии и Франции во времена мирового колониализма. Нужна была в борьбе против Германии, Японии, стремившихся к перераспределению колоний и сфер влияния. При этом западные метрополии мирового колониализма делали всё возможное, чтобы Российская империя не смогла вырваться из средневековой отсталости. С тех пор (с начала ХХ века) до сегодняшнего дня мало что изменилось, разве только появился другой хозяин. Место метрополии мирового технологического колониализма прочно заняли США. Россия им нужна как застава, пограничье между Европой и Азией. «Европа не должна быть настолько интегрирована, чтобы могла бросить вызов США» - такова не раз озвученная доктрина США. Расширение НАТО на Восток такой гарантии не даёт. Обычно такие многонациональные образования в случае политического кризиса распадаются примерно так же быстро, как распался Варшавский договор. Поэтому России отведена новая роль. Не то чтобы роль партнёра НАТО (такое партнёрство абсурдно: два военных союза под эгидой одного хозяина). Россия нужна США для того, чтобы держать в «ежовых рукавицах» Западную Европу, чтобы Германия, Франция и другие гиганты мировой промышленности даже во сне не могли мечтать о прорыве на Ближний и Дальний Восток, к источникам энергоресурсов и другого сырья. Нужна для того, чтобы при необходимости можно было перекрыть подачу сибирского газа и нефти в Западную Европу. У США одна забота: как сохранить за ЕС статус доминиона. В этой связи США готовы пойти на некоторые уступки России, в частности, смотреть сквозь пальцы на интеграцию с Белоруссией, Казахстаном и некоторыми другими государствами шанхайской шестёрки, только не с Украиной. Словом, та же политика, что и в отношении ЕС, - Россия не должна быть настолько богата и интегрирована, чтобы могла бросить вызов США. А это значит, что никаких серьёзных инвестиций в нашу экономику не будет.
Особую озабоченность США доставляет остаток нашего стратегического потенциала. Речь не идёт о желании полного ядерного разоружения России. Америка стремится обезопасить лишь саму себя путём дальнейшего сокращения числа стратегических ракет до такого уровня, чтобы ни одна боеголовка не достигла территории США. А так Россию вовсе не следует, считают там, полностью лишать ядерного оружия: пусть вооружается и в случае необходимости бомбит ближайшее окружение - Индию, Китай или Пакистан. И так население земного шара стоило бы, по их мнению, сократить...
Купля-продажа земель сельхозназначения - это вторая (после сокращения стратегических вооружений до уровня полной безопасности для США) позиция стратегического партнёрства России и Америки. Не так уж трудно догадаться почему: основной оплот российской государственности - русский народ. Ему-то и принадлежат подлежащие продаже, согласно принятому в первом чтении закону о землях сельхозначения, по существу, бесхозные земли. Конечно, эти земли (даже кубанские) - какими бы плодородными они ни были - нидерландские, немецкие, итальянские фермеры не станут покупать. Государство от их реализации не выручит ломаного гроша. Дело в том, что фермерство и в самых передовых странах, богатых плодородными сельхозугодьями, таких как США и Австралия, без финансовой поддержки государства существовать не может. Покупателями наших земель станут быстроразмножающиеся народы юга России, Средней Азии и Дальнего Востока. Поэтому принятие закона о купле-продаже земли на практике и в долгосрочной перспективе означает снятие главного барьера для беспрепятственного проникновения в Сибирь и на Среднерусскую равнину миллионов нищих корейцев, вьетнамцев, китайцев, казахов, киргизов, турок и многих других, которые уже и сейчас, до принятия этого самого злополучного закона, рвутся на нашу Кубань. В результате - не иначе как до конца ХХI века русская нация окажется окончательно размыта, неспособна к защите своих государственных интересов.
Собственно, США не скрывают и не скрывали никогда, что главным препятствием на их пути к мировому владычеству на важнейшем евроазиатском направлении стоит русский народ со своим православием и уникальной славянской цивилизацией. И поэтому все действия США на протяжении всего минувшего десятилетия так или иначе были направлены против славянской цивилизации. Думаю, что эту политику США будут продолжать и впредь, так как она вытекает из глобальной доктрины создания монополярного мира. Новый Земельный кодекс устраивает и Западную Европу, так как благодаря ему Россия «проглотит» значительную часть эмигрантов Востока, стремящихся попасть на благополучный Запад.
Какую выгоду может извлечь Россия из этого «стратегического партнёрства»? Это прежде всего выгода, которую умудряются извлекать побежденные из закона послушного сотрудничества со своим победителем. А это значит «лечь на дно» и делать то, что делали и продолжают делать немцы на протяжении всей второй половины ХХ века. Им удалось сделать многое: возродить национальную промышленность, присоединить восточные земли, укрепить национальное единство, превратить Германию в одну из самых высокоразвитых держав.
Увы, но нам отведена совершенно другая роль - роль сырьевого и, если хотите, военного придатка США. Поэтому Путину не суждено стать русским Аденауэром. Плана Маршалла не будет. Русского экономического чуда - тоже. Будет другое: за счёт нефтедолларов Лужков будет продолжать в Москве строительство дорогостоящих высотных зданий, олигархи - приобретать коттеджи вдоль северо-западных побережий Средиземного моря, коррупция останется главной опорой Российской государственности. При всём этом Путину, возможно, удастся сохранить целостность государства за счёт всё возрастающих центробежных сил внутри западного альянса, прежде всего, стремления запаноевропейцев к возрождению национальной, культурной и экономической самобытности.
Кроме того, роль мирового жандарма, которую берут на себя США, в условиях нарастающего всемирного экономического кризиса требует больших перегрузок. Америка уже не может сегодня того, что могла вчера, и завтра не сможет делать того, что с лёгкостью делает сегодня. Общественное мнение быстро меняется, и США уже не смогут наносить бомбовые удары по городам и сёлам самопровозглашенных зон своих стратегических интересов, прикрываясь плащом защиты демократии и прав человека. Как раз в этих внутренних противоречиях западной, и прежде всего, американской цивилизации находится наш шанс выживания - шанс сохранения целостности государства Российского.
Этот шанс искать не надо. Он находится на самой поверхности. Следует только понять, что любая идея создания монополярного мира во главе с США обречена на неудачу. В такой же степени в своё время была обречена идея создания подобного монополярного мира во главе с высшей арийской расой. Всё так и, тем не менее, в сложном сплетении международных отношений для России и её президента есть только один заведомо проигрышный ход: стать сторонником американских интересов на евроазиатском направлении без какой-либо ощутимой выгоды для себя, и тем самым потерять не только доверие, но и уважение как западноевропейских, так и азиатских соседей. Будем надеяться, что такого не произойдёт.
Бранко АРСЕНИЕВИЧ