Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№26 (394) 26 июня 2002
Екатерина Власова
МЫ ДО КОНЦА НЕ ПОНИМАЕМ, НО МЫ РАЗБИРАЕМСЯ
Бюджет на следующий год будет окончательно готов только тогда, когда его разработчики поймут и разберутся с финансовым положением Чубайса, Фадеева и Миллера.
ОБюджет-2003 страна, видимо, получит только к Новому году, в качестве подарка под елкой. Вроде бы все хорошо, Минфин и МЭРТ работают как проклятые, однако свинью главным экономистам страны в этом году подложили естественные монополии. Напомним, что ранее министр экономического развития и торговли Герман Греф представил Михаилу Касьянову 30-страничный доклад с объяснением, что его ведомству не представляется возможным определить уровень повышения тарифов на ближайшие три года, поскольку неизвестно, что будет с самими монополиями. Вчера же Греф побил все рекорды правительственных Цицеронов - больше часа он зачитывал свой доклад о судьбе естественных монополий.
Согласно расчетам МЭРТ, газовые тарифы должны повыситься на 20%, электроэнергия, отпускаемая с ФОРЭМ, подорожает на 2,4%, а стоимость грузовых перевозок увеличится на 6,8%. Однако премьер-министр Михаил Касьянов на слово Герману Грефу не поверил и поинтересовался, в частности, судьбой непрофильных активов «Газпрома» как источника доходов компании: ведь не тарифом единым жив газовый монополист. Состоявшийся после этого диалог высших чиновников приводится не стенографически, но довольно близко к тексту.
Касьянов: На какую сумму «Газпром» планирует продать непрофильных активов?
Греф: Точно не знаю. Но скорее всего на 6,8 млрд. рублей. Но мы еще до конца не понимаем.
Касьянов: Вы до конца не понимаете?
Греф: Да, но мы разбираемся. Ведь «Газпром» подал предложение повысить тарифы на газ на 30%. Но мы посчитали, что это с учетом «завалов», поэтому МЭРТ откинул 10% и написал предложение о 20-процентном повышении.
Касьянов: Но ведь правительство принимало решение о повышении тарифов по итогам года не более 35%. А уже выходит 40%.
Греф: Так это декабрь к декабрю.
Касьянов: Это - лукавство, Герман Оскарович. И потребитель это понимает.
Греф: Надо считать среднегодовое увеличение тарифов.
В дружескую беседу немедленно вмешался советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, для которого тема повышения тарифов в последние годы стала близкой и родной. Правда, до сегодняшнего дня все демарши Илларионова касались в основном РАО «ЕЭС России», но, видимо, у советника уже выработался условный рефлекс на слово «тариф».
Илларионов: Кроме среднегодового роста тарифов, следует учитывать и индекс-дефлятор. В итоге получаются все 46%.
Впрочем, вмешательство Илларионова оказалось своевременным. Повышение тарифов естественных монополий - один из немаловажных факторов роста инфляции, с которой правительство, похоже, уже устало бороться. По итогам пяти месяцев текущего года инфляция превысила 8%. Правда, Греф надеется, что темпы роста потребительских цен могут существенно замедлиться летом, когда «вступит в действие» спасительный, а потому так любимый правительством «сезонный фактор». А пока Герман Греф предупредил собравшихся, что кабинету министров и Центробанку придется приложить существенные усилия во втором полугодии для удержания темпов инфляции в пределах заложенного в бюджете показателя. Причем виноватым в высокой инфляции заранее был «назначен» Сергей Игнатьев. «Инфляция в России носит монетарный характер, поэтому прежде всего для ее удержания потребуются меры, предпринимаемые Банком России», - сказал Греф, добавив, что превышение инфляции на 1 процентный пункт по сравнению с прогнозом - это очень существенно.
Однако Михаил Касьянов не собирался давать возможность «Газпрому» поправить свое материальное положение за счет тарифов и снова вернулся к вопросу о продаже непрофильных активов. Выдерживать суровый премьерский взгляд пришлось заместителю председателя правления по финансам газовой монополии Борису Юрлову, который мужественно признался: «Продажей непрофильных активов все расходы не покроем». Касьянов: Если продадите НТВ, то покроете.
Юрлов: Курочка по зернышку собирает.
Касьянов: Слишком дорогие зернышки у вас получаются. Премьера моментально поддержал министр труда Александр Починок, заметив, что в прошлом году «Газпром» от продажи газа получил 138 млн. рублей.
Греф: Это «Межрегионгаз» продавал.
Глубоко осведомленный Починок не унимался: почему «Газпром» закладывает международные тарифы в транспортировку внутри страны? После чего еще долго-долго допытывался, куда же делись деньги... В конце концов премьер-министр на правах хозяина подвел итог: мы не должны перекладывать бремя на потребителя. Уровень повышения тарифов будет считаться по-прежнему «декабрь к декабрю», а не как предлагал Греф - среднегодовой. Жесткое условие - предел повышения стоимости услуг естественных монополий до конца 2002 года - не более 35%. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, которая продается производителям, будет увеличена с 1 июля на 2,4%. Также с 1 июля увеличиваются газовые тарифы на 15%, на грузовые железнодорожные перевозки - на 6,8%.
Так что на вчерашнем заседании кабинету министров удалось разобраться только с 2002 годом, а бюджет следующего - опять под вопросом. Чтобы наконец-то на него ответить, правительство также приняло решение о проведении аудита бюджета ОАО «Газпром» в 2003 году. Всем естественным монополиям - РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС - поручено до 1 августа текущего года внести в правительство свои бюджеты, которые в Белом доме до 1 ноября серьезно проанализируют, после чего примут окончательное решение о динамике тарифов на 2003 год.
Однако остается два вопроса: как же министру финансов Алексею Кудрину удалось рассчитать бюджет-2003, не зная реального роста стоимости услуг монополий, и если ясность по этому пункту наступит только в ноябре, то когда же главный финансовый документ страны на будущий год будет принят окончательно? Екатерина Власова, Елена Лашкина