Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№37 (405) 11 сентября 2002
Глобальные проблемы Земли и ее социума
В этом отношении океанская цивилизация - неизбежна. Неизбежна будет и миграция населения из зон опустынивания. Эти процессы имеют огромную временную амплитуду - в тысячи, сотни тысяч и миллионы лет. Человечество приспосабливается к ним постепенно и эволюционно, хотя региональная катастрофичность этих процессов типа библейского потопа в бассейне Средиземноморья и современных подтоплений отдельных территорий Западной Европы, Северной, Центральной и Южной Америки, вполне очевидна.
Мы - люди твои, Земля Самоорганизация всех наших цивилизаций шла от примитивных доисторических состояний к воинственно-конкурентным - историческим, вплоть до 20 века, состояниям и - к начавшемуся с середины XX века и перешедшему в XXI век процессу интеграции социально-политических систем.
Это и открытость границ Западной Европы и Северной Америки, корпоративность межгосударственных банков, всякого рода межгосударственные военно-политические операции и различные политико-экономические союзы, колоссальный обмен международной полиинформацией, массовая эмиграция и иммиграция населения бедных и беднейших стран к своим более богатым зарубежным соседям, всемирная англоязычность, мировая наука и т.д.
Мы, таким образом, как бы повторяем историю геобиогенеза, когда аналогичные интеграционные процессы в их главнейшей природно-организационной сути были характерны и для био-, а еще раньше для материковых геосистем. Все это, конечно, пока очень грубые корреляции, но, по-видимому, в целом верные. Их дальнейшая разработка, думаю, пойдет на пользу нашему обществу. В социально-политической истории и административном районировании СССР - России мы, к сожалению, не учли (да и не могли в те времена учесть) глубочайшей тенденции как биогеогенеза, так и явных интеграционных процессов западноевропейских и североамериканских стран. Мы пошли по более нелогичному африканскому пути дезинтеграции и хаоса, по пути негативной ноосферизации со всеми вытекающими негативными последствиями. Была нарушена симметрия устойчивости и порядка. Отсюда, как полагает автор, - большинство наших социальных бед.
Как и в природных интегрированных системах конца мезозоя - всего кайнозоя, наблюдается в конце XX - начале XXI веков бурное развитие связанности государственных систем, выражающееся в обмене веществом, энергией и информацией, в формировании общей глобальной социальной структуры Земли, - общемировой социальной системы цивилизаций, переходной к общеземной цивилизации. Процесс этот, как показывает история Земли, - необратим, но искусственно его ускорять нельзя: это как беременность, которая проходит по естественному закону природы. Становление единства цивилизаций - явление очевидное и вполне естественное. Оно может быть неколлизионным, если будут максимально долго сохраняться национальные и этнические различия людей при условии создания мировых научно-исследовательских международных социально-мониторинговых центров. Эти центры должны обеспечить гармоничные формы взаимоотношений людей между собой и с породившей их Природой, согласно идее Порядка Мироздания. Разрушать насильно государственные системы, как это было сделано с Югославией, недопустимо. Такое искусственно сотворенное варварство ведет только к хаосу, к войнам и разрушению исторически сформировавшегося социума.
Современная наука постепенно открывает потрясающую картину мира - структурированное поле бесконечной по своему качественно-количественному разнообразию материи и ее энергий, своего рода динамическую Вселенную, где все взаимосвязано, где все зависит от всего и связано со всем в рамках соответствующих иерархий Систем. «В каждой частичке Вселенной в известной степени представлена вся Вселенная... отдельную частичку Вселенной можно... понять исключительно в контексте целого» (Томпсон, 2001, с. 345). Поэтому столь важно понимать и реализовать Порядок во всем и не допускать хаосов: беспорядок в мыслях, решениях и делах всегда разрушителен для общества и личности, хотя и имеет во многих случаях стимулирующее значение, как для природы, так и для общества. Но об этом - особый и специальный разговор. Таким образом, идущие на Земле социально-политические процессы глобализации и антиглобализации вполне естественны: на континентах происходят геоисторически очень длительные и эволюционно организованные процессы интеграции природы и социума; их естественные различия наблюдаются для каждого континента, каждый континент имеет свои природные особенности и глубокие социальные и этнические корни социумов.
Переформировывать все это, исходя из желаний и требований отдельных руководителей государств и межгосударственных корпораций - недомыслие и даже в ряде случаев - преступление. Это - одновременно идущие и неизбежные в своем естестве глобальные процессы. Глобализм - через эволюционные природные (на континентах), социо-экономико-политические интеграции, антиглобализм - протест против их насильственного ускорения и, в силу этого, - разрушения многих консервативно-инерционных и текущих стабильных состояний общества. Все это вполне естественно.
Выход из создавшейся коллизии - в организации своего рода межгосударственного социо-экономико-политического мониторинга, при котором обществу надлежит знать все об этих явлениях и их тенденциях с целью предотвращения разрушительных социальных и военно-политических коллизий. Глобальные же процессы естественных исторических изменений социума идут сотнями лет и тысячелетиями и не могут быть подчинены насильственной и немедленной политической доктрине, да еще под давлением военной мощи агрессора. Чтобы не было на Земле социального хаоса, необходимо, прежде всего, рациональное (через всякого рода точные расчеты) и гармоническое развитие взаимодействующих между собой планетарных и региональных природных и общественных систем. Оптимальная их региональность - в не- ревышении их ресурсных норм, превышение которых ведет к необратимому саморазрушению соответствующих систем, будь то человек или природа.
Примерами такого разрушения, а затем и саморазрушения служат антропогенные опустынивания территорий, где никто и ничто не может уже нормально функционировать и развиваться (например, Арал). Планетарный масштаб подобных процессов - общеземные природные и социально-экономико-политические и военные катастрофы. К существующему нашему отношению к Природе мы уже начинаем намного, от 10 до 30 и значительно больше раз, превышать ее ресурсные возможности. И Природа отвечает нам соответствующей «взаимностью» - отрицательными обратимыми связями. Примеров всему этому много.
Деятельность любой части общества не должна вести к росту ее энтропии. Идея социального порядка наиболее ясно сформулирована великим сыном человечества - Иисусом Христом в его 10 заповедях. Развита эта идея его учениками в виде христианского учения о нравственности через библейские Ветхий и Новый заветы. Учения, близкие по духу и нравственности, свойственны и индуизму, мусульманству и буддизму.
Практика нашей жизни показала нежизнеспособность такого управления, произошло его вырождение сначала через диктатуру пролетариата, а потом через «застой» к состоянию стагнации и распада. Прекрасные идеи социализма оказались в целом не реализованы, а сама социалистическая замкнутая (в отличие от китайской!) цивилизация стала резко отставать от технически более развитого, богатого и планетарно взаимосвязанного Запада. Без его «помощи» тут тоже не обошлось...
Итоговые результаты от всего этого известны. Мы оказались в СССР, а затем и в России интеллектуально, духовно и технически не готовыми к созданию научного учения перехода в более высокую форму цивилизации, по сравнению с бывшими и существующими ее вариантами.