СТАТЬИ


Материалы заочной пресс-конференции Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова для саратовских СМИ (август 2003 года)

Материалы заочной пресс-конференции Председателя ЦИК России  А.А. Вешнякова для саратовских СМИ (август 2003 года)
- Какие принципиальные нововведения содержатся в новом избирательном законодательстве, в соответствии с которым будут проводиться выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва?
- Среди новых наиболее важных положений нового закона отмечу следующие.
Выдвигать федеральные списки кандидатов вправе только политические партии, имеющие право участвовать в выборах в соответствии с законом о политических партиях, а также избирательные блоки. В избирательные блоки, помимо политических партий, могут входить общероссийские общественные организации и движения, отвечающие требованиям федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. При этом в блоке может состоять не более трех участников.
Федеральный список кандидатов может содержать в общефедеральной части не более чем 18 кандидатов и должен включать еще не менее чем 7 региональных групп кандидатов. Мы надеемся, что это будет способствовать увеличению в депутатском корпусе представительства от регионов.
Законом предусмотрено, что без сбора подписей и внесения залога в одномандатном избирательном округе регистрируется кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими в данной избирательной кампании федеральный список кандидатов на основании собранных подписей избирателей.
Также законом предусмотрено, что те политические партии и избирательные блоки, федеральные списки которых будут допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе по итогам выборов 2003 года, получат право на следующей избирательной кампании в парламент России зарегистрировать свои федеральные списки кандидатов и кандидатов по одномандатным округам без сбора подписей и внесения залога. Это правило будет распространяться для политических партий и при выдвижении кандидатов на любом другом уровне выборов.
Значительно повышена предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата (до 6 млн. рублей), политической партии, избирательного блока (до 250 млн. рублей).
Перечень сведений о доходах и имуществе кандидатов, представляемых в комиссии, стал немного шире. Избиратели будут, конечно, информированы об этих сведениях. Кстати, и о сведениях из финансовых отчетов политических партий за четыре года, предшествующих году выборов, и о выявленной недостоверности указанных сведений. Если это, конечно, обнаружится.
Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов. И теперь среди них отсутствуют основания, которые требовали бы оценок со стороны членов избирательных комиссий, в общем, которые были связаны с субъективным усмотрением.
Еще установлен исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидатов. Причем это вправе делать только суд.
Очень важно, что установлена обязанность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации размещать в Интернете данные протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий – по мере их введения в государственную автоматизированную информационную систему (ГАС «Выборы»), но не позднее суток со дня голосования.
Главная цель обновления избирательного законодательства – усиление роли и ответственности политических партий в избирательном процессе, достижение прозрачности их финансовой деятельности, а также – создание реально работающего механизма общественного контроля за голосованием, подведением итогов выборов.
- Сколько, на Ваш взгляд, политических партий смогут преодолеть 5% барьер?
- В компетенцию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не входит прогнозирование результатов выборов. Я не хотел бы вторгаться в сферу деятельности социологов и политконсультантов. По их оценке, таких партий, блоков будет не больше пяти.
В любом случае важно, чтобы предвыборная деятельность осуществлялась не в атмосфере «информационных войн» и «борьбы компроматов», а в духе здоровой конкуренции политических партий, кандидатов.
В связи с этим хочу напомнить, что ЦИК России поддержала идею подписания общественного договора «Выборы-2003» между политическими партиями, руководителями объединений журналистов и специалистов в области политических технологий. Этот договор должен способствовать, по замыслу его участников, обеспечению корректного поведения и соблюдению морально-этических правил в ходе предстоящей избирательной кампании. Впервые в соответствии с договором предусматривается создание Наблюдательного совета, уполномоченного следить за соблюдением сторонами договора своих обязательств.
Хочу выразить надежду, что эта общественная инициатива будет поддержана и в регионах России и поможет всем участникам выборов достойно провести избирательную кампанию.
- Сколько средств из федерального бюджета выделено на проведение выборов депутатов Государственной Думы? Каков максимальный размер избирательного фонда для избирательного объединения (блока) и кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу? Будет ли ЦИК России выделять средства избирательным объединениям (блокам)?
На проведение выборов депутатов Государственной Думы в 2003 году в соответствии с федеральным законом о бюджете на этот год предусмотрено 3,5 млрд. рублей.
Законом установлено, что предельная сумма всех расходов из избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, не может превышать 6 миллионов рублей, а для политической партии или избирательного блока, выдвинувших списки кандидатов, – 250 миллионов рублей. Для сравнения – в 1999 году эта сумма для избирательных объединений и избирательных блоков составляла около 40 млн. рублей, а кандидата в одномандатном округе – около 1 миллиона рублей. Есть разница?
Законом не предусмотрено выделение Центральной избирательной комиссией России бюджетных денег избирательным объединениям и избирательным блокам, кандидатам. Все свои избирательные фонды они могут создавать за счет добровольных пожертвований и своих личных средств.
Следует также отметить еще одну норму. После официального опубликования общих результатов выборов ЦИК России будет возмещать в пределах, установленных законом, транспортные расходы кандидатам из федеральных списков, получившим по результатам голосования не менее 2 процентов голосов избирателей (для кандидатов в одномандатных округах – не менее 3 процентов). Это возмещение будет производиться за счет федерального бюджета.
Будет реализовываться новый порядок государственной поддержки политических партий. Партии, участвовавшие в избирательной кампании 2003 года, будут вправе получить от государства, в соответствии с законом о политических партиях, денежные средства при выполнении любого из двух следующих условий: если соответствующий список кандидатов получил по результатам выборов в Государственную Думу не менее 3 процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании, либо, если было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых соответствующей партией или блоком по одномандатным округам.
 
- За какие нарушения могут быть сняты с регистрации кандидаты и избирательные объединения (блоки)?
- В новом законе о выборах депутатов Государственной Думы установлен конкретный перечень оснований как для отказа в регистрации, так и для возможной отмены регистрации кандидата или политической партии, избирательного блока. Среди этих оснований отсутствуют такие, которые могли бы потребовать субъективных оценок со стороны членов избирательных комиссий. Еще одна гарантия, защищающая права кандидатов, в том, что отмена регистрации может быть произведена только судом.
Отмена регистрации кандидата может последовать в случае нарушения им конституционных норм, запрещающих: агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду; призывы к насильственному захвату власти; изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации; пропаганду войны. Регистрация кандидата может быть также отменена, если кандидат неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения, если установлены факты подкупа избирателей, использования денежных ресурсов помимо средств собственного избирательного фонда.
 
- Актуальным вопросом на выборах является возможность применения так называемых «грязных технологий». Какие меры предусматриваются для предотвращения их использования на предстоящих парламентских выборах?
- Из основных мер, направленных на решение этой задачи, отмечу следующие. Установлено, в частности, правило о возможности использования имени, изображения, положительных высказываний известных лиц в поддержку кандидатов, политических партий только со ссылкой на соответствующий источник опубликования или с согласия указанных лиц. Если согласия не давалось – налицо обман! Уточнены требования к СМИ в плане незамедлительного (до окончания избирательной кампании) предоставления права на ответ кандидату, чьи честь, достоинство, деловая репутация затронуты в публикации в этом СМИ. Приняты дополнительные меры ответственности СМИ за систематические нарушения вплоть до приостановления выпуска СМИ до завершения избирательной кампании.
Новым в законе является требование об анонсировании полиграфическими организациями (типографиями) расценок на изготовление печатных агитационных материалов. Они должны сделать это не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Это необходимо для обеспечения равных условий ведения агитации, для финансового контроля за расходованием избирательных фондов. Таким образом, любой «подпольный», выпущенный с нарушением закона, агитационный материал, даже если он внешне содержит признаки законного агитационного материала, распространению не подлежит.
Если избирательным комиссиям принадлежит решающая роль при выявлении правонарушений в избирательном процессе, то правоохранительным и иным государственным органам – в незамедлительном пресечении нарушений.
Подводя черту, хочу сказать, что уменьшить масштабы применения «грязных» избирательных технологий мы сможем при ответственном отношении к выборам всех участников выборов и эффективном применении законов.
 
- Серьезная дискуссия развернулась вокруг поправок в избирательное законодательство, касающихся санкций в отношении нарушающих правила предвыборной агитации СМИ. В каких случаях и каким образом может быть приостановлена деятельность СМИ?
- Изменения, внесенные в закон о СМИ в связи с обновлением избирательного законодательства, направлены, прежде всего, против использования СМИ в «грязных» избирательных технологиях.
Недопустимой должна считаться ситуация, когда определенные СМИ отдают явное предпочтение какому-то кандидату или политической партии либо напротив ведут яростную контрагитацию против заранее выбранных для дискредитации целей, и никакие штрафы не могут заставить их отказаться от избранной линии. При этом нередко такая деятельность СМИ или их отдельных сотрудников была оплачена не из избирательного фонда кандидата или избирательного блока, а «черным налом». Такая практика всем знакома. Смириться с ней – это значит забыть о принципе равного доступа кандидатов к СМИ и о равенстве прав кандидатов.
Суть поправок, внесенных в закон о средствах массовой информации, такова. В законе закреплена возможность приостановления в судебном порядке выпуска средства массовой информации. Это происходит в случае, если выпускающая его организация уже после вступления в силу решения суда о привлечении ее или ее главного редактора к административной ответственности по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях, касающихся избирательного процесса, вновь нарушит законы о выборах, и это нарушение может повлечь повторное привлечение к административной ответственности. Правом на обращение в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ наделено исключительно Минпечати России.
Основанием для обращения Минпечати в суд может служить обращение ЦИК России. Кроме того, в отношении СМИ, чья продукция распространяется в пределах одного субъекта Российской Федерации, обращение может последовать и со стороны избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации. Если организация уже неоднократно, то есть два и более раза, привлекалась судом к административной ответственности, что свидетельствует о систематическом нарушении закона, то обращение Минпечати России в суд обязательно.
- Каковы особенности использования ГАС «Выборы» в ходе предстоящей кампании? Предусматривается ли применение сканеров на избирательных участках?
- В соответствии с программой развития государственной автоматизированной информационной системы (ГАС) «Выборы» в 2003 году внедряется новая модернизированная система. Она будет использоваться в декабре на выборах депутатов Государственной Думы. При модернизации была поставлена цель – создать надежную систему для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов, включая наблюдение за ходом и установлением итогов голосования.
Процесс передачи информации в ГАС «Выборы» технически организован таким образом, что после введения протокола участковых комиссий в информационную систему «Выборы» данные протокола будут автоматически передаваться во все вышестоящие комиссии и в итоге – в ЦИК России.
По-новому будет производиться обнародование итогов голосования. Не позднее чем через сутки после голосования все избирательные комиссии субъектов РФ по закону обязаны представить результаты в Интернет. Так что теперь любой наблюдатель может сравнить данные, полученные от участковой комиссии в форме копий протоколов итогов голосования, с данными, размещенными в Интернете. Для этого надо войти на сайт ЦИК России и там найти ссылку на любой из 89 электронных адресов региональных комиссий, где будут опубликованы данные по голосованию с каждого из 94 тысяч избирательных участков.
По закону информация, полученная через систему ГАС «Выборы», является предварительной и не имеет юридического значения. На практике это означает, что итоги голосования, подведенные с помощью ГАС «Выборы», будут считаться предварительными. Окончательными результатами выборов признаются данные бумажных протоколов, проверенные и подписанные членами избирательной комиссии.
Тем же, кто опасается подтасовок на выборах, следует четко понять, что основой протоколов избирательных комиссий являются результаты, зафиксированные в избирательных бюллетенях, которые хранятся не менее года. Если у кого-то появится основание проверить итоги, можно сделать пересчет бюллетеней или сверить данные по протоколам.
Мы рассчитываем, что 7 декабря в 21.00 по московскому времени уже будут предварительные результаты голосования по Дальнему Востоку и Сибири. Планируется изготовить и применить 500 комплексов обработки избирательных бюллетеней – сканеров на участках в Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане, Дагестане и еще ряде регионов, которые позволяют вести автоматический подсчет избирательных бюллетеней на участках.
 
- Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как идет подготовка к выборам Президента Чеченской Республики?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что подготовка к выборам первого Президента Чеченской Республики, которые назначены на 5 октября 2003 года, проходит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.
Напомню, что все кандидаты на этот пост были выдвинуты в порядке самовыдвижения. Для регистрации и участия в этих выборах каждый кандидат должен был собрать в свою поддержку 11 тысяч подписей избирателей или внести избирательный залог в размере 4,5 млн. рублей.
В настоящее время в Чеченской Республике завершено образование избирательных участков. Утверждена форма открепительного удостоверения и опубликованы сведения о размере оплаты эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации в СМИ. Опубликованы списки избирательных участков с указанием их границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования. Составлены и проверяются списки избирателей.
ЦИК России, учитывая непростую обстановку в Республике, осуществляет большой комплекс мероприятий по содействию Избирательной комиссии Чеченской Республики в подготовке выборов Президента Чеченской Республики. Для контроля за соблюдением избирательных прав граждан приглашены международные наблюдатели, им будет оказано всемерное содействие в обеспечении беспрепятственной деятельности в период проведения выборов, как и наблюдателям от общественных организаций. Для оперативного информирования граждан о результатах голосования ЦИК России планирует организовать размещение данных протоколов избирательных комиссий в сети Интернет.
- Как Вы оцениваете прошедшие в 2003 году выборы в регионах? Какие основные проблемы возникали при проведении этих выборов?
- В субъектах Российской Федерации в первой половине 2003 года в законные сроки и в соответствии с федеральным и региональным избирательным законодательством сформированы органы государственной власти: в 4 регионах (в Белгородской и Магаданской областях, Республике Мордовия и Таймырском автономном округе) избраны высшие должностные лица исполнительных органов власти, а в 7 регионах (в республиках Башкортостан, Дагестан, Коми, Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Кемеровской и Ростовской областях) – депутаты законодательных органов власти субъектов РФ.
В двух регионах проведение губернаторских выборов было досрочным: в Магаданской области и на Таймыре. Это обстоятельство во многом определило ход избирательных кампаний. Так, в Магаданской области конкуренция была весьма острой, за пост губернатора боролись 12 кандидатов. В итоге, во втором туре губернатором был избран Николай Дудов.
Теперь об одной важной детали. Проходившие в этом году выборы в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации стали последними, проходившими по мажоритарной избирательной системе. В дальнейшем в соответствии с избирательным законом не менее половины депутатов региональных парламентов будут избираться по партийным спискам.
Несмотря на достаточно спокойный ход прошедших региональных избирательных кампаний, присутствовали и скандальность, и «грязные» избирательные технологии, и судебные процессы.
К чести большинства избирательных комиссий надо сказать, что с помощью правоохранительных органов нарушения законодательства своевременно выявлялись и пресекались.
В целом же, внесенные изменения в законодательство о выборах продемонстрировали свою эффективность с точки зрения предупреждения и пресечения правонарушений, уменьшили почву для скандалов на выборах. Особую озабоченность у нас вызвали ситуации, сложившиеся при подведении итогов выборов мэров городов Норильска и Ноябрьска. В Норильске срыв выборов был предопределен очень жестким соперничеством основных претендентов, а также тем, что кандидат, победивший в первом туре, допустил нарушения правил финансирования избирательной кампании. В Ноябрьске, после сомнительного непризнания горизбиркомом итогов голосования на четырех избирательных участках, с небольшим отрывом от соперника победил действующий глава города. Разрешением конфликтной ситуации в этом городе занимается суд, Генпрокуратура.
Из этого опыта членам избирательных комиссий всех уровней надо еще раз сделать вывод: все принимаемые комиссиями решения должны быть обоснованными, и в необходимых случаях – обеспечены документально оформленными доказательствами правоты отстаиваемой комиссией позиции, и всегда – строго соответствовать требованиям Закона.