Меню

Поиск: "и" "или"

  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.








Rambler's Top100
Rambler's Top100
№39 (356) 4 октября 2001
Российский Черноморский флот: вчера и сегодня
ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ И РУССКОГО ФЛОТА НА ЧЕРНОМ МОРЕ

Борьба России за обладание северными и восточными берегами Чёрного моря и за право свободного плавания кораблей своего флота началась ещё с азовских походов Петра I, в начале XVIII века. Но мысль строить корабли и суда на реках, впадающих в Чёрное море, а затем появиться там с настоящим флотом, пришла позже, уже при великой императрице Екатерине II. Можно сказать, что именно при ней и благодаря блестящим победам русских солдат во главе с такими видными полководцами, как Румянцев, Суворов и Потёмкин, стало возможным сломить силу сопротивления турецких армий и, казалось, навсегда закрепить за Россией Приазовье, Причерноморье, включая и Крым.

Но, к великому огорчению, во времена "правления" Н.С. Хрущёва и по его, так сказать, воле Крым был включён в состав Украины.

Когда в 1783 году произошло присоединение Крыма к России, светлейший князь Г. Потёмкин, фаворит императрицы Екатерины II, сразу понял важность севастопольских бухт для размещения боевых кораблей и возможность, в связи с этим, основать на Чёрном море настоящий военно-морской флот. Имя этому городу-порту - Севастополь - дал сам Потёмкин, и означает оно - "знаменитый город". О том, что город станет знаменитым, ему нетрудно было догадаться, когда он увидел его прекрасные бухты.

В рождении города интересен такой факт: Потёмкин при его основании первым долгом приказал забить там кол с дощечкой и надписью на ней - "Дорога в Константинополь!", то есть в будущую столицу Турции Стамбул. Дорога эта оказалась нелёгкой (России долго потом пришлось воевать с Турцией), но зато и одержано было множество побед, особенно в морских баталиях.

Славные страницы в истории Черноморского флота суждено было вписать Фёдору Фёдоровичу Ушакову, принявшему тогда начальство над ним.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ И СЕВАСТОПОЛЬ ПРОСЛАВИЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ РУССКИЕ ФЛОТОВОДЦЫ, КАК ЛАЗАРЕВ, КОРНИЛОВ, НАХИМОВ И СИНЯВИН, КОТОРЫЕ ПОКОЯТСЯ СЕЙЧАС В ЭТОМ ГОРОДЕ В ОДНОЙ ОБЩЕЙ УСЫПАЛЬНИЦЕ, КАК ОНИ ЭТОГО ХОТЕЛИ. НО НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ОКАЗАЛАСЬ ОЧЕНЬ СКОРОТЕЧНОЙ, ХОТЯ И БОГАТОЙ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. ВСПОМНИМ ХОТЯ БЫ 60-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ, ВЕДЬ ТОГДА НИ ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЁХ ФЛОТОВ БЫВШЕГО СССР НЕ ДЕЛИЛИ И НЕ "РЕЗАЛИ ПО ЖИВОМУ" ТАК, КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ С ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ. ВСЁ ПО ВОЛЕ ТОГО ЖЕ ХРУЩЁВА, КОГДА, С ПОЯВЛЕНИЕМ РАКЕТ, ИМ БЫЛО ЗАЯВЛЕНО, ЧТО "ПУШКИ НАМ НЕ НУЖНЫ", А СТАЛО БЫТЬ, СТАЛИ НЕНУЖНЫМИ И КОРАБЛИ С ПУШКАМИ.

">"В ЧЕРНОМ МОРЕ МАЛО ВОДЫ и много политики"

Можно сказать, что в настоящее время Черноморский флот наконец-то обрёл официальный российский статус. Сейчас на флагштоках наших кораблей гордо реют славные Андреевские флаги, обозначая тем самым наше присутствие в Севастополе и на Чёрном море. Конечно, это не значит, что у нас исчезли все трудности. Их не убавилось, ведь, хотим этого или нет, наш флот для Украины теперь всегда будет чужим.

В настоящее время почти решены многие задачи, например, такие как подача воды, газа и электроэнергии на наши корабли и в части. Решены также проблемы, связанные с пропиской военнослужащих Черноморского флота в Севастополе, повторного заселения их на флотскую жилплощадь и передачи жилого и служебного фонда флота городу. Можно считать, что теперь и в трудные моменты, и в праздничные дни флот и город стали жить одной жизнью, так, как это бывало раньше. Конечно, часто встречаются и такие "казусы", когда межличностные и семейные контакты в Севастополе настолько переплетаются между собой, что порой в некоторых семьях супруги, их дети, родственники могут работать и служить в разных местах: одни в частях Черноморского флота, другие - в Военно-Морских Силах Украины. И ничего тут не поделаешь - жизнь моряков тоже стала сплошной политикой.

Вот почему до сих пор не потеряла смысла фраза, сказанная бывшим командующим Черноморским флотом Э. Балтиным: "В Чёрном море мало воды и много политики". Так оно и есть, если принять во внимание наши реальные и потенциальные проблемы с нефте-газо-грузопотоками, близость так называемых "горячих точек" и дислокацию Чёрноморского флота на территории другого государства. Флот наш базируется не только в Севастополе, но и, частично, в Новороссийске, являющемся южными "морскими воротами" и форпостом России.

Какие же вопросы сейчас волнуют наш Черноморский флот в его повседневной жизни? Это, прежде всего, взаимодействие с украинскими морскими силами в Севастополе и пополнение флота новыми кораблями взамен изношенных и отслуживших свой срок.

Что касается повседневной боевой деятельности Черноморского флота, то даже в условиях жёсткого дефицита топлива и ГСМ, а также нехватки людей, флот не раз доказывал свою состоятельность и высокую боеготовность. Примером этого может служить недавняя встреча нашего гвардейского крейсера "Москва" с французским эсминцем "Монткада" и проведение ими совместного учения, причём по инициативе Франции. Было продемонстрировано отличное взаимодействие кораблей и можно сказать так: мы стали понятны им, а они - нам, а это самое главное. Символичным было также и то, что это учение завершилось совместным подъёмом флажных сигналов.

О состоянии и боевой деятельности Черноморского флота можно судить и по той оценке, которая была дана недавно во время празднования Дня ВМФ в Севастополе президентом РФ В. Путиным. Он вручил командующему Черноморским флотом орден "За заслуги перед отечеством" IV-й степени и произнёс при этом слова благодарности флоту и его командующему.

Теперь, когда долгий и трудный путь раздела Чёрноморского флота закончился, заметно теплее стали отношения между моряками флотов двух братских народов. Подтверждением тому может служить то, как проходил в этом году профессиональный праздник военных моряков, День ВМФ, в Севастополе. На этом празднике присутствовали президенты наших стран В. Путин и Л. Кучма. Командующие флотами В. Комоедов и М. Эжель были вместе, на одном катере обошли стоящие на рейде корабли и поднялись сначала на борт гвардейского крейсера "Москва", а затем - на флагман ВМС Украины "Гетман Сагайдачный", где выступили с одной трибуны, поздравив моряков с праздником.

Можно сказать, что судьба распорядилась так, чтобы нам быть вместе - всегда и во всём.

Б. МАНГАСАРОВ, КАПИТАН ЗАПАСА 2-ГО РАНГА


 Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.
 Курсы валют


 Фондовые индексы


 Прогоноз погоды