Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№39 (407) 25 сентября 2002
ОБДУМЫВАЕМ НАЛОГОВЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
Что ждёт нас после вступления в силу очередных глав Налогового кодекса по упрощенной системе и вмененном налоге? Никто не станет отрицать необходимость помощи малому бизнесу. На первый взгляд кажется, что помощь не может быть чрезмерной. Однако всё познается в сравнении.
«13-процентный налог - самый низкий подоходный налог в Европе». С этим утверждением никто не спорит. Также никто не думает, что подоходный налог - единственный налог на фонд оплаты труда (на самом деле нагрузка на ФОТ может достигать 70 процентов). По новой упрощенной системе налог в 6 процентов с оборота заменяет все налоги предпринимателя (за исключением пенсионных взносов) и в ДВА раза ниже «самого низкого в Европе» подоходного налога в 13 процентов. Для полной достоверности стоит упомянуть и второй налоговый режим в рамках упрощенной системы - 15 процентов от разницы между доходами и расходами. На первые два года действия этого упрощенного режима выбор оставлен за предпринимателем, потом - только 15- процентный налог.
Нетрудно догадаться, к чему это может привести. Любой работающий, кроме государственных служащих, сможет зарегистрироваться предпринимателем и платить не 13, а всего 6 процентов от своего дохода. Очень скоро 13 процентов будут уплачивать только госслужащие со своей мизерной зарплаты, облагаемой ЕСН. Все, кто занят в негосударственном секторе, поголовно станут ПБОЮЛами, и почти никто из них не будет плательщиком ЕСН.
Придумывающие такие деструктивные «простые» законы деятели уверены, что предприниматель - это антигосударственный субъект. Что он живет отдельно от государства, большей частью в тени. Что он никогда не станет платить налоги по своей мелкобуржуазной натуре. Что ему всё равно, кто охраняет порядок на улице, кто учит детей в школе, кто лечит его престарелых родителей, кто охраняет границу и воюет в Чечне. Если бы эти «законодатели» сами не были столь двуличны, они бы понимали, что предприниматели заботятся о своей стране (конечно, кроме нескольких космополитов, для которых Россия - лишь место для грабежа). Что большинство упорно переплачивает налоги, не по глупости, а из преувеличенного чувства социальной справедливости. Что им совсем не безразлично, какие люди будут жить в нашей стране. Что им также хочется видеть здоровых и умных детей, уважаемую и обеспеченную старость, безопасной и технологичной окружающую жизнь. Именно предприниматели своим ежедневным трудом строят и улучшают жизнь в нашей дезорганизованной стране.
Другим очевидным эффектом станет измельчание хозяйствующих субъектов. При этом малым будет считаться предприятие с численностью работающих до 100 человек и годовым оборотом менее 15 млн. рублей. Современные технологии крайне редко требуют численность более ста работающих, поэтому по разным оценкам от 80 до 90 процентов малых предприятий перейдут на упрощенку и вмененку, и далее в ПБОЮЛы.
К тому же малые предприятия на упрощенке станут неинтересными партнерами для средних и крупных предприятий, поскольку не будут являться плательщиками НДС, следовательно, опять начнется горизонтальное разделение экономики по принципу причастности к НДС. Крупные предприятия, например автомобильной промышленности, и так закрываются одно за другим, а с принятием упрощенной системы о появлении новых Российских автозаводов можно забыть. Чем не «сплошная коллективизация» на капиталистический манер. Такое упорное экономическое насаждение предпринимательства вызовет в обществе ответную негативную реакцию. Возможно, на неё и рассчитывают «праволевые» политики.
Такие эксперименты уже были в недалеком прошлом. Изначально ПБОЮЛ был плательщиком НДС при условии дохода в 500 тыс. рублей в год, а юрлица - все без исключения. Поскольку предприниматели крайне редко переходили этот порог, то решили унификации ради освободить всех ПБОЮЛ от НДС. При этом начался процесс горизонтального расслоения экономических структур путем перехода юрлиц в ПБОЮЛы и построения цепочки от производителя до потребителя из одних неплательщиков НДС. Тогда решили дать возможность выбирать субъекту отношения с НДС: быть плательщиком или нет, но перегнули палку и всех сделали плательщиками с унизительной процедурой освобождения от НДС. Затем заявительный характер заменили на уведомительный, и не прошло полугода, как новая напасть - освобождают от НДС не по наличию юрлица, а по поводу «упрощения».
Все эти шараханья говорят только об отсутствии экономической программы и о том, что у власти находятся те, кто больше заботится о своем кармане, чем об экономике страны.
Поголовная ПБОЮЛизация и упрощенчество малых предприятий, очевидно, приведет к уменьшению сборов налогов. Предполагается, что рост числа субъектов малого бизнеса должен компенсировать потери бюджета. Элементарный подсчет показывает, что субъектов должно стать, по крайней мере, в два раза больше, причем в течение не более года. Иначе и резервы ЦБ кончатся, и налоги не увеличатся. Вот тогда законодатели, серьёзно сэкономившие на налогах, повторят слова Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», и безнаказанно переселятся в другие края. Ни одна из сфер государственного ведения не процветает, разве что только МЧС (и то лишь на телеэкране). Сокращение налоговых поступлений уничтожит и без того слабые госструктуры.
Определенные «надежды» возлагаются на сообразительность иностранных инвесторов и предпринимателей. Понятно, что при налоговой нагрузке в 6 процентов с оборота становится выгодным отмывать деньги в России. Например, чего стоит некоторой американской фирме заплатить некоторому ПБОЮЛу за «консультационные» услуги полмиллиона долларов в год. С них он заплатит 6% налога по упрощенной системе, а затем, в соответствии с предварительной договоренностью, купит, например, компьютерную программу или недвижимость. При скромных запросах наших псевдопредпринимателей американский предприниматель отмоет свои денежки всего за 7-10 процентов. И нам что-то перепадет, и им ущерб нанесем. Такие методы применяются и сейчас, но теперь они примут повальный характер.
Подарок малому бизнесу в форме новых глав налогового кодекса аналогичен пачке стодолларовых купюр, брошенных в протянутую руку бомжа. Воспользоваться таким подарком невозможно без нанесения вреда себе и окружающим.
Если хочешь сделать человека счастливым на один день - дай ему денег. Если хочешь сделать счастливым на год - подари ему дом. Если хочешь осчастливить на всю жизнь - научи, как жить. Законодатели выбрали первый вариант. Автор этих строк сам много лет трудится в малом бизнесе и не выступает против помощи малому бизнесу, но в нашей экономической ситуации такая помощь кажется чрезмерной. Уж лучше ничего не менять, чем делать решительный шаг, стоя на краю пропасти.
Василий ЕВГРАФЬЕВ