Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.










 
№8 (428) 19 февраля 2002
Россия и власть
Что есть Россия в итогах своего развития за ХХ столетие? Это страна и нация дважды - в начале и конце столетия - допустившие распад ценностей национальной идентичности и, прежде всего, в таких их зримых проявлениях, как распад в душе - в основах национальной духовности; во времени - в основах исторической преемственности, в самой способности продолжить историю России в качестве Великой России, а не «этой страны»; в пространстве - в самих основах геополитической реальности, вне которых нет и не может быть ни страны, ни нации, вообще ничего исторически значимого.
Распад в душе, во времени и пространстве - наиболее трагическое выражение цивилизационного распада России, ставшего той питательной средой, которая из глубин цивилизационной исторической реальности и логики истории подпитывает все процессы распада России, обусловливая череду новых вызовов и необходимость новых ответов России и не только для того, чтобы оставаться Россией, но уже и для того, чтобы просто быть. Среди них обращает на себя внимание вызов самим основам существования российской государственности, приведший к распаду его базовых структур и функций, к радикальной дезориентации в той иерархии ценностей, которая обусловливает его бытие в качестве российского государства. Пять конституций пережила Россия за ХХ столетие, череду смены государственных символов - гербов, флагов, гимнов. Все это зримые проявления слома исторической и национальной идентичности и при этом еще только поверхностный его слой. Такое возможно только с государством, радикально заблудившимся в истории, только с нацией, потерявшей себя в истории. Ведь для того, чтобы обрести конституцию, прежде надо обрести страну, понять природу базовых ценностей идентичности и страны, и нации.
Но на протяжении всего ХХ века было не до этого, так как ставились и решались задачи как раз другого свойства, направленные на слом базовых ценностей идентичности Вечной России. В итоге в России мы имеем государство с цивилизационно и исторически не проявленными смыслами, которое не имеет адекватных представлений о том, государством кого, какого исторического субъекта и государством чего, для осуществления какой миссии и каких функций в истории оно является. Произошел радикальный отрыв государства от России, а России от государства. Базой этого отрыва стало стремление свести государство только к его формационной сущности и функциям, только как к аппарату политической защиты избранности экономических интересов одних слоев и классов общества над другими. И дело не в том, что таких функций и сущности у государства нет, а в том, что их явно недостаточно, особенно с позиций современной истории. Правда, чисто формационное понимание сущности и функций государства обнаружило свою ограниченность уже и в начале ХХ века. Напомним, после Октября 1917 пролетариат как класс и сопутствующие ему коммунистические ценности стали мыслиться в качестве неких абсолютов, которым все должно быть принесено в жертву. И государство в этой связи было использовано как мощнейший аппарат для отстаивания и осуществления такого рода классовых интересов и ценностей. В конце столетия в России появился новый классовый избранник - новорусский класс собственников, новые ценности - либерально-демократические, которые вновь стали мыслиться в качестве абсолютных и которым вновь все должно быть принесено в жертву. И вновь государство стало тем аппаратом, которое начало проталкивать в истории исключительность одних классовых интересов и ценностей за счет умаления значимости других. Произошла очередная абсолютизация формационных функций и сущности государства за счет цивилизационных.
В последнем случае государство обнаруживает еще один и более глубокий пласт своего присутствия в обществе, связанного не просто с функциями согласования социально-классовых интересов, а с более глубокой цивилизационной сущностью, лежащей в их основе - отстаивания и защиты национальных интересов и ценностей, самого национального способа бытия в истории. Ведь функция согласования социально-классовых интересов актуализируется в том и тем государством, в каком и которым актуализируется его цивилизационная сущность - сама идея национального единства и единых национальных интересов и ценностей. Все это указывает на то, что государство есть еще и цивилизационный феномен, орган локально цивилизационного бытия в истории, призванный обеспечить условия для национально обусловленных форм бытия в истории. Таким образом, вызову государственным устоям бытия России в истории, попыткам свести сущность и функции государства российского только к формационным должен быть противопоставлен цивилизационный ответ: восстановление цивилизационной сущности и функций государства в России, превращение его в орган локально цивилизационного бытия в истории, в аппарат защиты и развития ценностей идентичности, интересов и ценностей национального русско-российского способа бытия в истории.
Национальная идея современной России в ее государственном измерении есть примирение между властью и проснувшимся от затянувшегося исторического безвременья к национальному самосознанию и самодеятельности народом, который стремится стать нацией. Государство должно не только осознать, но и возглавить и организовать этот процесс. Государство и нация должны срастись так и настолько, чтобы государство стало носителем и охранителем ценностей национальной и исторической идентичности России. Это две силы, которые, для того чтобы изменить историческую судьбу России, повернуть ее лицом к России, должны не только найти друг друга, но и действовать в полном согласии и единении. Государственная мощь России невозможна вне осуществления национальной идеи, она только тогда становится мощью, когда является адекватным выражением национальной и исторической сущности России. И история России подтверждала эту связь и зависимость не единожды.
Есть еще одна составляющая в вызове основам существования государства российского со стороны Августа 1991, которая заслуживает специального анализа. Увы, она пришла как раз со стороны либерально-демократических идей и ценностей, то есть как раз со стороны тех идей и ценностей, в реализации которых больше всего нуждалась посткоммунистическая Россия в деле преодоления тоталитарной сущности коммунистического политического режима, его исторических и ментальных последствий. Сущность первого вызова порождена необходимостью радикального изменения отношений между личностью и государством, их принципиальной либерализации, необходимостью обеспечения правовых гарантий личности от произвола государства, в существенном расширении пространства личных свобод в экономике, политике, культуре и духовности.
Но на волне всего этого возобладало и нечто совершенно несуразное: государство отказалось вообще от своих обязательств перед личностью и обществом в целом, устранилось от всего, что делает его не только государством, но и государством в России, превратившись в лучшем случае чуть ли не в стороннего наблюдателя за деградацией всей социально-исторической ткани России. Это привело к ситуации, близкой к гуманитарной катастрофе, к колоссальному обвалу в гуманистических смыслах и ценностях современных российских реформ. Ответом на этот вызов социальным и гуманистическим основам и функциям государства российского должно стать восстановление и этих основ, и этих функций.
Во-первых, государство должно защищать общество и личность от нищеты и, следовательно, призвано не к тому, чтобы защищать богатых от бедных, а к тому, чтобы сделать бедных богатыми, исключить само состояние нищеты из общества.
Во-вторых, государство должно защищать от преступности, беззастенчивого попрания не только базовых правовых норм, но и нравственных, не должно способствовать созданию экономической и политической инфраструктуры для криминализации экономики и политики, всех структур общества и, следовательно, оно само не должно становиться преступным.
В-третьих, государство должно защищать от бездуховности, не должно участвовать в создании «государства свиней», в котором все высокие искания человеческой души полностью подменяются заботой о материальном благополучии. Идеал современного просвещенного и гуманистического государства несовместим с идеалом беспозвоночного животного, как человеческого идеала.
В-четвертых, государство, наконец, научиться должно защищать себя и тех, кто на государство честно работает, от тех, кто только использует государство, для которых оно не средство служения стране и нации, а средство их нещадной эксплуатации в личных или групповых корыстных интересах. В-пятых, государство должно перестать воспроизводить себя только в качестве аппарата, стоящего над обществом и личностью. Оно должно стать частью общества, слиться с ним, и это осуществимо, если государство перестанет противопоставлять себя личности, если оно научится жить в пространстве персоналистических проблем истории, не разрушая, а созидая его как персоналистическое.
Одним словом, государство должно защищать от всех форм внешней и внутренней агрессии и против общества, и против личности. И на этой основе утверждать себя в качестве легитимного - построенного на базе всеобщего и, главное, честно реализуемого избирательного права, обеспечивающего не только правовой характер власти в обществе, но и, что не менее важно, правовые гарантии для ее эволюционной замены; суверенного - не зависимого ни от кого и ни от чего, кроме как от высших национально-государственных интересов; справедливого - исполняющего законы и только их и через них отстаивающего интересы всех слоев населения, а не своего аппарата или избранных по мафиозному признаку слоев населения; хорошо управляющего обществом - ведь это абсолютно не нормально: страна, богатая всеми основными природными ресурсами, имеющая не самое последнее по уровню образованности население, имеет только 1% мирового производства. Такое возможно только при условии полной атрофии функции управления со стороны государства, следствием полного непрофессионализма его аппарата. Наконец, государство должно быть цивилизационно идентичным, в данном случае отражать и выражать русско-российскую цивилизационную сущность России-цивилизации, базовые ценности идентичности исторической и национальной России - быть великим государством Великой России, а не проходного двора мировой истории.
Все это достижимо при условии, если государство будет иметь выраженную цивилизационную и национальную сущность, будет центрировано на преемственность не власти самой по себе, а власти исторической и национальной России. Государство в России должно постоянно быть государством России и для России, и это должно стать неизменным при всех изменениях в России. Историческую преемственность власть в России должна обнаруживать, прежде всего, и в основном в одном - в том, что всякий акт бытия власти в России есть акт бытия во имя и во благо Великой России, которая становится великой через величие и благополучие каждого ее гражданина.
Сущность второго вызова основам государства российского может быть сведена к попытке не менее радикального изменения отношений между государством и Россией, между идеей Государства Российского и идеей России. И в изменении этого есть своя необходимость, позволяющая установить договорные отношения между государством и обществом, государством и личностью, дабы государство перестало эксплуатировать свой сакральный образ среди населения независимо от того, чем оно стало по отношению к этому населению - олицетворением идеи Великой России или исторически случайного политического режима. В конце концов, это необходимо сделать и для того, чтобы со сменой политического режима не разрушалась Россия, а только политический режим. Но это можно будет сделать, если будет осознаваться, что государство или, по крайней мере, политический режим, его выражающий, - это одно, а Россия - это нечто большее и иное.
Ведь тот неправовой характер, который постоянно воспроизводится в отношениях между государством и собственным населением в России, то, что оно вообще его терпит, в определяющей мере связано как раз с той сакрализацией, которой подвергается идея государства в сознании большей части населения России, отождествляющей ее с идеей Великой и Святой России. А с такой Россией отношения не могут строиться на какой-то правовой основе, это отношения, которые вообще находятся вне правового пространства, в пространстве особых высших ценностей и смыслов русско-российского способа бытия в истории.
Таким образом, срыв сакральных покровов с российского государства - процедура, с одной стороны, необходимая, а с другой - не столь однозначная по своим последствиям, ибо затрагивает самый глубокий архетипический пласт бытия нации в истории, имеющий для нее жизнеопределяющее значение. Дело в том, что за многие века своей истории русская нация по существу не выработала иных форм самоорганизации в истории, кроме как государственных. Плохо это или хорошо - это другой вопрос, но факт остается фактом: русские самоорганизуются в нацию и Россию прежде всего посредством своего государства. Это радикальная национальная особенность, делающая русских не просто государственной, а державно-государственной нацией. Именно на этой почве она развила в себе такие поразительные черты, как высочайшую политическую дисциплину - дар повиновения собственному государству и беспредельную готовность к самопожертвованию в отстаивании его интересов. Нация полностью растворила себя в собственном государстве, связав с ним базовые основы своей национальной идентичности.
Все это не единожды спасало нацию и Отечество в истории, превращая нацию в государство, а государство в нацию и на этой основе Россию в непобедимую Россию. Но все это не единожды использовалось государством, когда неэффективность действия его структур очень часто компенсировалась как раз дисциплиной повиновения и беспредельной жертвенностью служения русского народа своему государству, во имя России-государства. И государство привыкло к такому положению дел, в частности, и к такому управлению страной и нацией, которое не считается ни с какими экономическими, социальными и человеческими издержками, с тем, что такое управление стоит и стране, и нации. В таких условиях срыв сакральных покровов с российского государства чреват ситуацией, при которой некому будет его защищать, жертвенностью своего служения государству восполнять неэффективность и неадекватность деятельности его структур.
И последнее: именно потому, что русская нация - державно-государственная, самоорганизующая себя как нацию и Россию посредством государства, именно поэтому кризис государства тотчас же превращается в национальный, в кризис России и нации. Разгосударствление превращается в дероссиизацию России и денационализацию русской нации. Вот почему отрыв политического режима от идеи государства российского, а российского государства от идеи России разрушает основополагающие структуры бытия русской нации в России и России в истории.
Н.Г. КОЗИН
(Продолжение в следующем номере)