В ближайшее время президент США Джордж Буш должен определиться - продолжать ли ему начатую в прошлом году стальную войну. Любой вариант решения грозит ему потерей голосов избирателей на будущих выборах. Пока же мировой рынок спасает Китай, который на глазах превращается в крупнейшего мирового потребителя металла. Сталелитейщики со страхом ожидают 2006 года: именно тогда по прогнозам страна сможет обеспечить свои потребности за счет внутреннего производства.
Стальную войну Штаты объявили всему миру в марте 2002 года. Именно тогда Джордж Буш принял решение о введении заградительных пошлин против импортной стали - от 8 до 30%. Решение было своего рода платой за голоса избирателей, отданные Республиканской партии на выборах президента, и одновременным авансом за выборы будущие. Тогда же мировое сообщество, равнодушное к внутриполитическим проблемам Америки, восстало. Группа стран - членов ВТО, в которую вошли страны Европейского сообщества, Япония, Бразилия, Китай и Канада, обратилась в организацию с жалобой. В июле жалоба была удовлетворена. Американская сторона незамедлительно подала апелляцию, которая сейчас находится в стадии рассмотрения. Будущее решение ВТО известно - американские санкции будут признаны окончательно и бесповоротно. Также всем была очевидна и суть затеянной процедурной кампании - Буш просто пытался выиграть время, делая ставку на восстановление экономики. Сейчас это время пришло, и с решением надо поторопиться. После вердикта ВТО Европейское сообщество твердо намерено ввести ответные санкции против США на общую сумму до 4 млрд. долларов. Это приведет к эскалации, в результате чего остановить торговую войну будет гораздо сложнее.
"Буш не сможет игнорировать решение ВТО, - прогнозирует развитие ситуации Михаил Смирнов, руководитель проекта торговых диспутов компании "Северсталь", - это грозит жестоким скандалом и еще большей изоляцией Штатов от всего мира". "Решение ВТО не будет иметь никакого значения для американцев", - уверен в обратном Рон Эдвардс, аналитик компании "Ренессанс Капитал". Значение будут иметь только внутриполитические факторы. В этом отдают себе отчет и все стороны, которые активизировались внутри страны.
Первой, как и полагается, выступила Международная торговая комиссия, организация, действующая формально при Департаменте торговли США, но пользующаяся автономией. Именно по ее рекомендациям были возведены антистальные барьеры на американской границе. Она произвела на свет доклад общим объемом в 1000 страниц. Для того чтобы не заставлять читателя погружаться в не слишком увлекательное чтение всего фолианта, комиссия подготовила и короткий дайджест, суть которого можно выразить несколькими словами: "введенные меры оказали самое положительное влияние на сталелитейную промышленность страны и никакого существенного - на всю национальную экономику". Выводы доклада немедленно нашли самую теплую поддержку у американских сталелитейщиков, которые тут же обратились к президенту США. Шеф крупнейшей американской сталелитейной корпорации US Steel (некогда всемогущий "стальной трест") и по совместительству глава американского стального лобби Томас Ашер сразу после появления доклада оценил корректность его выводов. И выразил уверенность в том, что президент США продолжит "эту успешную программу".
"Сталелитейная промышленность действительно восстанавливается - говорит Михаил Смирнов, - но американские меры здесь никакой роли не сыграли". "Поплавком" для сталелитейщиков оказался Китай, который "забрал" с мирового рынка избыток стали. Импорт в страну "подпрыгнул" до 18.5 млн. тонн за первое полугодие против 24 млн. за весь прошлый год. Но в роли мирового спасателя Китай не намерен задерживаться. Его собственные производственные возможности растут как на дрожжах - со 123 млн. тонн в 1999 году они увеличатся в нынешнем до 210 млн. тонн в год. Общий прирост за пятилетку составил, таким образом, 70%. "Еще через 5 лет страна может стать нетто-экспортером стали", - прогнозирует Михаил Смирнов. Аналитики "Ренессанса" более жестки - здесь считают, что уверенность сталепроизводителей закончится в 2006 году. По мнению Смирнова, без открытия американского рынка мировая сталелитейная промышленность все равно не справится.
Все шасси у Боинга-777 будут из российского металла
Западные авиастроительные корпорации намного проще, чем автомобилестроители, находят язык с российскими поставщиками. С 2004 года все поперечные балки, основа для шасси, для самолетов семейства Boeing-777 будут изготавливать на Верхне-Салдинском металлургическом производственном объединении (ВСМПО). Об этом в четверг было заявлено руководителями корпорации Boeing.
Западные автогиганты, открывшие в России свои сборочные цеха, главной проблемой "русификации" иномарок считают отсутствие у нас производителей качественных комплектующих. Поэтому увеличение российской составляющей в конечном продукте идет с большим трудом - отечественная комплектация в них минимальна: коврики, брызговики, пластиковая емкость омывателя лобового стекла. А вот западные самолеты, против ввоза которых в нашу страну выступает отечественный авиапром, не такие уж для нас чужие. В разработке отдельных агрегатов этих машин принимают участие сотни российских конструкторов. Да и сами лайнеры сделаны практически из нашего металла: доля российского титана в самолетах Boeing - 25%, а у европейского концерна Airbus больше половины - 55%.
Первый контракт на поставку российского титана за океан был заключен в 1995 году. Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение - единственный за пределами США поставщик титана для Boeing. Снижение производства самолетов из-за последствий сентябрьских терактов в США в 2001 году не сказалось на планах Boeing по закупке российского титана. В прошлом году Boeing объявил о продлении действующего контракта на поставку титановой продукции для своих самолетов до 2007 года. Сумму контракта и количество поставляемого титана стороны, сославшись на коммерческую тайну, не называют. В ВСМПО заявили, что новый контракт подразумевает увеличение объемов титана при условии улучшения качества продукции. Если в прошлые годы доля продукции глубокой переработки в общем объеме поставляемого на Boeing титана составляла 40%, то уже в прошлом году этот показатель был увеличен до 60%.
Сегодня ВСМПО поставляет отдельные агрегаты для всех самолетов Boeing. "А с 2004 года все поперечные балки для шасси самолетов семейства Boeing-777 будет изготавливать ВСМПО", - об этом вчера заявила исполнительный вице-президент аппарата председателя совета директоров Boeing Лоретт Кельнер, прилетевшая в Москву на празднование 10-летнего юбилея деятельности компании в Москве.
Впрочем, сотрудничество Boeing с Россией началось гораздо раньше. Г-жа Кельнер стартом совместной работы считает поставку военных самолетов в СССР во время Второй мировой войны корпорацией Mc Donnell Douglas (сейчас она входит в состав в Boeing). Формально же юридическое присутствие Boeing в России было закреплено в 1993 году, когда в Москве был открыт научно-технический центр американской компании. Спустя 5 лет в Москве заработал конструкторский центр Boeing, где сейчас работает более 500 российских специалистов. "Коллеги из Airbus упрекали нас в том, что специалисты московского центра заняты проектированием лишь таких мелких деталей, как багажные полки, но это не так, - говорит президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. - В проектировании последней модификации Boeing-777-200ER серьезное участие принимали 150 российских специалистов".
Московский офис в Boeing считают одним из важных. По объемам работ он уступает лишь канадскому и австралийскому. За последние 10 лет американская компания вложила в Россию $1.3 млрд. Какова отдача от этих вложений, Лоретт Кельнер предпочла не говорить. "За эти годы у нас было много различных совместных программ - прибыльных и с потерями, - говорит она. - Но я не хочу их конкретизировать. Главное, что мы пришли работать в Россию всерьез и надолго".
© 2004 - 2024 ЗемИнфо.Ру