СТАТЬИ


Чье лицо у армии?

Анатолий СЕЛЬ-СЛОБОДСКОЙ
         То, что происходит в наше время, когда капиталистическое государство хочет иметь бесплатную коммунистическую армию, да еще с высоким чувством долга защитника интересов молодого буржуа, фактически и является главным направлением военных реформ.
         Формула «делаю то, за что мне платят, делаю так, как мне платят» стала ответной мерой этого же «долга» на все тот же курс военных реформ.
         Таким образом, интересы государства и призывника расходятся в противоположных направлениях. Следовательно, взвод солдат, купленный в армию за деньги, и взвод солдат, собранный по призыву, будут иметь и разное качество. На кого равняться? На сильных, на профессионалов! В бою получится наоборот: профессионал будет вынужден приноравливаться к тому самому слабейшему, который не смог уклониться от армии и был забран в нее против своей воли. Этот слабейшей имеет такой же желудок, как и у купленного за деньги, занимает такое же место в автомобиле, требует такого же хвоста тыловых служб, как и хороший, но он стоит намного дороже: расходует больше боеприпасов, часто болеет, подторговывает военным имуществом… и самое главное – съеживается в бою.
         Надо быть очень богатым государством, чтобы содержать дешевую армию. Сегодня ведется много разговоров вокруг профессиональной армии. Станут ли спешить в такую армию добровольцы? Неизвестно. Но и оставлять армию без изменений невозможно. Лозунг – «каждый гражданин -  защитник Отечества» устарел. Как государство отказалось от предоставления юношам бесплатного образования, медицинского обслуживания, дошкольного воспитания, внешкольного физического и творческого развития, так и молодые люди не обязаны бесплатно служить в армии.
При проведении военных реформ нельзя предаваться иллюзиям, что с созданием профессиональной армии все в ней придет в нормальное состояние. Прежде всего – на первом их этапе, на мой взгляд, в армии необходимо устранить многие недостатки, неясности и путаницы.
Например: какой процент контрактников будет женатых? Так как их семьи нуждаются  в обустройстве быта. Что в профессиональной армии будет доминировать: политическое воодушевление или механическое послушание? Как будет вестись работа по набору контрактников: постоянно или несколько раз в год? А главное, какую цель будет преследовать контрактная армия – обороняться или наступать? Уже сегодня в армии можно начать пересмотр, на предмет ее целесообразности, той или иной штатной должности, так как офицеры практически перестали добросовестно служить, а из тех, кто служит, может быть, не более 10% имеют необходимый для армейской службы опыт. К тому же в армии нарушена преемственность, а количество генералов почти сравнялось с количеством полковников.
Как были полезны в русской армии сыновья буржуазии, а в Красной Армии – рабочие, так и сегодня новой армии нужны сыновья олигархов, которые хоть как-нибудь бы связали солдат из бедных семей с сознанием господствующего класса и сделали бы армию более или менее послушным орудием в своих руках. Но их притока в армию не наблюдается, скорее наоборот: каждый олигарх старается спрятать сына от армии и отправить учиться за границу.
Вот и получается, что комплектование сегодняшней армии все еще идет из рабочих и крестьян. Таким образом, армия, хочешь не хочешь, имеет политическую физиономию КПРФ уже с началом реформ.