Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№8 (428) 19 февраля 2002
Саратову - 750 лет!
Издательством Саратовской губернской торгово-промышленной палаты выпущена новинка краеведения - материалы научно-практической конференции «Золотоордынскому городу Укеку семь с половиной столетий».
«Если Саратов лишь претендует на честь считаться «столицей Поволжья», то Укек был центром обширной провинции сильнейшего государства средневековья. Укек просуществовал более ста лет и был уничтожен в 1395 году во время нашествия Тимура в Поволжье. В 2003 году Увеку (Укеку) исполняется 750 лет! Нельзя не использовать это обстоятельство для развития города Саратова», - восклицает генеральный директор ТПП, кандидат исторических наук Виктор Иванович Федотов.
Наше саратовское Поволжье, по мнению ряда ученых, было одним из центров древнейшей русской государственности, условно названным Волжской Русью. Укек, по мнению г-на Федотова, - памятник в истории российской цивилизации. Посему он предлагает подготовить проект постановления губернатора Аяцкова «О праздновании 750-летия города Укек и образовании филиала музея краеведения на Увекском городище», что позволит вкупе с другими оргмероприятиями сделать Увекское городище «туристической Меккой Великой степи». Г-н Федотов решительно заявляет о своей инициативе - создании также и музея ордынской цивилизации: «Сегодня при палате создается туристическая гильдия, где вопросы подготовки к празднованию 750-летия Укека будут стоять на первом плане».
Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой Саратовского института - филиала РГТЭУ, глава татарской национально-культурной автономии Фрид Айниевич Рашитов полностью солидаризуется с историком Федотовым. «На первый взгляд может показаться, что золотоордынский Укек и российский Саратов случайно оказались на одной территории и между ними нет преемственной связи. В самом деле, между гибелью Укека (конец XIV века) и основанием Саратова прошло изрядное время - два столетия. При рассмотрении данного вопроса полезно обращение к истории других стран и городов. Известно, например, что современный город Иерихон не является прямым наследником библейского Иерихона. Ереван по времени отстоит от древнего Эребуни более чем на тысячу лет. Современный Самарканд и античная Мараканда нередко воспринимаются как разные города». «/.../Пусть и с опозданием, историческая память и историческая справедливость должны быть восстановлены. Непродуктивная историографическая традиция, связанная с искусственным разрывом преемственной связи между Укеком и Саратовом, должна быть преодолена».
Исследование преподавателя детской школы искусств из города Маркса Камиля Муллаяновича Бикбулатова «Из истории татарского танца» - весомый вклад в наше общее дело постижения культурных корней. Он приводит в своем труде высказывания великого путешественника Гильома де Рубрука, воспетого Николаем Заболоцким. «...Наших гитар и рылей (vielas) я там не видел, но видел много других инструментов, которых у нас не имеется. А когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом: «Га!»». В новой краеведческой книге даются интереснейшие сведения по фольклористике, по древнему язычеству наших предков, а также - по нумизматике: ведь на Увеке чеканились монеты.
Фрид Айниевич Рашитов и Рустам Адыгамович Сигнатулин пишут: «В последнее время все большее внимание исследователей привлекает версия саратовского краеведа В.П. Юрьева о том, что Саратов первоначально был основан рядом с руинами золотоордынского Укека. Следует отметить, что поиски первоначального Саратова предпринимались везде, но только не на территории Увекского городища, которое само практически мало исследовано». Хочется верить, что на основании предположений Гераклитова, Минха, современных ученых в этом году будет сделан прорыв в изучении Древней Руси. А «первой ласточкой» в этом станет книга, составленная из публикаций одиннадцати авторов Саратова, Маркса и Казани.
«Круг жизни. Колесо истории»
Под таким буддийским названием в Радищевском музее открылась выставка Валентина Юстицкого и Николая Гущина.<br> Итак, Гущин - 1888-1965гг. Между этими датами - яркая, удивительная, полная приключений жизнь. Сын сельского учителя из Вятской губернии, Николай Гущин детство и юность провел в Перми, на Каме. Здесь он окончил реальное училище, проявив наряду с художественными и литературные способности. Затем два года учился в Петербургском психоневрологическом институте, одновременно занимаясь живописью и рисунком в частной студии. Осенью 1910 года Гущин переезжает в Москву: он выдержал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимается в портретном классе у С.В. Малютина, а на старших курсах - в мастерской К.А. Коровина. В канун Первой мировой Гущин побывал в Америке и Японии. Живо откликнувшись на революцию 1917 года, Гущин возвращается в Пермь, где преподает рисунок и живопись в Доме народных искусств, участвует в организации художественного училища и «Союза свободных художников». Около первой мужской гимназии Гущин создает памятник борцам за свободу. Памятник был взорван колчаковцами, а автор, опасаясь репрессий, скрылся из города. Через Сибирь Гущин попал в Китай, где несколько лет преподавал в частной студии Шанхая, участвовал в выставках. Затем он уехал в Париж. Вместе с Пикассо представлял свои картины в «Осеннем салоне».
Произведения Гущина экспонировались в Париже, Лондоне, Ницце и Монте-Карло. При более чем благополучной жизни на Западе, Гущин неоднократно обращался в советское посольство с просьбой о возвращении, увенчавшейся успехом в 1947 году. С этого времени жизнь Гущина связана с Саратовом, где он работал реставратором в Радищевском музее. В нашем городе он создал портреты Фиделя Кастро, Индиры Ганди, Льва Горелика... «Высокий, довольно широкоплечий - вместе с тем в нем было изящество, проявляющееся особенно в движениях, таким запомнила Гущина Раиса Азарьевна Резник. - ...Вовсе не аскет; но что-то стоическое носил он в себе, что-то от «рыцаря бедного» было в его преданности искусству... Он был счастлив своим возвращением, укоренением в родной почве. Органичность естественно возникает там, где «дышат почва и судьба». «Судьба у Николая Михайловича была, - вспоминает Ефим Исаакович Водонос (газета «Авторское право» № 16 от 25.06.1994 г.), - он смолоду был обречен на судьбу. А вот почвы не было. Не было тогда в силу уже упомянутых причин, и, как я теперь понимаю, не было и раньше: ни на чужбине, ни в предреволюционной России, где она колебалась, уходя из-под ног. Отсюда трагизм». Или, по словам поэта, «скорбь изгойства»». Что же касается Юстицкого, то досадно, что моя бабушка никак не оформила письменно свои воспоминания об этом художнике, преподававшем ей в художественном техникуме. К примеру, она - Антонина Максина - очень ярко рассказывала о том, как Юстицкий придумал «супрематическую композицию», раскрасив гвозди и вбив их на разные расстояния в доску, или как он раскрасил гипсовую Венеру Милосскую и объяснял студентам, что теперь это - его авторское произведение.
Валентин Михайлович Юстицкий (1892-1951 гг.) родился в Петербурге в семье потомственного юриста Михаила Антоновича Юстицкого. По окончании Пажеского корпуса Юстицкий едет в Вильно, где учится в частной художественной школе Я.С. Гольдблата. В 1913-14 гг. он в Париже, где берет частные уроки по скульптуре. С 1915-го Юстицкий в Москве. Активно участвует в выставках Московского товарищества художников, на футуристических композициях «Магазина», в салоне «Единорог», выставляется в «Северном обществе художников» (Кострома).
В 1918 году Юстицкий прямо с фронта (он служил в Красной Армии) наркомом Луначарским был направлен в Саратов «создавать пролетарское искусство». Юстицкий возглавил студию живописи и рисунка при саратовском Пролеткульте, а чуть позже стал профессором Свободных государственных художественных мастерских. В начале 20-х Юстицкий участвует в конкурсе по проектированию подвижного памятника Жертвам Революции, мечтает о сооружении движущегося моста через Волгу. В конце 20-х - начале 30-х годов Юстицкий неоднократно участвовал в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Брюсселе. С 1929 года Юстицкий становится экспонентом графических выставок группы «13» - нового объединения художников Москвы, Ленинграда, Саратова и ряда других городов. В это время он создал такие картины, как «Портрет партизана Трутнева», «Шуцбундовцы», «Выезд артиллерии на позиции». Десять лет - с 1937 по 1947 годы художник провел в ГУЛАГе, где сначала работал кайлом, а затем копировал шишкинских «Мишек». Его письма из архипелага ГУЛАГ за 1938-46 гг. опубликованы «Волгой» (№ 7, 1989 г.).
Именно освободившийся Юстицкий помог репатрианту Гущину, которого знал еще до революции с получением в Саратове крошечной комнаты в старом двух-этажном доме на улице Гоголя. Дом, где жили Юстицкий и Гущин, сохранился. В нем, при желании властей, можно создать музей этих выдающихся мастеров, которые знали Маяковского, Каменского, Кузьмина, Маврину, Милашевского, Дарана. «Юстицкий всегда тяготел к людям простым, обретая в народе нравственную силу», - пишет искусствовед А. Симонова. Творческое имя Юстицкого по-новому высветилось в конце прошлого века, когда его картины стали репродуцироваться в «Авангарде, остановленном на берегу», в других солидных альбомах. Тем не менее творчество Юстицкого и Гущина нуждается в дальнейшем изучении, в издании монографий и альбомов. Жаль, что саратовское издательство «Владимир Стенмарк» и волгоградская галерея «Давид» не воплотили в 93-м проект альбома Гущина в серии «Забытые имена». А выставка в Радищевском музее - скромная дань уважения к этим ярким художникам.
Хиппи - звезда фортепиано
Обе наши российские столицы - места творчески обжитые для британца Питера Донохоу, а вот по матушке-России свой вояж он совершит впервые. И первым городом станет наш Саратов! Произойдет знакомство ценителей классической фортепианной музыки с мировой звездой 28 февраля в филармонии. В молодости Донохоу был записным хиппи. Пресс-служба филармонии не обошла стороной его длинноволосость, как и то, что музыкант был барабанщиком в рок-группе. Уроженец Манчестера, Донохоу выучился игре на фортепиано в Королевском Северном колледже музыки, а затем в Парижской консерватории у известной пианистки Ивонн Ларио. Венцом его карьеры в колледже стала золотая медаль Дайаса (1977) и третий приз на I Британском конкурсе имени Ференца Листа.
Звездная слава пришла к бывшему хиппи с победы на VI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. «Представляете, в 82-м 29-летний молодой человек, абсолютно никому не известный, - делится Анатолий Катц, - проходит на второй тур. До него играли китайцы. А они в технике - как автоматы. Я собрался уже уходить. И вот во втором туре Донохоу так сыграл «Петрушку» Стравинского, что зал (прошу прощение за вульгаризм) стоял на ушах! Лидером поначалу считали Владимира Овчинникова. Так Донохоу его каким-то образом переиграл. Недавно читал я книгу Станислава Рассадина «Самоубийцы», где написано в том числе и о творческих самоубийствах, и вдруг наткнулся на приведенный в ней документ. Председатель КГБ СССР Федорчук пишет в ЦК письмо, смысл которого в том, что он предельно возмущен реакцией публики на заключительном туре конкурса Чайковского. Англичанин не должен быть лучше русского! Так и вышло, что Донохоу разделил с Овчинниковым вторую премию, а первую было решено никому не давать. Вот после этого и началась его известность в Европе». Показать Донохоу саратовцам предложила фирма, действующая при Екатеринбургской филармонии. «Было очень заманчиво, - смакует ситуацию профессор Катц. - Донохоу предложил на выбор: либо все 24 прелюдии Рахманинова, либо 118-й опус Брамса и сонату Артура Глисса, либо Шопена и Дебюсси. Мы выбрали последнее». Итак: 28 февраля Питер Донохоу в первом концерте из турне по девяти крупнейшим городам России исполнит прелюдии Рахманинова, «Эстампы» Дебюсси и Сонату си минор Шопена. Билеты будут дешевле, чем в кино. Сам музыкант на этом ничего не заработает. Зачем тогда Донохоу Саратов? Ведь он даже города толком посмотреть не успеет. Возможно, ответ в его мнении о «загадочной русской душе»: «Русский бросается из крайности в крайность, - считает бывший хиппи. И любит, и ненавидит - всей душой. Середины нет. Поэтому в музыке он способен открыться полностью». Питер отмечает, что знакомство с русской музыкой помогает ему постичь и главную черту русского человека - бескомпромиссность в выборе жизненных ориентиров. Такой любви к своей музыке, как у русских, он желал бы и англичанам.
Нас ждет концерт из звездного турне. Звезде - Питеру Донохоу - 50!