Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№30 (398) 24 июля 2002
АЛЕКСАНДР II В САРАТОВЕ
ТРИЖДЫ УВЕКОВЕЧЕННЫЙ
4 апреля 1866 года в 4 часа дня, когда царь Александр II после прогулки в Летнем саду садился в коляску, Д.Каракозов, дворянин Сердобского уезда Саратовской губернии, выстрелил в царя из пистолета, но промахнулся. Каракозов тут же был схвачен, затем судим и приговорен к смертной казни.
По церквам пошли молитвы по случаю чудесного спасения жизни Его Императорского Величества от руки злодея. В августе саратовское цеховое общество пожелало в память о спасении Александра II соорудить в серебряных ризах две иконы во имя благоверного князя Александра Невского: одну икону поднести государю императору Александру II, а вторую оставить в городе и соорудить для нее небольшую часовню.
Здание часовни проектировал местный архитектор А.М.Салько. По соблюдении всех формальностей началось строительство, и осенью 1869 года здание было готово, но из-за отсутствия средств внешняя и внутренняя отделка затянулась. Наконец, 16 сентября 1875 года часовня была освидетельствована, освящена, и в ней начали совершать богослужение - всенощную и часы, иногда с чтением акафиста Божией Матери.
Здание предполагалось построить гораздо изящнее, чем оно получилось, но у цехового общества не оказалось достаточно средств на изготовление эмблем и барельефов. Над входом в часовню предполагалась эмблема - изображение глаза Господня, как символ Провидения Господа, в нишах под окнами с трех сторон - барельефы, иллюстрировавшие освобождение крестьян, введение земства и гласного судопроизводства. Предусматривались и другие изображения.
Так дела царя-освободителя были увековечены в Саратове первый раз.
В конце 1870-х годов купцы-торговцы мясом на Верхнем базаре решили построить часовню в мясном ряду на месте ветхого столбика с кружкой для сбора пожертвований.Торговцы собрали приличную сумму денег, и 10 мая 1880 года состоялась закладка часовни во имя Иверской иконы Божией Матери. К осени здание было окончательно отстроено. Оно было небольшое и венчалось темно-синей с золотыми звездами главой и золотым крестом. В часовню вели с двух сторон две стеклянные двери, а внутри на двух сплошных стенах стояли две большие иконы: одна - образ Господа Вседержителя, другая - Божией Матери Иверской, которые и составляли святыни часовни. Надписи снаружи и внутри часовни гласили, что она сооружена в память славного 25-летия царствования Государя Императора Александра II и многократного чудесного спасения его жизни от рук злодеев и в помощь бедствующим людям. 31 августа 1880 года, в день освящения часовня была украшена гирляндами зелени и цветов. Вся базарная площадь заполнилась народом. Из трех церквей города к ближайшей от новопостроенной часовни Сретенской церкви направились крестные ходы. В церкви Сретения состоялась литургия, и по ее окончании под колокольный звон к Иверской часовне отправился большой крестный ход. По его прибытии начался акт освящения Иверской часовни.
К сожалению, ни Иверская, ни Александро-Невская часовни не сохранились. Они были разрушены в 1930-е годы. Не сохранился и памятник Александру II, демонтированный еще в 1918 году.
Памятники Александру II, царю-освободителю были установлены во многих городах дореволюционной России. Имелись они и в поволжских городах, например, в Астрахани (скульптор А.М.Опекушин), Самаре (скульптор В.О.Шервуд).
Постановлением Саратовской городской думы 4 января 1896 года было решено «для увековечения памяти Великого преобразователя России царя Освободителя императора Александра II соорудить в Саратове памятник на одной из лучших площадей». Памятник предполагали возвести на средства городского управления и пожертвования разных учреждений, отдельных лиц всех сословий Саратовской губернии. Разрешение на постройку памятника пришло из столицы в декабре 1898 года, и в начале нового года начался сбор пожертвований. Саратовское общество купцов и мещан внесло 5 тысяч рублей, общество взаимного кредита - 3 тысячи рублей, уездные земства от 2500 рублей (Вольское) до 300 (Камышинское). Откликнулись уездные города, широко отозвались сельские общества. Так, крестьяне с.Елань внесли 500 рублей, с.Золотое - 200, с.Сластуха, Баланда, Красавка, Воскресенское - по 100. За несколько лет было собрано около 50 тысяч рублей пожертвований, остальную сумму - около 65 тысяч рублей - дополнили власти Саратова. Саратовские губернские и уездные земства, губернское и Саратовское уездное дворянство не нашли возможным пожертвовать на памятник. Видимо, дворяне-помещики не могли простить царю-освободителю «освобождение» их от даровой рабочей силы - крепостных крестьян.
Наконец был объявлен конкурс, установлены две премии - 1500 и 500 рублей. Поступило 11 проектов, и все они были выставлены в Радищевском музее для обозрения. Здесь были и чертежи, и рисунки, и модели. Перед каждой моделью стояла небольшая урна для отзывов лиц из публики, бывших на выставке.
29 и 30 ноября 1901 года заседало жюри под председательством городского головы А.О.Немировского. Кроме местных художников и архитекторов, членов комиссии по сооружению памятника, были приглашены от Академии художеств проф. А.Н.Бенуа и от Московского художественного общества проф. К.М.Быковский. Обсуждение было бурным. Сильное впечатление произвел проект под девизом «Д.М.». Он привлекал оригинальностью идеи, глубиною замысла и художественным исполнением: фигура всадника с согнутыми в коленях ногами и опущенной вниз головою на изможденной лошади, как бы упирающейся на краю обрыва скалы. Из-за несколько угнетающего впечатления проект не был премирован.
После долгих обсуждений были присуждены премии: первая -1500 рублей - за проект «Царь освободил, а мужик не забыл» (автор - местный скульптор Н.П.Волконский) и вторая - 500 рублей - за проект «Не в силе Бог, а в правде» (скульптор В.И.Перельман - саратовец, живущий в Париже). Но на этом дело не закончилось, и под давлением городского головы Немировского было переголосование. В конце концов вмешалась Городская Дума и своим постановлением 4 декабря 1901 года признала «подлежащей исполнению первую баллотировку жюри». Но ни один из премированных проектов не был претворен в жизнь. Строительный комитет оба проекта не удовлетворили, и он решил соорудить памятник по проектам «Заря» - известного скульптора М.А.Чижова, откуда взять статую, и «Правда» - тоже известного скульптора С.М.Волнухина, у которого был удачен пьедестал памятника. Для компоновки был приглашен С.М.Волнухин, который принял на себя поручения и, внеся ряд новых изменений, создал окончательный вариант. Он же вылепил модели в натуральную величину для отливки - фигуру императора и четыре группы у подножия постамента.
Наступил 1905 год. Весною был утвержден Николаем II проект Волнухина и дано согласие на сооружение памятника. Но прошел еще год, а закладки памятника не было. Не состоялась она в намеченное 14 мая 1906 года, хотя денег на начальные работы было в достатке.
Наступила следующая весна. И тут спохватились, что близко 50-летие освобождения крестьян и этот юбилей нужно отметить сооружением памятника.
30 мая 1907 года в присутствии губернатора С.С.Татищева, городского головы В.О.Коробкова, гласных Городской Думы, членов строительной комиссии и немногочисленных гостей состоялась закладка памятника. Вскоре были заключены договора с Финляндским каменно-промышленным обществом на постройку из финского гранита пьедестала и четырех тумб-площадок под угловые фигуры и с Московским бронзолитейным заводом Э.Э.Виллера и П.Гладенбэка на отливку всех фигур, надписей, двуглавых орлов и других украшений. Цепную ограду вокруг памятника поручили изготовить в своих мастерских Александровскому ремесленному училищу, а метлахскую плитку для площадки внутри ограды заказали технической конторе «В.И.Ляшковского преемники». 19 февраля 1911 года. Город украшен флагами. Они вывешены у каждого дома на Немецкой улице. Здесь же гирлянды из сосновых веток, в окнах магазинов портреты Александра II в обрамлении цветов с электролампочками. Пестрит флагами и флажками здание присутственных мест на Соборной площади. Все фигуры памятника закрыты полотном.
Утром, после литургии, из Александро-Невского собора вышло шествие с хоругвями, иконами, знаменами и направилось к памятнику, у которого были выстроены войска, играл военный оркестр. После молебна началось открытие монумента. Городской голова В.А.Коробков под салют пушек опустил полотнища, открылась фигура императора, а затем и четыре символические группы по углам стилобата. Войска взяли «на караул», раздались звуки гимна. Затем началось возложение венков. Всего 43 венка.
Начался военный парад. Первой прошла пехота - Башкадыкларский, Асландузский и Карсский полки, за ней прогромыхала артиллерия, и в конце проехали казаки на лошадях.
Памятник Александру II в Саратове был оригинален и интересен. В отличие от проекта В.И.Волконского и памятников императору в Астрахани и Самаре фигура царя не в мантии или порфире, в которой скульптору легче изобразить или спрятать ноги, руки, а открыта. Александр II показан в форме полковника, правая рука заложена за борт сюртука, левая опущена вниз и держит фуражку. На лицевой стороне постамента бронзовая золоченая надпись в три строки: «Царю Освободителю Саратов». У подножия по углам на гранитных площадках две одиночные фигуры и две группы.
Главная аллегорическая фигура - сеятель, держащий лукошко с семенами и осеняющий себя крестным знаменем. «Осени себя крестным знаменем православный народ, - говорилось в Манифесте 19 февраля 1861 года, - и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Однако от крестьянской реформы нельзя отрывать преобразования в области местного управления, суда, просвещения, армии. Одна из фигур - правосудие с книгой законов и весами символизировала судебную реформу - ликвидацию сословных судов и установление единых судебных учреждений для лиц всех сословий, гласность судопроизводства и т.д. Это была самая значительная и последовательная реформа. При Александре II были расширены возможности для начального образования. Это символизирует скульптурная группа «Мать, обучающая девочку грамоте». Происшедшее освобождение балканских славян от турецкого гнета благодаря России - идея второй группы памятника: женщина и девушка в национальных костюмах.
Памятник царю-освободителю до наших времен не сохранился. В первую годовщину октябрьского переворота все фигуры, арматура, надписи были демонтированы и к 7 ноября 1918 года на сохранившийся постамент водрузили бюст Н.Г.Чернышевского работы местного скульптора П.Ф.Дундука.

Евгений МАКСИМОВ