Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№25(393)19 июня 2002
Ловля нахлыстом
Представления о нахлысте большинства рыболовов - неспециалистов в этой области - почти всегда связаны с ловлей в текущей воде плавающим шнуром с сухой мушкой. Это, действительно, наиболее известный и удивительно элегантный и азартный способ ловли. Однако не всегда можно найти хрустальную речку с форелью и хариусом или, на худой конец, с голавлем и язем, а вот озер, водохранилищ и прудов с относительно прозрачной водой достаточно везде. Рыболовы-нахлыстовики открывают все новые и новые возможности и места ловли. На Западе ловля нахлыстом в замкнутых водоемах приобретает все большую популярность. В Великобритании - родине нахлыста - озерная ловля форели вообще отдельная ветвь нахлыста, со своими историей и традициями. Уже не в диковинку германские и английские клубы любителей ловли нахлыстом судака и щуки. Все большую популярность приобретает этот вид ловли в нашей стране.
В пруду, озере или водохранилище можно ловить нахлыстом практически любую рыбу. И все же существует несколько видов рыб, которых предпочтительно ловить нахлыстом в стоячей воде. Это - форель (кумжа), хариус, голец, сиг, палия, щука, окунь, судак, плотва, язь, красноперка, голавль, уклея, ротан. Современные нахлыстовые снасти для ловли в стоячей воде имеют некоторые особенности. Удилища
Фирмы - производители нахлыстового снаряжения предлагают для береговой ловли достаточно жесткие, специально усиленные графитовые удилища 7-9 класса длиной 2,9-3,3 метра, предназначенные для дальних забросов тяжелых мушек на шнурах типа «стреляющая головка» или применения силовых забросов с двойной тягой на обычных шнурах типа «торпеда». Рабочая дистанция ловли такой снастью 25-30 метров для «торпед» и до 40 метров для «стреляющих головок». При ловле с лодки обычно применяются удилища 6-8 класса до 3 метров длиной. Требования к строю лодочных удилищ менее строгие, так как с лодки почти никогда не ловят на предельных дистанциях.
Катушки
Катушки для озерной ловли мало чем отличаются от речных. Нужно только отметить, что в озерной ловле чаще, чем в речной, применяются нахлыстовые мультипликаторные и специальные катушки увеличенного диаметра для ловли со «стреляющими головками». Объясняется это тем, что, во-первых, в стоячей воде необходима большая скорость подмотки шнура, чтобы лучше контактировать с подсеченной рыбой, а во-вторых, даже современные удлиняющие шнуры для «стреляющих головок» имеют остаточную «память» материала и после хранения напоминают спиральную пружину. Большой диаметр катушки уменьшает этот недостаток, впрочем, обычно эта неприятная особенность удлиняющих шнуров исчезает после первого десятка забросов. Подобрать катушку к удилищу несложно. Главное - уравновесить длинное удилище и вместить достаточное количество основного и удлиняющего шнуров.
Шнуры
Современное разнообразие шнуров, предлагаемых для различных условий ловли, способно озадачить даже опытного рыболова. Однако зачастую нет необходимости иметь все конфигурации шнуров. Нахлыстовику для ловли в стоячей воде нужны плавающий, быстротонущий и нейтральной плавучести шнуры. Тем не менее стоит иметь возможно полное представление о спектре плавучести шнуров и их предназначении.
Современная классификация разделяет шнуры на плавающие (floating), нейтральной плавучести или очень медленнотонущие (intermediate), медленнотонущие (slow sinking), быстротонущие (fast sinking) и сверхбыстротонущие (super fast sink). Кроме того, существует специальный класс шнуров с тонущим кончиком (sink tip), у которых тонут первые 3-4 метра, а остальная часть - плавающая.
Выбор шнура зависит от того, каким методом вы собираетесь ловить, какой тип мушки использовать, какой стиль проводки и какая скорость подбора шнура вам необходимы для наилучшей подачи приманки. Качество шнура - немаловажная вещь в береговой ловле, так как от него зависит дистанция заброса и подача мушки. В большинстве случаев, чем дороже шнур, тем выше его качество.
Высокая цена шнура - не блажь производителя. Сравним, к примеру, одну из последних дорогих новинок фирмы «Scientific Angler» - тонущий шнур «ЗМ Uniform Sink» со стандартным, более дешевым тонущим шнуром «ЗМ Wet Cel». Фронтальная часть шнура «ЗМ Uniform Sink» тонет немного быстрее, чем тело шнура, в то время как тело обычного «ЗМ Wet Cel» при погружении колоколообразно провисает, и мушка долго находится вблизи поверхности воды. При ловле на приличной глубине и вполводы пользоваться шнуром «ЗМ Uniform Sink» намного удобнее: он точно и быстро доставляет мушку в нужную точку.
Ловля шнурами «стреляющая головка» мало чем отличается от ловли обычными шнурами типа «торпеда». «Стреляющие головки» дают небольшое преимущество в дальности заброса, но только в руках специалиста. Пожалуй, только одно их достоинство привлекло мое внимание - возможность выполнить заброс на нужную дистанцию при ограниченном пространстве на берегу. Длина «стреляющей головки» 9-12 метров. Если за спиной находятся деревья или кусты, то нормальный шнур нельзя развернуть сзади. А вот разогнать «головку» зачастую бывает возможно.
Поклонники ловли «стреляющими головками» идут на всевозможные ухищрения, чтобы разместить удлиняющий шнур, так как он весь должен быть сброшен с катушки перед забросом. Многие используют специальный поддон, который крепится на поясе и куда укладывается шнур. Однако, на мой взгляд, это делает рыболова неуклюжим и ограничивает подвижность. Некоторые нахлыстовики используют кусок полиэтиленовой пленки, раскладывая ее на берегу. Однако при ловле взабродку без поддона не обойтись - поднять с воды 20-30 метров удлиняющего шнура практически невозможно. Подлески
Конический подлесок - очень важная часть снасти. Фирмы-производители постоянно совершенствуют эту часть, предлагая новые модели подлесков из суперсовременных материалов. Одна из последних новинок - плетеные конические подлески. Они выпускаются трех видов: «Trout» (форель), «Lightweight» (легкий вес) и «Salmon» (лосось). Для ловли в стоячей воде необходимы подлески «Trout». Первой на рынок снастей ее предложила английская фирма Airflo. Имеет смысл привести классификацию плавучести этих подлесков, поскольку другие фирмы, которые также сейчас выпускают плетеные конические поводки, придерживаются этой или похожей классификации .
Плавающие подлески применяются для ловли сухой мушкой, суспендерами, неутяжеленными нимфами, эмержерами и баззерами на поверхностной пленке воды или непосредственно под ней.
Подлески нейтральной плавучести практически идентичны по своим характеристикам коническим монофильным подлескам и применяются для ловли на неутяжеленные нимфы, мокрые мушки и утяжеленные мушки типа «Lure» (приманка) на глубине до 1 метра.
Сверхмедленнотонущие подлески хорошо пробивают поверхностную пленку воды и позволяют ловить тоже очень медленно. Это особенно важно во время летней ловли на нимфу в безветренную погоду, когда поверхность воды гладкая, как зеркало.
Медленнотонущие подлески в комбинации с плавающими шнурами дают возможность ловить на нимфу медленно, на большой глубине или быстрой проводкой под поверхностью воды с утяжеленными мушками типа «Lure». Быстротекущий подлесок, соединенный с плавающим шнуром, превращает его в шнур с тонущим концом, при этом можно контролировать глубину проводки мушки. Такая комбинация широко применяется при ловле с лодок в больших озерах.
Сверхбыстротонущие подлески в сочетании с тонущими шнурами используются для ловли на большой глубине. С мушками типа «Lure» и стримерами требуется очень быстрая проводка. Кроме того, эти подлески служат для ловли на «плавучие» нимфы методом «подвешенная мушка», а также на стримеры «Booby», когда необходимо медленно провести мушку вблизи дна. Эти подлески быстро доставляют мушку на глубину и удерживают ее у дна, что особенно важно при ловле щуки и судака в больших озерах и водохранилищах, а также любой рыбы весной и осенью.
Для некрупной рыбы можно использовать плетеные подлески класса «легкий вес», однако спектр их плавучести ограничен тремя различными конфигурациями.
Не стоит пренебрегать и простым монофильным или связанным коническим подлеском, так как ими вполне можно ловить в стоячих водоемах. Только надо знать, что скорость погружения мушки напрямую зависит от длины и диаметра подлескам поводка: чем они длиннее и тоньше, тем быстрее тонет приманка. Применение длинных (до 5-6 метров) монофильных подлесков и утяжеленных мушек возможно на глубинах до 4-5 метров при медленной проводке. Скорость погружения ограничивается применением укороченных (1,2-1,8 метра) подлесков в сочетании с объемными перьевыми мушками типа «Palmer» или мушками с плавучими вставками в теле. Монофильный подлесок обладает меньшим коэффициентом рефракции, чем плетеный. В озерах с особенно чистой водой, где рыба очень осторожна, применение монофильных конических подлесков при ловле у поверхности и на глубине до 1 метра дает прекрасный результат, в то время как использование плетеных подлесков уменьшает число поклевок.
А вот был случай
Произошло это на реке Ангаре. Рано утром в конце июля подплыл я на лодке к одному из моих любимых мест, где от берега в реку выдается метров на двадцать каменистый мыс, а за ним, ниже по течению, образовался заросший тиховод глубиной 2-3 метра. Здесь мне всегда попадались щуки. Блесна у меня была большая колеблющаяся, самодельная. После первого заброса к самой кромке травы я едва успел сделать 5-6 оборотов катушкой, как последовал сильный рывок, почти выбивший удилище из рук. И началось...
Только я успевал намотать на катушку несколько витков лески, как следовал сильный рывок и все повторялось сначала.
Минут через десять-пятнадцать, когда пальцы на руках уже были разбиты в кровь, мне наконец удалось подтащить рыбину к лодке. Это была широкая и толстая щука длиной больше метра. Сбоку из пасти торчала блесна. Рыба стала делать вокруг лодки быстрые круги, и мне никак не удавалось зацепить ее багориком. Наконец, случилось непоправимое: щука намотала леску на опущенный в воду редуктор мотора, последовал очередной рывок, развернувший лодку, и рыба не спеша скрылась в глубине. Миллиметровая леска выдержала, но разогнулось стальное кольцо на карабине. Через 1,5 месяца я прочитал заметку в районной газете, где говорилось, что рыболовецкая бригада выловила большую щуку с торчащей из пасти, как впоследствии выяснилось, моей блесной. В этом не было бы ничего необычного, но обе челюсти рыбы были намертво сцеплены тройником и пасть совсем не открывалась. Сколько же может прожить щука без пищи?!
Про щуку....»
...Яркое солнце насквозь пробивало чистые воды Олекмы, по которой мы медленно сплавлялись на небольшом катере. Мой напарник, известный московский рыболов Оскар Соболев показывал мне новый узел. «Главное аккуратно и медленно затянуть. Если витки пересекутся - порвется!» Я был уверен, что усвоил урок. А зря. Через полчаса мы пристали к высокому островку, загородившему нас от ветра и быстрого течения. Тучи комаров были не единственными его обитателями. Цепочка следов на песке была идентифицирована нашим проводником, егерем Александром Коноровским как медвежья. Над противоположной оконечностью островка вились птицы. Задерживаться не хотелось, но уж очень живописный ландшафт можно было снять с высокой точки. С фотоаппаратом в руках я начал карабкаться вверх, мысленно прикидывая, за сколько прыжков я сумею вернуться к катеру под защиту егерского карабина. Оскар, поняв направление, в котором убежал медведь, смело пошел вдоль берега в противоположную сторону.
Пейзаж с крутого берега открывался действительно чудесный. Но мне сразу стало не до съемок. В каких-то 15 метрах от берега на песчаной отмели стояло живое бревно. Ну, не бревно, так хорошее полено. Я кубарем скатился вниз, схватил свой спиннинг со средней «вращалкой» и уже через несколько секунд почувствовал удар, вслед за которым леска провисла. Да, это была щука. Ну кто еще так ловко режет снасть. В бурных якутских реках она выбирает себе редкие участки со слабым течением. А учитывая незначительный рыболовный прессинг, вырастает здесь до внушительных размеров. Уверенный, что мы расстались навсегда, лишь для очистки совести я снова полез вверх, чтобы взглянуть на отмель. Рыба была на месте! Отчетливо видна была откусанная приманка, свисавшая из пасти, как экзотическое украшение. Трясущимися от азарта руками, я привязал крупную колеблющуюся блесну, габариты которой давали шанс справиться и без поводка. Новый заброс и - новая поклевка. На этот раз я понял, что могу ее помотать, пока Оскар сделает нужные кадры. Он не успел. Леска лопнула вовсе не от запредельных усилий.
«Новый узел? Я же предупреждал - медленно и аккуратно». Возразить Оскару было нечего. Ни на что не надеясь, я снова полез вверх. Моя красавица, убранная уже двумя «сережками» оставалась на месте. Одержимый мыслью сделать оригинальную фотографию, я доверил поимку щуки Оскару, корректируя его забросы с высотки, как артиллерийский наводчик. Уже с третьей попытки ему удалось посадить щуку на крючок, но прежде чем я приблизился с камерой, бешеный рывок, фонтан брызг, громкий шлепок пятнистого хвоста возвестили об окончании нашего общения.
Обретя в борьбе свободу свою, она отправилась искать действительно тихое место на Олекме. Неклевая мормышка
Есть у некоторых опытных рыболовов привычка - дарить неуловистые мормышки новичкам, слабо разбирающимся в премудростях рыбацкого дела. Вроде бы всем хороша обманка, да рыба на нее не желает ловиться. Однажды и мне подарили такого «горбунца». - Не ловится на него, - был вынесен приговор мормышке. Изготовили «горбунца» по всем правилам, и лишь жало крючка практически соприкасалось с леской. Пока разговаривали, я привязал мормышку к своей контрольной удочке, на которой подбираю обманки в глухозимье, но привязал ее не обычным способом, а крючком вниз. Получилась хитрая оснастка - с одной стороны «горбунец», а с другой - однорогий «чертик». Вместо кембрика к крючку привязал нитку и после обрезки оставил два миллиметровых усика. Дальнейший ход событий заставил рыболова кругами забегать возле моей лунки и очень сожалеть о подарке. Заметив его растерянность, я стал нахваливать мормышку, выбрасывая на лед очередного окунька. -Вот это мормышка! Сама ловит, даже насадку надевать не нужно. Спасибо тебе, удружил.
- Ну-ка, отдай мормышку, - со злостью прошипел пожилой рыболов и с уверенностью шагнул в мою сторону. - Вы же подарили. - Наигранно возмутился я.
- Отдай! - Уже моляще простонал рыболов.
Конечно, я отдал ему мормышку, которую он мертвой хваткой зажал в своем кулаке. Остаток дня рыболов ловил на своего «горбунца». Ловил первый раз в жизни без насадки и был по-своему счастлив. Постоянно приговаривал:
- Вот это мормышка, так мормышка. Чуть было не подарил, а она оказалась самой уловистой из уловистых.