Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№26 (394) 26 июня 2002
ЭХ, РУХНЕМ!
Очередное ЧП на Барнаульской вынудило местных чиновников серьезно взяться за решение проблемы ветхого жилья. На прошлой неделе депутаты городской Думы наконец приняли муниципальную программу по обеспечению жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах. Теперь у некоторых обитателей саратовских трущоб, похоже, появился шанс получить квартиры в новых домах. Вопрос только в том, кто за это заплатит...
Надо заметить, что о необходимости принять программу по ветхому жилью, а заодно и создать маневренный муниципальный переселенческий фонд саратовские власти говорили еще с прошлого года, когда в городе обрушилось сразу несколько зданий. Однако в конце концов все уперлось в сугубо финансовые проблемы. Ни одного мало-мальски серьезного документа по этому поводу из стен городской Думы так и не вышло. Жильцов на скорую руку расселили по ближайшим общежитиям и профилакториям, однако большинству так и пришлось зимовать в своих старых квартирах. В частности, на той же Барнаульской людей отселили лишь из 1-го и 2-го подъездов. Оставшихся чиновники заверили, что полдома еще постоит какое-то время. Теперь выяснилось, что совсем недолго...
Очередное обрушение произошло в прошлый понедельник ночью. На сей раз пострадал третий подъезд, где буквально на глазах у едва успевших выбраться наружу жильцов рухнула несущая стена и потолочные перекрытия. По счастью, и на этот раз удалось обойтись без жертв. Все, что еще можно было спасти, выносили сотрудники МЧС, а некоторых жителей, получивших сильнейший шок, увозила скорая. Без крова осталось почти полсотни людей.
Надо отметить, что в отличие от прошлогодних событий, местные власти действовали намного оперативнее. Обошлось без громких обещаний. Уже на следующие сутки пресс-служба мэрии сообщила о том, что жителей многострадального дома отселили в гостиницу МУП ЖКХ – 4, детский сад № 44 и Центр милосердия. При этом, как сообщалось в разосланном по электронной почте сообщении, в тот же день были восстановлены системы жизнеобеспечения четвертого подъезда. Для чего понадобилось восстанавливать системы обеспечения в последнем из оставшихся подъездов – осталось тайной за семью печатями.
Рискну предположить, что столь заботливое внимание чиновников к оставшимся жителям дома на Барнаульской было вызвано отчасти и нежеланием признавать собственный промах, едва не приведший к трагедии. Ведь именно созданная по инициативе мэрии в прошлом году комиссия по расследованию причин ЧП выяснила, что при строительстве дома были использованы строительные материалы низкого качества, допущены грубые строительные ошибки и отклонения от проекта. Свою роль также сыграла плохая эксплуатация дома и находящаяся поблизости трамвайная линия, вызывавшая вибрацию дома. Вывод из всех этих фактов, казалось бы, может быть только один – людей необходимо срочно выселять из аварийного дома. Тем не менее, похоже, что у чиновников несколько иная логика. Иначе, честно говоря, сложно прокомментировать все последующие заявления властей. Первое, о чем поспешили уведомить в муниципалитете общественность, это о полной финансовой несостоятельности городской казны, которая якобы не может найти необходимые 30 млн. рублей для того, чтобы переселить жителей дома на Барнаульской в новые квартиры. По счастью, часть этой суммы (13 млн. рублей) по решению депутатов областной Думы должна выделила региональная казна.
По словам депутата областной Думы Сергея Макарова, который уже полгода занимается этой проблемой, деньги будут переданы мэрии для приобретения квартир в домах с высокой степенью готовности. Со своей стороны, депутат намерен тщательно отслеживать дальнейшее развитие ситуации.
Затем пресс-служба мэрии сообщила о том, что на месте развалин будет строиться новый жилой дом. Причем не какой-нибудь, а 14-этажный! Всю необходимую проектно-сметную документацию чиновники пообещали подготовить буквально за месяц и уже в августе приступить к строительству. Возникает закономерный вопрос: как же так, если в городской казне нет денег даже на то, чтобы предоставить жилье 47 пострадавшим, то, спрашивается, каким же образом будет финансироваться предполагаемое строительство? Причем даже не одного дома, а двух. Другой жилой дом, заказчиком которого также выступает администрация города, строится в пос. Юбилейный.
То, что в столице Поволжья вдруг начало строиться муниципальное жилье – самая настоящая сенсация, о которой местные чиновники почему-то если и упоминают, то как бы между делом. Вопрос в другом: все это только капля в море. Официально в области зарегистрировано 1,3 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья. По данным министерства ЖКХ, только в Саратове насчитывается до 7,5 тысяч зданий, которые давно пора снести. У мэрии несколько иные цифры: ветхого и аварийного жилья в Саратове насчитывается 2, 9 тыс. домов. Данные эти, правда, не учитывают частный сектор, т.е. многочисленные саратовские трущобы, которые можно встретить даже в центре города. Но на снос даже этих объектов у муниципалитета нет средств. Если в 1998 году было снесено 31,9 тыс. квадратных метров, то в позапрошлом – всего 12,5 тыс. квадратных метров. Поэтому время от времени и случаются ЧП с бывшими заводскими общежитиями, а их обитателям приходится играть в шоу “Последний герой”. Ни собственного маневренного переселенческого фонда, ни муниципального жилья, которое, кстати, не строили уже почти десяток лет, в городе не существует. Как, впрочем, и вообще квартир, куда по законодательству власти обязаны отселять жителей из ветхих домов.
Местным администрациям, оказавшимся в последние годы заложниками энергомонополий, в одиночку решить не под силу даже проблему с домами Лагутенко. Единственный источник поступления жилья в распоряжение городской администрации – это долевое участие в строительстве при отводе земельных участков под площадки. Кроме того, свои квадратные метры муниципалитет получает от строителей и за подключение к коммунальным сетям.
Как заявил на прошлой неделе журналистам заместитель мэра Николай Ольхов, до конца года около 60% жителей дома на Барнаульской смогут получить квартиры. На этот счет мэрия будто бы ведет переговоры с одной из местных строительных фирм. А точнее – с тем же ЗАО “Саратовоблжилстрой”, которое намерено достроить в течение трех ближайших месяцев дом на Омской.
Что же касается глобального решения проблемы, то на этот счет прекрасно высказался недавно получивший портфель вице-мэра Дмитрий Удалов, сообщивший, что, из-за того что горожане платят за коммунальные услуги только 11 рублей с кв. метра (по федеральному стандарту уровень оплаты за услуги ЖКХ должен составлять 15 рублей), местная казна ежегодно недополучает 600-700 млн. рублей. Поэтому мэрия будет добиваться повышения квартплаты. Более того, Дмитрий Удалов полностью поддержал идею вице-губернатора, 1-го зампреда областного правительства Сергея Шувалова о том, что дома наиболее злостных неплательщиков следует отключать от коммунальных услуг, а в случае неэффективности этой меры прибегать к выселению. Тем более что в других регионах уже есть подобные прецеденты. Ну и разумеется, по мнению вице-мэра, необходимо спонсорство федерального и областного бюджетов.
Заявление нового саратовского вице-мэра выглядит вроде бы вполне логично и обоснованно. Если бы не одно “но”. Буквально перед этим городские власти решили вдруг поведать миру о причинах появления астрономических долгов перед энергетиками. На сегодняшний день общая сумма задолженности составляет свыше 2,1 млрд. рублей. Как сказано в информационном сообщении, распространенном мэрией, нынешняя экономическая ситуация в городе планомерно закладывалась благодаря решениям областной Думы при формировании бюджета города на протяжении последних нескольких лет. Проще говоря, область скупилась на трансферты. О том, какую роль в формировании этого долга сыграли якобы недоплачивающие до федеральной нормы горожане, не было сказано ни единого слова.
С другой стороны, у областного руководства есть встречные претензии к городским властям. Причем направленность их абсолютно противоположная. На недавнем ПДС в правительстве области прозвучала следующая информация. Оказывается, область участвует в 35 программах с общим бюджетом 3 млрд.100 млн. руб. На сегодня поступило 1 млрд.700 млн. руб. В программах предусмотрено финансирование 62 объектов. Однако на данный момент полностью профинансирован только один из них. Это дом-интернат для престарелых, строительство которого ведется в селе Белогорное Вольского района. Подавляющее большинство остальных объектов либо вообще не профинансировано, либо профинансировано в неполном объеме. Наиболее распространенная причина такого положения в том, что на ряд объектов оформлены еще не все проектные документы. В частности, эта причина касается XI корпуса СГУ и троллейбусного завода. То есть деньги выделяются, но местные чиновники по неизвестным причинам не могут их с толком потратить.
Три года назад областное правительство попыталось самостоятельно поставить точку в проблеме ветхого жилья и даже приняло специальное постановление. Увы, как это часто случается, на бумаге все вышло намного глаже, чем в действительности. За время действия постановления жителям аварийных домов было предоставлено лишь 118 квартир. Дело в том, что по своему обыкновению наши чиновники, разрабатывавшие столь грандиозные планы, понадеялись на помощь федерального центра. Но только Москва почему-то вместо ожидаемых 620 млн. рублей трансфертов вообще не прислала, область нашла только 20 миллионов, а еще 16 отыскались в городской казне. Если и дальше действовать с таким же “энтузазизмом”, то окончательно расселить саратовские трущобы удастся где-нибудь лет через четыреста-четыреста пятьдесят. Ждать, короче говоря, недолго, тем более что численность населения в области постоянно сокращается. Людям, на худой конец, можно все объяснить, вопрос только в том, дотерпят ли дома?
Тут, пожалуй, в самый раз вспомнить одно из высказываний нашего батьки-губернатора относительно данной проблемы: “Сегодня просто так ключи от квартиры никто не даст. Закончилось это время. Мы должны учитывать бюджетные возможности, областные и федеральные программы, но главное – должен быть заинтересован сам человек”. Именно в этой фразе Дмитрия Федоровича, по сути, выражен сегодняшний подход властей к жилищному строительству. Раз у отрасли нет собственных средств, следовательно, деньги необходимо найти у граждан. Поэтому теперь основную ставку власти делают не на старую-добрую систему заказов, а на различные околокоммерческие проекты вроде ипотечного кредитования или кооперативные формы строительства вроде ЖСК.
На этом фоне последние законодательные инициативы наших городских депутатов выглядят примерно так же, как обещания Горбачева предоставить к 2000 году каждой советской семье отдельную квартиру. Народные избранники, правда, более конкретны: на все про все отводится срок до 2010 года. К этому времени проблему переселения жильцов из ветхих и аварийных домов предполагается полностью искоренить. Стоить это “удовольствие” будет всего 5,6 млрд. рублей, причем львиная часть придется на федеральные и областные трансферты. В качестве обоснования депутаты выдвинули то, что городская программа разработана на основе аналогичных федеральных и областных программ, где было предусмотрено соответствующее финансирование. Что же касается частных инвестиций, то о них авторы муниципальной программы скромно умалчивают, хотя в целом городские законотворцы пока поддерживают идеи губернатора. С 1 июля, как известно, в городе в три раза повышаются ставки оплаты за капитальный ремонт. В итоге сумма поступлений в местную казну должна составить не менее 100 млн. рублей. Проблему ветхих домов так, конечно, не решить, зато деньги, что называется, верные.
Альберт Кошкаров