Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№34 (402) 21 АВГУСТА 2002
КАК ДОЛГО НОМЕНКЛАТУРНАЯ ВЛАСТЬ БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ САМОУПРАВЛЕНИЕМ?
(Окончание). Начало в № 33
Оценка состояния и развития городского самоуправления в Саратове - табу, в котором клановые группы преумножают свою ренту от городской собственности, а мента-литет и условия взаимоотношений жителей с органами местной власти остаются на уров-не 70-80-х годов: все налоги и сборы реально воспринимаются как штрафы, от которых ни один избиратель, налогоплательщик не видит никакой реальной отдачи.
Само собой, никакого отношения к участию в формировании бюджета муниципального образования, к проектированию и реализации программ развития его территорий партнёры, участники и клиенты местной власти из числа жителей иметь просто не могут. Да и самих программ развития нет, а бюджетный план представляет из себя реестр укрупнённых показателей расходов, оправдывающих не менее укрупнённые, никем и ничем не балансирующиеся затраты.
Если на существующее устройство местной власти в городе Саратове взглянуть как на модель, то ей по степени авторитарности просто нет аналогов в мировых системах управления. Какое там местное самоуправление, если оно проигрывает по всем характеристикам даже советской власти, а по всем признакам, неотличимо от схем управления оккупированными территориями, по кадровой политике - от мафии, формируемой исключительно по принципам личного доверия? На каждой из тридцати одной территории 830-тысячного Саратова (кстати, ещё 10 лет назад этот показатель был на 100 тысяч большим) избирается депутат городской Думы, никакими условиями не связанный в своём представительстве с избирателями - ни в одном округе с 25 тысячами жителей нет муниципального помещения, хотя бы комнаты с прихожей, для осуществления постоянной деятельности депутата в интересах жителей, в объединении и координации им усилий полноправных участников городского самоуправления.
Если посмотреть, как в последние годы развиваются структуры двух других ветвей власти местного и государственного уровней - исполнительной и судебной, то нетрудно заметить это развитие, выражающееся весьма внушительными суммами на их содержание, организацию работы. Исполнительная и судебная ветви власти реально развиваются, усиливаются. Что касается представительной ветви региональной власти, местного самоуправления, то для работы депутата в избирательном округе как не было ничего, так и нет, а вместе с этим как не было, так и нет условий для формирования гражданского общества, для муни-ципализации общественных отношений. Районные администрации Саратова, доверие к которым давно упало до нуля, скорее воспринимаются жителями как частные фирмы глав - ставленников мэра, чем какие-то структуры управления городом, а МУДЕЗы стали именем нарицательным в системе муниципального заказа, в формировании которого не участвуют ни предприниматели-собственники, ни приватизаторы жилья, ни арендаторы - саратовские избиратели.
Если все эти оценки попытаться (только попытаться) дать на каком-то международном симпозиуме, межрегиональной конференции или даже в СМИ в виде подобия этой статьи, то у пытающихся это сделать найдётся такое количество оппонентов, не будем произносить уж слово «враги», из числа разномастных политиков, прикормленных общественных деятелей, журналистов, учёных мужей, десятками в год защищающих диссертации по вопросам организации местного самоуправления и становлению гражданского общества, что это отобьёт охоту у всякого.
При этом в качестве веского аргумента «неинформированному автору и, конечно же, дилетанту» поведают о системе гражданского участия жителей в местном самоуправлении Саратова в форме развивающегося с начала 90-х годов территориального общественного самоуправления с избираемыми комитетами (КТОС) на территориях - субъектах ТОС и объединении их в ассоциацию аж самоуправляемых территорий города Саратова, которая в свою очередь является заказчиком в распределяемом мэрией по грантам муниципальном заказе. КТОСы якобы благоустраивают и озеленяют микрорайоны, организуют народные дружины, ведут хозяйственную деятельность, прибыль с которой идёт на удовлетворение нужд и потребностей жителей.
«А, ну тогда да!» - говорит усомнившийся в демократических принципах местной власти по-саратовски заезжий из Америки или Европы участник международного симпозиума. «Не то что у нас в Перми», - сожалеет о том, что не живёт в столице Поволжья, подвижник демократии из северного региона ПФО... И блеф власти и околовластного политика, номенклатурного председателя Ассоциации самоуправляемых территорий, воспринимаемый серьёзными политологами и журналистами именно как откровенный блеф местной власти, оказывается выгодным всем её представителям, выгодным и губернатору, и правительству области, и мэру, и депутатам, и лидерам региональных структур политических партий. Последних с уверенностью можно отнести к тому же номенклатурному клану выхлопотавших или пока только выхлопатывающих свою долю ренты, принося-щую имущественные, денежные или политические дивиденды от городской собствен-ности, - устройство городской власти, принципы организации местного самоуправления, возможности гражданского участия в нём многолетне и напрочь не интересуют никого из лидеров «центровых», «правых», «левых» крайних или партий-инсайдов.
Сегодня ситуация с городским самоуправлением стала тупиковой, реально препятст-вующей утверждению конституционных норм в сознании людей и в государственном строительстве. Бить тревогу по поводу именно городского самоуправления и именно в своём родном городе меня заставляет осознавание тех негативных показателей и характеристик, которые, с одной стороны, ведут к полному изничтожению города и городской культуры (сокращение численности населения и обнищание большей его части, разрушение и обесценивание жилья саратовцев в результате градостроительного произвола, отсутствие институализации новых форм и инфраструктур, отсутствие каких-либо признаков самой возможности реформирования ЖКХ и социальной сферы и т.п.), а с другой стороны, делают полностью невостребованным тот огромный научный, культурный, общественный потенциал, которым располагает город. Кстати, тенденции развития местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях и малых городах выгодно отличается от того, что происходит в областном центре. Отсутствие конкуренции идей и действий, направленных на эффективность управления ресурсами города и его территорий, откровенно ведёт к финансовому банкротству городской власти, к признанию несостоятельности всех его структур и к фактическому признанию политической недееспособности его жителей: всех скопом саратовских избирателей, налогоплательщиков.
Мы вынуждены продолжать жить в ожидании того момента, когда внешнее управление нашим родным городом станет неизбежностью. или попытаемся всё же опровергнуть диагноз о нашей недееспособности, который рано или поздно может подтвердиться?
В середине 90-х годов - в самом начале нового столетия достойной структурой, способной создать альтернативное мнение и идеологическую конкуренцию кланово-номенклатурной элите города, был Саратовский земский союз, часть лидеров которого посчитала его миссию с приходом нового президента страны и появлением первых признаков в реальном реформировании страны выполненной. Но вряд ли у В.В.Путина что-то будет получаться с реформированием местного самоуправления, ЖКХ, социальной сферы, пока «процесс не пойдёт снизу»: в городах и весях.
У Саратовского земского союза есть целый ряд наработок, включая практический опыт создания общественного совета избирательного округа, есть команда, возглавляемая председателем Союза, депутатом областной Думы С.Макаровым, есть газета «Земское обозрение» и идеи, способные объединить саратовцев вокруг проектируемой президентом РФ программы реформирования местного самоуправления. А именно городское самоуправление начинает становиться той политикой здравого смысла, которой не хватало России. В этой политике естественными союзниками в противлении произволу городской власти становятся избиратели, налогоплательщики - жители самых разных сословий и губернатор, депутаты, политики, как наказ воспри-нимающие слова А.И.Солженицына: «России никогда не быть сильным государством без народовластия, без местного самоуправления».
И хотелось бы верить, что мы находимся в начале пути, на котором не останется места кланово-номенклатурной идеологии в городском самоуправлении, Саратов будет управ-ляться людьми и для людей!

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ