Как следует из ежегодного доклада Конференции ООН по торговле и развитию, мировые инвестиционные потоки в этом году должны стабилизироваться после падения в 2002-м и начать расти в 2004-м. Российские компании будут активнее вкладывать деньги за рубежом. В отличие от иностранных в России.
Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций останутся Люксембург и Китай. Карликовое государство с благоприятным налоговым режимом и самая населенная страна мира, экономика которой ускоренно развивается с начала 1980-х, возглавляют список лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций уже шесть лет подряд. В прошлом году в Люксембург было вложено $126 млрд, а в Китай – $53 млрд. В Францию, для сравнения, поступило $52 млрд, а в Германию $38 млрд.
Китай, Франция, Германия и ещё Венгрия относятся к странам с высоким инвестиционным потенциалом и высокими же реальными показателями по ввозу прямых иностранных инвестиций. Россия, например, тоже имеет высокий потенциал, но низкие реальные показатели по ввозу, и пребывает в одной группе с Тайванем, Кореей, Саудовской Аравией и Японией. Не самая плохая компания. Да к тому же нам в прошлом году удалось впервые обогнать Венгрию по объему прямых иностранных инвестиций, потому что в Венгрию инвесторы вложили меньше на $1,6 млрд (а в Россию на $100 млн больше – всего $2,6 млрд).
И все же выхода России из группы стран с высоким инвестиционным потенциалом и низкой реализацией такового авторы доклада не ожидают – во всяком случае, в 2004 году.
Но вот что интересно. Российские транснациональные корпорации, к каким в докладле относятся «Лукойл», «Новошип», Дальневосточное и Приморское морское пароходства, входят в первую десятку крупнейших нефинансовых ТНК из Центральной и Восточной Европы (причем «Лукойл» её возглавляет). Пароходства, положим, туда попали благодаря дорогостоящим судам, приписанным к зарубежным портам (учитывался размер зарубежных активов этих корпораций).
Но этот список сформирован ещё по данным 2001 года, когда «Русский алюминий» делал первые свои зарубежные приобретения, а «Норильский никель» ещё не купил американскую корпорацию Stillwater Mining. Так что в следующих докладах ооновских экспертов российские корпорации будут выглядеть, надо думать, не хуже западных стратегических инвесторов.
Другое дело, что иностранных инвестиций от этого в России больше не станет.
Сделка между ТНК и БП, безусловно, отразится на статистике прямых инвестиций за 2003 год и повысит место России в мировой табели о рангах. Но поскольку инвестиционный климат в стране на самом деле не улучшился, оснований для роста иностраннных капиталовложений в Россию пока не больше, чем прежде. А жаль, потому что в 2004 году, по прогнозам, потоки прямых инвестиций впервые с начала века начнут оживляться.
Выводы доклада сделаны в основном на базе статистики по прямым иностранным инвестициям в мире в 2002-м году, когда в мире было зарегистрировано второе подряд падение притока прямых инвестиций – а этот показатель сократился на 21% до $651 млрд. В 2001 году, впрочем, прямые иностранные инвестиции падали ещё сильнее (на 40%).
Происходило это из-за сниженния темпов экономического роста в США, Европе и Японии. При этом в США рухнул фондовый рынок, и инвесторы избавлялись от американских активов, потому что в то время не видели перспектив оживления крупнейшей экономики мира. В результате приток иностранных инвестиций в США сократился на $113,9 млрд, что сделало Америку лидером среди аутсайдеров.
Да и в большинстве стран мира обстановка для вложения капитала была неблагоприятная: поступление прямых иностранных инвестиций сократилось в 73 из 151 страны. К тому же к прошлому году в развивающихся экономиках замедлились темпы приватизации, так что ещё и объектов для инвестирования стало меньше.
<