Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№7 (427) 12 февраля 2002
ИСТОКИ
Саратовская земля издавна славится своими культурными достижениями и традициями. Здесь рано развертывается театрально-просветительская, исполнительская и творческая деятельность, создаются первый в России общедоступный художественный музей имени А.Н. Радищева, театр Г. Гладкова, русский цирк братьев Никитиных, музыкальное и рисовальное училища, консерватория. Богатую двухсотлетнюю историю имеет Саратовское театральное искусство.
Публичные сценические представления на нашей земле разыгрывались еще в конце XVIII столетия в крепостных усадьбах Куракиных, Голициных, Нарышкиных, Столыпиных, Бехметьевых и прочих тузов-меломанов. Когда эти «полубарские забавы» им порядком наскучили, они распродали своих крепостных лицедеев в казенные театры, и многие из них стали родоначальниками артистических династий, известных впоследствии в провинции и в столицах.
В 1803 году в Саратове открывается первый общедоступный театр надворного советника Г.В. Гладкова, представлявший широкой зрительской аудитории драмы, трагедии, комедии и оперы. После перевода Гладковым своего театра в Пензу на смену ему появляется театр губернатора А. Панчулидзева, для которого в 1810 году выстраивается специальное здание на центральной площади города, переименованной по такому поводу из Хлебной в Театральную. Театр этот был деревянный, с виду неказистый, похожий «на большой поместительный сарай». Да и внутреннее устройство вполне отвечало наружности. Помещения - тесные, сцена - неглубокая, партер, ложи, амфитеатр и парадиз - верхний ярус вмещали до 300 зрителей. Освещался театр слабо, и, как предостерегал один из посетителей, «беда поместиться под люстрой: ненавистные сальные свечи окапают вас с головы до ног».
Когда посещаемость саратовского театра значительно снизилась, находчивый антрепренер И.Ф. Болеславский, заручившись поддержкой губернатора Ф.А. Переверзева, провел следующую восполняющую акцию. Он разослал дорогостоящие билеты всем богатым купцам, закрепив за ними ложи и лучшие места партера на весь сезон. Губернатор и антрепренер привлекли к такому «абонированию» богатых дворян, уездных исправников и периферийных городничих, которые в губернском центре бывали от случая к случаю. Чтобы театр не пустовал, абонированные кресла и ложи занимались чиновниками губернской канцелярии и их семьями. Не исключено, что практиковалась и повторная распродажа персональных мест. Такая вынужденная акция не подняла престиж театра, но заметно улучшила его финансовое положение.
Следующие содержатели театра Н.И. Зелесский и Е.Ф. Стрелков решили вернуть ему утраченную популярность. Особое внимание было обращено на обновление репертуара. Присяжный саратовский рецензент информировал театральную Россию в журнале «Репертуар и пантеон», что на саратовской сцене нет больше места старым избитым пьесам.
В 1840 году Саратовский театр одним из первых в провинции осуществил постановку непревзойденного гоголевского «Ревизора». Этот спектакль вызвал бурную разноречивую реакцию в различных кругах общества. Изображенные Н.В. Гоголем персонажи и коллизии были так сродни здешним обитателям, что среди интеллигенции долго бытовала расхожая версия, будто действие комедии происходило не иначе как в уездном городе Петровске Саратовской губернии.
К середине прошлого столетия деревянный старенький театр уже не мог удовлетворить запросы всех страждущих зрелищ. Вновь образованная театральная дирекция, найдя помещение слишком обветшалым, небезопасным для представления, продала его на слом.
Быстро развивающемуся Саратову нужен был более вместительный, благоустроенный театр, и театральная дирекция под давлением общественности принимает меры к сооружению его на Театральной площади, на месте прежнего, снесенного здания. Строительство театра велось на частные пожертвования горожан и продолжалось более полугода. 26 декабря 1859 года новый городской деревянный театр принимал первых посетителей. В нем была просторная сцена, 15 рядов партера, ложи, бенуар, бельэтаж и четырехъярусная галерея. Довольная саратовская публика в первый сезон посмотрела здесь разножанровые спектакли и среди них «Стационный смотритель» по известной повести А. Пушкина, трагедию «Король Лир» В. Шекспира, комедию «Не в деньгах счастье» И. Чернышева, современный французский фарс «Бездна удовольствий или путешествие в Лондон по суше, по воде и по воздуху».
«Действительно, удовольствий была бездна, - вспоминает участник постановки П. Медведев, - в конце концов я моих талантливых старух-перлов усадил в корзину воздушного шара, да человек семь еще туда насели. При открытии занавеса веревки не выдержали и мы с перлами с высоты небесной полетели вниз. Сбор был полный...».
В. ДЬЯКОНОВ
Жар-цвет Лопатина
Общаясь с Вячеславом Лопатиным, всякий раз преисполняешься добротой. У него - душа ребенка и мудрость сенсея. Вернее, он русский очарованный странник. Не скоморошеством, но светлой радостью, тихой радостью о мире трогает он сердце. Неудивительно. Художничество едино в нем с реставрационным чутьем. За всем научным знанием он ежечасно приобщается к миру горнему. С 1968 года Вячеслав Владимирович трудится в Радищевском музее реставратором икон. Он - не только своеобразный первооткрыватель подлинной цветоносной гаммы православных образов из-под позднейших поновлений, копоти и лака, но также стоит в ряду первооткрывателей самого саратовского иконописного стиля. («Народная икона, миниатюра, скульптура и керамика Саратовского края», каталог 1984 г.)
Нынешняя выставка в литературном музее К.А. Федина посвящена 35-летию творческой деятельности и называется «Между прошлым и будущим». Она охватывает период 1956-2002 годов. Последняя по написанию (2000-2002 гг.) живописная работа «Люся с бабушкой и котенком в дедушкином саду» несет особую ауру иконности, где в известном смысле нивелируются «измы»: примитивизм, импрессионизм, реджионализм... Синтез открытий ХХ века приводит не к радикальному отторжению объекта, подменяемого сверхидеей авторского эго, а к русской сказочности, к гармонии жар-цвета. «Люди и животные, появляющиеся в пейзажах, - неотъемлемая часть природы, они словно проступают, «проявляются» в общей картине мира. Каждое дерево, сугроб, цветок таит в себе все многообразие жизни; богатство цвета и движения. Весь мир - единое живое пространство», - отмечает организатор выставки Ирина Кабанова.
Принято считать Лопатина художником «гущинского круга» (см. труды Радищевского музея, выпуск № 7, 1995 г.). Однако «тема ученичества может быть понята широко» (И. Пятницына). «Под руководством Гущина писали постановочные натюрморты научные сотрудники Радищевского музея Н. Свищева, Н. Огарева, Т. Гродскова». Вот и на открытии выступили «гущинцы»: Гродскова, Машков, коллега-реставратор Солянов, Мошников. Своеобразным эпиграфом выставки стала картина в технике инкаустики, а точнее - пигмента из камня по клею. «В 1986 году Лопатин закончил картину «И мы тоже были» - реквием погибшим в военные годы односельчанам. К ее созданию он шел годы. Трагические воспоминания детства питали образный мир картины, и потому в нем органично слились философские обобщения зрелого человека и глубина детских прозрений. Духовностью и возвышенным строем картина напоминает икону», - так характеризует это значительное для всего саратовского искусства конца ХХ века произведение музейщица Пятницына. «И мы тоже были» - не только пронзительная дума о малой родине художника - селе Бакланово Орловщины, но именно обо всей России.
«В 60-е годы Николай Григорьев, врач психушки на Алтынке, спасает от советской реальности поэта Валентина Ярыгина», - пишет А. Сафронова в материале о «гущинце» В. Чудине. Зритель же может сейчас увидеть прекрасные портреты Ярыгина, выполненные Лопатиным в 60-е. По мощи воздействия они сопоставимы с образами Достоевского. Синтаксис образного языка Лопатина одновременно и прост, и сложен. В свои шестьдесят шесть он - не «правый», не «левый». Нет нужды Лопатину и в членстве Союза художников, в компанейщине и дрязгах. Он - выше этого. Он - Божий.
В НАШЕЙ ОБЛАСТИ – ГОД ПУШКИНА
Областная библиотека детей и юношества имени Пушкина провозгласила 2003 год Годом Пушкина в областном масштабе, доверившись гипотезе о юбилее проезда Александра Сергеевича по нашим палестинам. Нынешнее мероприятие связано со 166-летней годовщиной со дня кончины гениального поэта (29 янв. – 10 февр. по н.ст.). В библиотеке выступили: зав. краеведческим отделом Александра Белоглазова, маленький читатель с Пушкинской улицы Антон Синичкин и другие. Детям из Пушкинского лицея, школ № 66, 14, 37 библиотекарь, зав. Пушкинским кабинет-музеем Анна Морковина рассказала о том, как в школе играла Татьяну Ларину, как потом написала: «Я на филфак душой стремлюсь. Так помоги же мне, Создатель!». Она вспомнила профессора СГУ Евгению Павловну Никитину, у которой защищала диплом «Марина Цветаева о Пушкине». Молодая сотрудница библиотеки Морковина также подарила коллективу свою вышивку на тему «Евгения Онегина». Участниками мероприятия были возложены цветы к бюсту Пушкина на улице, носящей его имя.
К «Пифагоровым штанам» - еще бы подгузники...
Министерство культуры Саратовской области на сцене госучреждения культуры - саратовского театра кукол «Теремок» даже в отсутствие своего главы потешило публику развеселой премьерой - дипломным спектаклем театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова «Игры Древней Эллады, или «Пифагоровы штаны...», обозначенного жанрово как «ироническая комедия для взрослых».
Есть у нас свой Театр русской комедии, да и авторы пьесы Я. Костюковский и М. Слободский - вполне советские, а не заграничные. Тем более что, как отметил в премьерной речи режиссер-постановщик М. Музалевский, они тесно сотрудничали со столпом комедийного жанра Леонидом Гайдаем. В прошлом веке, весной 97-го на сцене учебного театра консерватории студенты курса народного артиста России, профессора Александра Галко поставили пронзительную драму Жана Ануя «Антигона». У Антигоны (Светланы Чуйкиной) даже слезы лились. Постановщица Ольга Харитонова привлекла тогда к оформлению Игоря Сорокина. Так в декорации были введены картины друзей Сорокина - Игоря Ролдугина и Сергея Левитова, а также Николая Аржанова, Ольги Пегановой и Алексея Трубецкова.
Ныне же выпускается курс заслуженной артистки России, профессора Риммы Беляковой. А к оформлению привлечен педагог Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова Сергей Пархоменко. Он с учениками изготовил «древнегреческие» вазы. Керамика - выше всяких похвал!
Что же до остального... «Антигона» - драма, страсти... «Ироническая комедия» на поверку - легковесная буффонада с таким чувством юмора, что его словно бы заколдовал гипотетический Волан-Де-Морт. «Соль» ее - в переодевании спартанки-«сексапилки» юношей, из-за чего она не может ходить в баню, к гетерам и на пьянки. «Молодая спартанка Клео» с первых же комедийных минут демонстрирует залу себя ниже спины (с пикантными подробностями) наподобие опытной стриптизерши. А вот гетеры - какие-то вяленькие... Наверное, потому, что, как посетовал Музалевский, репетиций было маловато.
Спецприглашенные на премьеру тинейджеры реагировали на щекотливые моменты ураганным свистом и гоготом. «Смешно. Не правда ли - смешно?» - как пел Высоцкий. Такая вот «комедь». На спектакле - аншлаг. Постановка нашла своего зрителя. Жаль, что столь одиозного.