СТАТЬИ


Автообоз. ОПЕРАЦИЯ «ПРОДАЖНЫЙ ЖЕЗЛ»

Дмитрий Семенов
ОПЕРАЦИЯ «ПРОДАЖНЫЙ ЖЕЗЛ»
 
Министерство внутренних дел продолжает войну против взяточников в погонах. На этот раз — в структуре ГИБДД.

Не станем гадать о том, пиаровскую ли акцию затеяли в МВД или всерьез взялись очищать милицейские ряды от мздоимцев. Только очень далекие от управления автомобилем люди не знают о тарифах, действующих ныне на госавтоинспекторском «рынке». Согласно неофициальной таксе, в Москве талон техосмотра стоит от 100 до 300 долларов (в Саратове 250-400 руб.) в зависимости от марки машины и мощности ее двигателя; водительское удостоверение без каких-либо экзаменов — 500-800 долларов (в Саратове 3-5 тыс.руб.); снять-поставить на учет — 50-100 у. е. за каждую операцию (в Саратове рублей 200-300 руб.); езда в нетрезвом состоянии — от 100 и выше: «потолок» ограничивается лишь степенью опьянения водителя и желанием инспектора пойти ему навстречу. Нарушения поскромнее в основном оцениваются «полтинником» (в Саратове в рублях) либо суммой официального штрафа — гораздо проще расплатиться на месте, нежели тащиться сначала в отделение Сбербанка, а затем — в «свой» отдел ГИБДД (ГАИ).

Попытки поубавить коммерческие взаимоотношения инспекторов и водителей ни к чему не привели. Сегодня особые надежды возлагаются на созданные при городских управлениях ГИБДД службы или управления собственной безопасности. Им и отводится главная роль в проводимой МВД операции «Оборотни в погонах-2». К слову, охота на мздоимцев с жезлом ведется уже не один год. И даже без приказов из министерства.
На «живца»

...Контрольно-профилактический отдел (КПО) управления ГИБДД (ГАИ) столицы размещается в неприметных кабинетах левого крыла здания на Самотеке. И многие взяточники в погонах многое дали бы за то, чтобы знать всех сотрудников КПО в лицо. Дата намеченной операции держится в секрете. В «День Х» сотрудников управления вызывают на последний инструктаж. Главное в предстоящей работе — суметь дать взятку. Под этим подразумевается, прежде всего, то, что проверяющий ни в коем случае не должен предлагать деньги первым: ему нужно, чтобы о мзде заикнулся сам инспектор. Каждой группе — а их в город выезжают одновременно не менее трех — вручают подотчетную сумму, рублей по 300-500. Все купюры ксерокопируются, а их номера переписываются.

И, наконец, транспортные средства… Личные машины проверяющие предпочитают не использовать: если автомобиль «засветится», второй раз на нем выезжать бессмысленно, все равно, что с наклейкой «Милицейская проверка». Поэтому привлекают личный транспорт внештатных сотрудников автоинспекции или членов общественного совета ГИБДД. К слову, машины иной раз бывают такие, что, как говорится, грех, себе в убыток, не остановить. Даже без повода. Как и случилось, по рассказу старшего инспектора по особым поручениям КПО московского управления ГИБДД подполковника Алексея Андреенко, с участвовавшим в одной из прошлогодних операций новеньким Mercedes E 430.

Машины-«ловушки» передвигаются по столице бессистемно. Задача оперативников — постоянно нарушать наиболее наказуемые пункты правил дорожного движения. Причем — обязательно на виду постового инспектора. Как правило, контролеры из КПО знают все основные «хлебные» места, где риск быть остановленным наиболее велик.

Автомобиль-«провокатор» может, например, развернуться через двойную сплошную линию разметки, проехать на запрещающий сигнал светофора или проигнорировать требование запрещающего или предписывающего знака, или повернуть направо из второго или третьего рядов. Если «нарушение» произойдет на глазах сотрудника ДПС, но тот, тем не менее, этот факт проигнорирует, докладная на него отправится командиру полка. Со всеми вытекающими последствиями. Так что не только взяточничество, но и ненадлежащее исполнение устава интересует проверяющих.

К сожалению, информирование в инспекторской среде ГИБДД налажено очень хорошо: как только где-то происходит задержание взяточника, информация об операции и участвующих в ней машинах распространяется по городу, как огонь в сухом лесу. И контролерам остается практически без «улова» колесить по городу: регулировщики и постовые до вечера будут «соблюдать нейтралитет». И наказать их можно разве что за невыполнение служебных обязанностей.

Впрочем, даже свершившаяся взятка еще не означает успешного завершения операции. Если помеченную банкноту не обнаружат при личном досмотре подозреваемого, ему грозит лишь выговор «за несоставление протокола». Документ, кстати, инспектор обязан составить даже в случае, если водителю грозит лишь устное предупреждение. Поэтому заподозренные во взяточничестве оправдываются тем, что, мол, решили пойти навстречу уж очень торопившемуся водителю. А к каким ухищрениям прибегают иные мздоимцы, избавляясь от неправедных купюр!

Один из сотрудников КПО, по понятным причинам просивший не упоминать его звание и фамилию, рассказал об операции, проводившейся год назад. Тогда объектом контролеров стал пост у гостиницы «Ленинград». Молодой постовой, старший сержант, взял 100 рублей за поворот налево в зоне действия знака «Движение только прямо», причем в присутствии стажера. А когда автомобиль-ловушка вернулся на «место преступления», сержант исполнил прямо-таки цирковой номер: моментально скомкал купюру в руке и, бросив шарик на землю, ногой запихнул его под тумбу регулировочного пульта светофора. Проверяющие «пас» заметили, но важно было, чтобы взятка вернулась в руки подозреваемого. Ситуация сложилась в духе «характер на характер». Того парня все-таки обязали, встав на колени, выудить сотенную из грязи.

После того, как факт взятки зафиксирован, на место вызывают командование батальона ДПС. И одна из задач такого подкрепления, между прочим, разоружить взяточника. Алексей Андреенко припомнил случай, когда уличенный инспектор на стационарном посту-пикете схватился за автомат. И дал очередь от пояса.

— Спасло контролеров только то, что стекла в окнах пикета бронированные, — говорит Алексей Михайлович. — Но залечь им все-таки пришлось.

Когда пойманный за руку сдаст оружие, его снимают с поста. И после завершения операции и его, и руководство батальона ждет разбирательство в здании управления. Задержанного «при исполнении» проверяют: не был ли замечен в чем-то подобном ранее, имеет ли взыскания или поощрения? В лучшем случае провинившегося просто уволят, в худшем для него — возбудят уголовное дело.
 
Чтите Кодекс

Согласно статье 290 УК РФ, получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода провинившегося за период от семи месяцев до года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Как ни сурово возможное наказание, пугает оно далеко не всех. Иной раз потому, что информация о задержании, ушедшая наверх, отзывается оттуда, вплоть до самого аппарата МВД, просьбами покровителей спустить дело на тормозах.

Любопытно, что в сети сотрудников КПО попадаются не только их коллеги по ГИБДД. Случались задержания милиционеров одного из линейных отделов внутренних дел Московской железной дороги, промышлявших на обочине с полосатыми жезлами, курсантов милицейской школы и даже слушателя академии МВД, майора милиции. Тот почти каждый вечер, переодевшись после занятий в форму инспектора ДПС, выходил на большую и денежную дорогу.

...Нынешняя министерская операция еще только началась, и говорить о результатах ее участники и организаторы категорически отказываются. Предпочитают пока делиться данными проверок предыдущих. Так вот, КПО УГИБДД Москвы провело их за первую половину прошлого года более 300, выявив 129 случаев поборов на дорогах. Причем, чаще всего на получении взятки попадались сотрудники дорожно-патрульной службы и регистрационных отделений ГИБДД. В связи с чем начальник столичного управления ГИБДД Сергей Казанцев заметил, что его подчиненным необходимо время от времени менять профиль: тем, кто «пригрелся» в кабинетах, выйти на улицу, а «прикормленным» у обочины — сесть за офисный стол. Как говорится, без комментариев.

Как поступить руководству тех и других сотрудников ГИБДД, решать самим людям в широких погонах, а, может быть, и суду. Что можем противопоставить милицейскому произволу на дорогах мы, водители? Во-первых, воспользоваться обещанным руководством МВД РФ в связи с началом операции «Оборотень в погонах» телефоном доверия. Тем самым, номер которого до конца года выведут на всех патрульных автомобилях. Позвонив по нему, можно выяснить, имеет ли право тот или иной патруль работать в определенное время на определенном участке, не превысили ли инспекторы свои полномочия, а заодно проконсультироваться о своих правах.

Небесполезно также хотя бы прочитать, а еще лучше — изучить Кодекс об административных правонарушениях. Знание — сила! И управа на особо ретивых сотрудников ДПС, пытающихся штрафовать водителей даже за… езду с ближним светом фар в светлое время суток! Знакомство с документом подскажет и то, что каждое наложенное взыскание может быть оспорено в суде. С предъявлением там, например, диктофонной записи доводов инспектора, с которыми вы не согласились, но зафиксировали на пленке. Впрочем, как показывает практика, аргументированный протест отбивает у сотрудников ГИБДД желание составлять протокол.

И, наконец, надо помнить о том, что нередко именно мы, водители, становимся инициаторами взятки и это, между прочим, согласно статье 291 УК РФ, уголовно наказуемое преступление. Дача взятки должностному лицу карается административным штрафом от 200 до 500 МРОТ или исправительным работами на срок от одного года до двух лет. В худшем случае взяткодателю грозит трехлетнее тюремное заключение.