Меню

Поиск: "и" "или"

  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.








Rambler's Top100
Rambler's Top100
№49 (366)14 декабря 2001г.
Андрей БАЛАШОВ
ВОЛОДИН "ЗАЛОМАЛ" МЕДВЕДЯ
1 декабря в Москве состоялся объединительный съезд партии «Единство», Общероссийского политического общественного объединения «Отечество» и Общероссийского политического движения «Вся Россия». Насколько это событие изменит ситуацию в регионах России и каковы перспективы новой объеденной партии, сыграет ли объединение положительную роль в стабилизации внутриполитической ситуации в нашей стране или превратится в большой неповоротливый механизм, состоящий из постоянно воюющих лидеров за теплые места и портфели в Москве и не пользующийся популярностью у рядовых граждан. С этими общественно значимыми вопросами корреспондент «ЗО» обратился к участнику объединительного съезда, человеку, способному объективно оценить внутриполитический расклад сил, политическому эксперту, ректору Поволжской академии государственной службы, члену политсовета Саратовской региональной организации партии «Единство» Сергею Юрьевичу НАУМОВУ.
– Сергей Юрьевич, на какой базе идёт объединение «Единства» и «Отечества»?
– Давайте рассмотрим эту проблему в общероссийском масштабе и в рамках Саратовской области, субъекта Федерации. С точки зрения глобального процесса мы чётко видим следующее: массовость и структура «Единства» (его пропрезидентские позиции) совместили с известной элитарностью «Отечества» (с его более или менее устоявшейся социал-демократической идеологией). Когда это движение возглавлял Евгений Максимович Примаков, оно по праву считалось общенациональным. После его ухода «Отечество» стало менее значимым. По большому счёту, – это партия мэра Лужкова, которая развита в пределах Московской кольцевой дороги. Хотя её организации были созданы по всей стране, широко она представлена, на мой взгляд, только в Москве.
Поэтому для элиты потребовалась партийная масса в виде «Единства». Хотя «Единство» создавалось Березовским, и, причем, виртуально создавалось, партия показала свою жизнеспособность, по крайней мере, об этом можно судить по Саратовской области.
Что касается области... Ещё раз подтверждается профессионализм политика В.В. Володина: саратовское «Единство» чётко легло под Вячеслава Викторовича, или, возможно, Вячеслав Викторович «заломал» саратовского «медведя» под себя, об этом можно судить по спискам партийного руководства, избранного на съезде в Москве, и вообще по всей ситуации, связанной с Саратовской областью. А вот кто подмял саратовское «Отечество»– Дмитрий ли Фёдорович, исходя из высших политических интересов, Любовь ли Константиновна, исходя из своей субъективной позиции – домыслите сами. Я высказываю свою точку зрения.
– Сравнительно недавно на политическом небосклоне появилась новая фигура - министр образования области С.Б. Суровов... Что вы о нём можете сказать? Это человек Володина?
– В дружеском общении Сергей Борисович - спокойный, нормальный человек, в работе - профессионал. Как политика Суровова я пока не знаю. Представил его губернатор. И, естественно, о консультациях между Аяцковым и Володиным знают только они сами.
- Почему же назначение Суровова вызвало негодование у Любови Константиновны Слиска?
- Наверное, не хватило времени с ней посоветоваться.
- Как вы считаете, Володин - теперь уже российский политик, не саратовский?
- Безусловно, Володин стал политиком федерального масштаба и у него в запасе очень большой потенциал.
- Кто на следующих выборах будет формировать областную Думу?
- Избиратели, электорат... А если определённее, на мой взгляд, команда семи личностей: Д.Ф. Аяцкова, В.В. Володина, Р.Ш. Халикова, В.Ф. Рашкина, Ю.Н. Аксёненко, А.П. Харитонова и В.И. Тюхтина. Других политических сил на саратовском небосклоне я не знаю.
- Уже сейчас в областной Думе в связи с принятием бюджета развернулась предвыборная кампания... Каков ваш прогноз как политического аналитика, - насколько состав Облдумы останется неизменным?
- Он изменится на 90 процентов. Вторая Дума устраивала всех. А сейчас её депутатов, которые пытаются себя представить супернезависимыми, очень раздражает сложившаяся ситуация - царствовать, не имея возможности править. Это не по нраву и тем, кто находится в здании на Московской. Ушёл политтехнолог, дирижёр - у Аяцкова появились другие, и отлаженный механизм политтехнологий, работавший под конкретного настройщика, дал сбой. А в том здании начали "играть"... как если бы в кукольном театре "Теремок" стали ставить серьёзный балет, допустим "Спартак". А вот когда выборы пройдут действительно по смешанной системе (50 на 50) - мажоритарно и по спискам, и когда партии проведут своих представителей, вот тогда мы будем говорить о партийных позициях. Мне бы хотелось, чтобы пропрезидентская партия была представлена на предстоящих выборах.
Дума, я уверен, сильно изменится. Некоторых нынешних фигурантов политического процесса, которые не сходят с телеэкранов, вероятно уже не будет. Да и кто за них проголосует?
- С уходом Володина на политической арене стал резче заявлять о себе город, начав играть против области. На этой несогласованности всегда выигрывают коммунисты. Как такая ситуация могла возникнуть?
- То же самое происходило и в 1992-м, 93-м, 94-м, 95-м годах. Город по сути своей всегда был оппонентом областной власти. И если вы очень хорошо покопаетесь в своих подшивках и почитаете, что творилось, когда вице-мэром был Аяцков, а губернатором - Юрий Васильевич Белых, то поймёте, что история повторяется, только договаривались не с коммунистами, а с правыми, с центром. Противостояние было всегда, Юрий Николаевич не изобрёл никакого велосипеда, всё идёт по накатанной...
Нельзя не учитывать силу города, потенциал его жителей, избирателей... Хотя я не финансист и не экономист, но знаю одно: в Саратове проживает почти миллион граждан, сознательных, образованных, способных отличить демагогию от реальных дел. Поэтому голосование покажет, как относится наиболее грамотная, "продвинутая" часть электората к тому, что происходит в Саратовской области, хотят того наши политики или нет. Эксперименты, которые на жителях ставят энергетики, коммунальщики и другие деятели, замешанные в муниципальном процессе, потом выливаются в голосование за Рашкина. И не потому, что люди разделяют его позицию, а потому что против экспериментов над собой.
- Сергей Юрьевич, давайте с политической перейдём на более приятную тему - о юбилее. ПАГСу - 10 лет. Какой вам видится государственная служба в обозримом будущем и каким должен быть чиновник нового поколения?
- Президент в августе этого года подписал Концепцию реформы государственной службы. И сейчас ПАГС совместно с администрацией президента и Российской академией государственной службы готовят ряд документов - основу того законодательного пакета, который должен будет пройти через Госдуму и Совет Федерации и вылиться в определённые законы о реформировании госслужбы, самой системы управления, государственной кадровой политики, а на выходе мы увидим нового чиновника, работника государственной муниципальной службы.
Если коротко, он должен быть образованным, инициативным, абсолютно открытым для своих граждан и, самое главное, отдавать себе отчёт в том, что "нанимается" гражданами для ведения публичной деятельности. Он должен понимать, что существует на деньги сограждан, отдаваемых ими государству в виде налогов, за счёт чего получает зарплату. Современный чиновник, на мой взгляд, должен быть немного экономистом, немного юристом, быть культурным в общем понимании этого слова, разбираться в духовных процессах, которые происходят в обществе, быть профессионалом в своём деле. Это человек, который воплощает в себе государственную идею, государственный подход, само государство. Чтобы, придя по какому-то делу на приём к государственному муниципальному служащему, любой гражданин мог проникнуться первой и главной мыслью: он пришёл на приём к своему государству. И государство по отношению к нему должно быть лояльно, так как это его гражданин, за счёт которого оно существует.
- Предъявляя такие требования, целесообразно ли набирать студентов именно со школьной скамьи? Может быть, система отбора лучших кадров из трудовых коллективов и их переподготовка для работы в государственных органах, как это было раньше в Высшей партийной школе, была более правильной?
- Дело в том, что расхожая легенда о ПАГСе, который готовит чиновников со школьной скамьи, отчасти неверна. Если знать, как работает, как устроена Поволжская академия государственной службы, станет ясно следующее. Да, мы набираем студентов со школьной скамьи, ведём их в течение пяти лет и выпускаем на государственную муниципальную службу. Но работать они начинают с самых-самых низших должностей. Кроме всего прочего, ПАГС - это переподготовка специалистов государственного и муниципального аппарата. Сюда приходят чиновники, спустя два-три-четыре года после того, как проработали там, приходят на солидную переподготовку, повышение квалификации, которое продолжают получать от ПАГСа до конца своей службы. И я совершенно не понимаю наше дорогое правительство Саратовской области, которое вот эту форму, унифицированную во всём мире, регламентированную указами президента, отдаёт в чужие руки, никакого отношения к государственной службе не имеющие.
- Сергей Юрьевич, вы заканчивали исторический факультет Саратовского государственного университета. Насколько сопоставимы уровни образования СГУ и ПАГСа?
- Могу сказать, что как специалист, историк, преподаватель я состоялся. Исторический факультет давал и дает нормальное, добротное образование, которое мне очень помогает в практической деятельности. Как специалист в области истории, я читаю два курса для дневного отделения. После истфака я окончил очную аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, полтора года учился в Германии, после этого с 1992 по 1996 год работал в мэрии, и позже в правительстве Саратовской области.
В ПАГСе мы готовим унифицированных, усреднённых, так скажем, специалистов в области государственного управления. На последних курсах у нас идёт чёткая специализация: либо в социальной сфере, либо в экономике и финансах, либо в коммунальной сфере и так далее.
- У вас большой опыт работы и во властных структурах нашего региона. Что в системе государственной службы, по-вашему, нужно поменять?
- Во-первых, - до сих пор не изжиты последствия тоталитарного бюрократизма. Чиновник привык видеть перед собой не конкретного человека, а безликую массу. Раньше он понимал, что конкретно ни за что не отвечает и, собственного говоря, от него, по большому счёту, ничего не зависит, но мнил себя "пупом земли". Сейчас это уходит. От чиновника требуется открытость, профессионализм, ответственность за принятие решений на своём уровне.
- Всё-таки госслужба у народа связывается только с одним понятием: если человек попал туда, значит обеспечен до конца жизни и из этой системы не выпадет...
- Это достоинство, я полагаю. Чиновник должен быть уверен в стабильности своего положения. Во всём мире так. Но... наша страна особая: если у соседа появилось что-то на две ложки больше, чем у меня, я должен завидовать. Вот в чём дело. Хотя чиновник должен себя ограничивать в чем-то. Например, он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, играть на бирже и др. Каждый чиновник должен знать, что если он несёт такие тяготы, как ненормированный рабочий день, работа без выходных, работа по приказу (чиновничья работа - это ведь не творческая), - то должен быть уверен, что надел это ярмо не задаром и, когда снимет его через 25 - 30 лет, может рассчитывать на нормальную пенсию, на то, что у него будет квартира, и что он не умрёт с голоду на помойке.
- Но всё-таки в стране кризис...
- Разве рядовые чиновники довели страну до кризиса?
- Есть такая тенденция, что чиновников в стране становится всё больше и больше...
- Да, это закон Паркинсона. Но в нашей стране, кроме того, очень много и преступников. Почему? В России много чего появляется в момент кризисов.
Беседу вел Андрей БАЛАШОВ

 Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.
 Курсы валют


 Фондовые индексы


 Прогоноз погоды