Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№40 (408) 2 октября 2002
ДОКТРИНА УСТРАШЕНИЯ
Год назад в Америке произошли трагические события, которые потрясли мир. 11 сентября 2001 года тысячи ни в чем не повинных людей оказались жертвами одного из самых кровавых в мировой истории террористических актов.
Цели тех, кто планировал это преступление, до сих пор неизвестны. Если террористы пытались нанести удар по национальной безопасности США, то они, конечно же, просчитались. Не будет преувеличением сказать, что за истекший год геополитическое могущество Америки умножилось многократно. Однако если организаторы терактов ставили своей целью заменить силу права правом силы, а демократические институты тоталитарными учреждениями, если хотели добиться того, чтобы судьбы мировой политики решались не за столом переговоров, но в армейских штабах, то в этом они однозначно преуспели.
Впервые после 1945 года крупнейшая мировая держава готова принять на вооружение стратегию «превентивных ударов», в рамках которой одна страна вправе атаковать другую без санкции Совета Безопасности ООН и даже без какого бы то ни было внятного повода вроде «гуманитарной катастрофы», как это было в 1999 году на Балканах. Единственным основанием для начала военных действий может стать мнение экспертов относительно степени угрозы, исходящей из отдельно взятой точки земного шара.
Станет ли такой подход основой новой системы мировой безопасности? Исторический опыт, накопленный человечеством в минувшем веке, подсказывает отрицательный ответ. Более того, подчинение международной политики механизмам «естественного отбора» и принципу «побеждает сильнейший» загоняет мир в тупик вооруженного насилия, выйти из которого будет практически невозможно.
Итак, исторический круг замкнулся. На смену «планетарному мышлению» приходит феодальное право.
Затянувшийся блицкриг
7 октября минувшего года США начали бомбардировки Афганистана. На первых порах все выглядело так, будто операция разворачивается по детально разработанному плану: талибы ушли из Кабула, а затем сдали свою столицу Кандагар. Отряды движения «Талибан» по всей стране складывали оружие, что, собственно, было вполне логичным, если учесть их давние связи с американскими спецслужбами. Ожидалось, что к концу года американский и британский спецназ уничтожит бен Ладена в пещерах Тора-Бора, после чего военную кампанию можно будет считать законченной.
Как известно, штурм Тора-Бора закончился ничем: бен Ладен скрылся от союзников (по всей видимости, «переселился» в Пакистан). Тут бы американцам и прекратить бомбардировки, от которых страдало в основном мирное население, и начать точечные спецоперации по поимке боевиков «Аль-Каиды». Однако дальнейшие события стали развиваться по абсолютно иному сценарию. Наземные операции, направленные на поиск арабских террористов, практически свернуты. Зато бомбардировки центральных и южных районов Афганистана продолжаются и по сей день.
***
Впервые после 1945 года крупнейшая мировая держава готова принять на вооружение стратегию «превентивных ударов», в рамках которой одна страна может атаковать другую без санкции Совета Безопасности ООН.
***
На первый взгляд такая стратегия явно противоречит здравому смыслу и тем целям, которые ставило перед собой американское военное командование. Если важнейшая задача заключается в том, чтобы захватить или уничтожить террористов и их главарей, организовавших прошлогодние события 11 сентября, то систематические бомбовые удары по юго-восточным провинциям - это самый неудачный и самый неэффективный способ для ее решения.
При этом, несмотря на раздающиеся со всех сторон сообщения о том, что бен Ладен скрывается на территории, населенной этническими пуштунами Северо-Западной провинции Пакистана, никаких спецопераций в этом регионе американцы не планируют. Странно, что в этой ситуации мало кто задумывается над тем, чем же на самом деле занимаются американские войска в Афганистане. Афганский транзит А между тем эта тема не так проста, как можно подумать. Если внимательно посмотреть на карту, то видно, что большая часть американских бомбовых ударов приходится на территорию, по которой должен пройти 1500-километровый трансафганский газопровод, соединяющий туркменское месторождение Даулетабад с пакистанским портом Гвадар.
Идея построить газопровод пришла в голову американцам еще в 90-е годы, когда компания «Юнокел» разработала специальный проект - в него предполагалось вовлечь Туркменбаши Ниязова, афганских талибов и пакистанских военных. На талибов, выражавших в то время явную готовность дружить с США, возлагалась ответственная миссия - навести порядок в стране и создать все условия для нормального функционирования газопровода. Теперь эту задачу американцы, похоже, доверяют лишь самим себе.
***
Большая часть американских бомбовых ударов по Афганистану приходится на территорию, по которой должен проходить трансафганский газопровод, соединяющий туркменское месторождение Даулетабад с пакистанским портом Гвадар.
***
Ставка в игре весьма высока - строительство трансафганского газопровода позволит вдвое увеличить объемы добычи туркменского газа и существенно подорвать позиции России на европейских топливных рынках. После того как газовая магистраль войдет в эксплуатацию, зависимость европейских стран от поставок российского газа должна резко сократиться, что будет иметь не только экономические, но и геополитические последствия. В свою очередь США смогут в значительной мере контролировать туркменский газовый экспорт, обеспечивая безопасность как самой магистрали, так и морских перевозок сжиженного газа из пакистанских портов.
В этой ситуации трудно себе представить, что бессмысленные на первый взгляд бомбардировки центральных и юго-восточных районов Афганистана носят вполне конкретную цель. Возможно, американцы таким образом просто запугивают пуштунские племена, давая понять, какой будет реакция США на будущие «сюрпризы» со стороны воинственных и далеких от цивилизации туземцев.
«Странная война»
Помимо темы газопровода существуют и другие объяснения «странной войны», которую США ведут сейчас в Афганистане. Так, бытует точка зрения, будто бы в ходе военной операции американские спецслужбы получили контроль над крупнейшей «мировой плантацией» по производству наркосырья, приносящей прибыль до 50 млрд. долларов в год. В нынешнем году в Афганистане был собран рекордный урожай опия-сырца, что неминуемо приведет к снижению цен на «конечный продукт» в европейских странах и России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несмотря на обещания Пентагона и подконтрольной США афганской администрации, бороться с «фермерами», как здесь называют хозяев маковых плантаций, похоже, никто не собирается. И трудно судить, насколько это «безразличие» является бескорыстным...
Разумеется, это всего лишь версия, которую трудно подтвердить реальными фактами. Однако обвинения в сотрудничестве с синдикатами наркоторговцев уже не в первый раз раздаются в адрес американских спецслужб, которые вполне могут быть заинтересованы в создании «черной кассы» для нелегальных операций вроде аферы «Иран - контрас». Достаточно, к примеру, вспомнить, что албанская Армия освобождения Косово, бывшая главным партнером США во время натовской атаки на Югославию, имела устойчивую репутацию «крыши» для наркомафии.
Что же касается Афганистана, то свою долю в наркобизнесе в 90-е годы имело абсолютное большинство полевых командиров - как талибов, так и тех, кто вел с ними войну. После разгрома «Талибана» в стране наблюдается своеобразный передел рынка наркосырья, который далеко не всегда проходит безболезненно. После гибели вице-президента Хаджи Абдул Карима всерьез задумываться над вопросами своей безопасности начал и президент Хамид Карзай. Недавно он перешагнул национальную гордость и попросил американцев организовать ему личную охрану. Охранникам-афганцам Карзай, видимо, не доверяет.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, Карзая охраняют не только от вероятных злоумышленников, но и от коллег-министров, представляющих в кабульском правительстве Северный альянс. Последние же, занимая руководящие посты в минобороны, МВД и МИДе, с нарастающим раздражением относятся к бомбовой войне, жертвами которой становятся сотни мирный людей.
По сообщению Би-Би-Си, еще в январе в США было опубликовано исследование профессора Марка Хэрольда, утверждавшего, что за время афганской кампании погибло больше людей, чем в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Хэрольд считает, что, по самым скромным подсчетам, в Афганистане уже к началу 2002 года жертвами военных операций стали около четырех тысяч человек. Зов предка?
Между тем, по-хозяйски устроившись в Афганистане, Америка не забывает и о других регионах мира. Чуть больше полугода назад президент США провозгласил крестовый поход против «оси зла», и сегодня перспектива вторжения американской армии в Ирак превратилась в зловещую реальность. Не исключено, что новая война в Заливе начнется уже в октябре-ноябре этого года. По официальной американской версии, Саддам Хусейн почему-то готовится применить против США свои запасы химического, бактериологического, а возможно, и ядерного оружия. Естественно, что в этом случае Ирак представляет собой очень серьезную угрозу, и потому ее (угрозу) нужно как можно скорее нейтрализовать. Причем, как полагает министр обороны США Доналд Рамсфелд, одними бомбардировками дело не обойдется. Хранилища с оружием массового уничтожения могут располагаться глубоко под землей, и, значит, их надо еще хорошенько поискать. А поскольку нехороший человек Саддам Хусейн не дает «добро» на такие поиски и не пускает в Ирак военных инспекторов, страну нужно взять под полный военный контроль. Только оккупировав Ирак, можно, по мнению Рамсфелда, спокойно и без спешки проинспектировать секретные военные объекты и изъять оттуда запасы всевозможных ядовитых веществ.
Примечательно, что американскому обывателю в течение последнего года Саддам Хусейн преподносится как реальный владелец атомной бомбы, которую он якобы собирается применить против США. Логика такой пропаганды выглядит абсолютно безупречно. Диктатор Саддам Хусейн не любит США, потому что они помешали ему захватить Кувейт, и хочет в отместку сбросить на Америку атомную бомбу или отравить страну чумными микробами. Сейчас же иракский диктатор очень торопится, чтобы поскорей закончить все приготовления и ударить первым. По этой причине он, собственно, и не пускает в страну инспекторов ООН, что само по себе служит лучшим доказательством его преступных намерений. Разумеется, простому американцу, пережившему ужасы 11 сентября, вся эта аргументация кажется вполне правдоподобной. Другое дело, мировая общественность, которая откровенно смеется над мифами об «иракской угрозе». Да тут еще недавно глава миссии экспертов ООН в Ираке в 1991-1998 годах швед Рольф Экеус так некстати для США признал, что под прикрытием инспекции американские специалисты занимались откровенным шпионажем, собирая сведения лично о Саддаме Хусейне. После этого внешнеполитическая позиция США по Ираку становится еще более двусмысленной, однако Америку, как видим, не смущают ни протесты арабских союзников, ни европейское общественное мнение, ни позиция России. Со стороны же это все, повторим, выглядит просто гротескно. Поведение и манеры Джорджа Буша-младшего часто наводят на мысль о том, что нынешний американский руководитель ощущает себя скорее героем комикса, чем ответственным государственным деятелем. Временами даже можно подумать, что американского президента влечет в Персидский залив «зов предка» - Джорджа Буша-старшего, разгромившего Ирак зимой 1991 года. Но это впечатление обманчиво. По всей вероятности, атака на Ирак нужна нынешнему президенту США вовсе не для того, чтобы повторить «подвиги» отца. Сейчас Белому дому не особенно требуется победоносная пиаровская война, с помощью которой можно поднять рейтинг, повысить авторитет в глазах избирателей. Главные проблемы американской администрации - экономические, и именно их решению должна служить будущая оккупация Ирака.
С внешнеполитической точки зрения оккупация Ирака, безусловно, принесет США одни хлопоты. Помимо того что подобная акция вызовет новый всплеск ненависти к Америке в арабском мире, возмущение в Европе и протесты в России, от нее может серьезно пострадать Турция, играющая роль ключевого союзника США в южном Средиземноморье, на Кавказе и Ближнем Востоке. Свержение Саддама Хусейна может привести к распаду Ирака, образованию независимого курдского государства, а затем и к распаду Турции, треть территории которой занимают земли, населенные курдами.
***
Военный контроль над Ираком означает поток дешевой (практически бесплатной) нефти, которая рекой польется в США.
***
Похоже, официальный Вашингтон готов перешагнуть через эти «барьеры» ради обеспечения «энергетической безопасности» своей страны. Продолжающийся экономический кризис и неустойчивость доллара требуют создания новых несущих опор для американской экономики. Одной из них мог бы стать безраздельный контроль США над Персидским заливом, где сосредоточена большая часть мировой нефтедобычи. Захват Ирака дал бы возможность США раз и навсегда «прийти к соглашению» с ОПЕК и по собственному усмотрению диктовать уровень мировых цен на нефть.
Аналитики рассматривают различные варианты такого контроля - от мягкого (военное давление) до жесткого, предполагающего свержение нефтяных монархий, их замену «демократическими режимами» и «приватизацию» нефтепромыслов, при которой контрольный пакет окажется в руках американцев. Что касается самой оккупации Ирака, то следствием военного контроля над страной явится поток дешевой (практически бесплатной) нефти в США. Разумеется, такие нефтяные вливания должны сыграть ключевую роль в оздоровлении американской экономики, и прежде всего в спасении доллара как устойчивой мировой валюты.
Власть меча
Изменение международных правил игры, де-факто признанное мировым сообществом после 11 сентября, дало США много новых преимуществ в конкуренции с другими геополитическими центрами. Главное из них - возможность конвертировать огромный военно-стратегический ресурс в ресурс экономический и сырьевой. В XIX веке военное превосходство европейских стран над остальным миром обусловило возникновение колониальных империй. Тогда США явно опоздали к разделу колониального пирога, сумев захватить лишь Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины и Гавайские острова.
Александр РУДАКОВ