Бюджет-2003
закончится кризисом
Министр финансов Алексей Кудрин представил проект бюджета-2003 ведущим экономистам на «круглом столе» в Высшей школе экономики. Работу команды Кудрина они в целом одобрили. Только предупредили, что, если такие же бюджеты Минфин будет сдавать и дальше, кончится это кризисом.
Презентация проекта бюджета была для Кудрина, наверное, уже даже не десятой по счёту. Однако перед столь квалифицированной аудиторией - за «круглым столом» у Евгения Ясина собрались почти все светила российской экономической мысли - выступать ему ещё не приходилось. Так что, как отметил министр, ему хотелось не столько донести до экспертов позицию Минфина, сколько узнать их мнение о бюджете-2003 и деятельности Минфина вообще.
Ситуация с бюджетом в изложении Кудрина выглядела так: к концу 2002 года в финансовом резерве должно образоваться 197 млрд. руб. Через год от них останется 20 млрд. - остальное уйдёт на выплату внешнего долга.
Обеспечивать в течение 2003 года пополнение финрезерва Минфину будет трудно - от этого даже может образоваться дефицит бюджета. То же самое произойдёт, если нефть подешевеет до $20 за баррель и ниже: бюджет спланирован из расчета, что среднегодовая цена на нефть составит $21,5 за баррель
Кудрин, разумеется, подчеркивал, что даже при снижении цен на нефть Минфин исполнит все бюджетные обязательства. Просто тогда бюджет будет с дефицитом, и его надо будет как-то покрывать (при высоких ценах на нефть ожидается профицит в 72 млрд. руб - почти вдвое меньше, чем в этом году). Для этого правительство запросило себе дополнительные лимиты на заимствования с внешнего рынка ($1,25 млрд.). «Если встанет вопрос о платежеспособности государства, разумеется, надо будет продавать и “Газпром”, и РАО ЕЭС. Надеюсь, конечно, что до этого не дойдет, и мы сохраним там контроль», - сказал вице-премьер.
Но и на секвестр бюджета правительство, как следовало из слов Кудрина, идти не собирается категорически. Оно и понятно - год-то предвыборный.
Это обстоятельство, кстати, добавляет Минфину проблем: мало того что нужно пройти пик платежей по внешнему долгу, так ведь ещё и налоговые реформы в стране продолжаются. То есть рост доходов федерального бюджета в будущем году ощутимо замедлится. Зато расходов будет больше, и обеспечить их в полной мере - вопрос политический, с какой стороны ни посмотришь.
Тут директор Центра развития Сергей Алексашенко весьма кстати поинтересовался, какие расходы Минфин «забыл» заложить в проект бюджета-2003. Минфин ведь уже поступал так, «забыв» записать в бюджет-2002 расходы на повышение зарплат и пенсий военным, в результате чего закон о бюджете пришлось пересматривать уже в процессе исполнения. «Так я вам сразу и сказал!» - отшутился министр. Потом, правда, признал, что такая практика существует - Минфин свои обещания прекрасно помнит, но некоторые из них откладывает на следующий год. В 2003 году тоже следует ждать чего-то в том же роде. Такой вот секрет сбалансированного бюджета.
Конечно, за последние три года Минфин заметно продвинулся в бюджетном планировании и контроле за исполнением обязательств государства - это признал сегодня и Евгений Ясин. Вот только все равно от года к году повторяется одна и та же история: бюджетники жалуются, что им недоплачивают, Минфин кивает на региональные власти - с них, мол, спрашивайте; те поступают аналогично.
Как разорвать этот порочный круг, правительство, похоже, не представляет. В отличие от неправительственных экономистов: и Сергей Алексашенко, и Евгений Ясин в своих выступлениях отмечали, что бюджетную реформу откладывать больше нельзя. Причём за этими словами на самом деле стоит довольно занудная работа на местах - по объединению региональных баз МНС и ГТК, к примеру. Без такого IT-решения Минфин и фискальные органы по-прежнему не смогут осуществлять адекватный контроль за сбором налогов и обязательных платежей - и доходов по-прежнему будет не хватать.
Пора, по мнению экономистов, поменять и порядок финансирования бюджетной сферы: существующий приводит к тому, что губернаторам и мэрам выгодно плодить вакансии в госсекторе - чем больше заявят число работающих, тем больше получат денег из Центра. Прекратить это можно, если лимиты по финансированию бюджетников будут выделяться не на количество людей, а на среднегодовые индикаторы.
Андрей Нечаев из Экспертного института к этому добавил, что надо, наконец, ввести практику признания банкротами финансово несостоятельных регионов. По оценкам института, сейчас банкротами можно было бы признать три региона - Ульяновскую и Курганскую области, Красноярский край. В будущем году к ним добавится Челябинская область. Если сейчас губернаторы не начнут бояться увязать в долгах, полагаясь, как обычно, на федеральный бюджет, число регионов-банкротов от года к году будет только нарастать.
По мнению Сергей Алексашенко, если сейчас ничего не менять, года через три такая бюджетная политика закончится новым финансовым кризисом.
Да и до кризиса хорошего, в общем, будет мало: зависеть от колебаний нефтяного рынка не намного лучше, чем от неуправляемой бюджетной сферы. «В первом квартале этого года стало понятно, что устойчивость бюджета заканчивается не на $18,5 за баррель, а где-то на $20. В будущем году, по моим подсчетам, критический уровень начнется не с $20, а с $21,5-$22. Можно, конечно, ждать, как сейчас, войны с Ираком, - только вряд ли ее влияние на цену нефти окажется долгим», - резюмировал Алексашенко.
Ольга Проскурнина
|