СТАТЬИ


Поборы растут, доверие падает

Александр ВАСИЛЬЕВ
Милиции пора определиться с вопросом, кого же она бережет
 
Старые «правдинские» работники до сих пор помнят такой случай. В начале 70-х годов в редакцию поступило письмо от жителя одного из удаленных районных центров. Автор жаловался на поборы со стороны двух (заметьте, всего двух) сотрудников местной Госавтоинспекции, приноровившихся штрафовать водителей местного сельпо за перевозку колхозников в кузове грузовика. Формально автоинспекторы были совершенно правы – возить людей в неприспособленных транспортных средствах было запрещено всегда. Однако для сельской местности это вполне обычное явление. А главное, штрафы автоинспекторы брали, как говорится, «на карман», не выдавая шоферам никакой квитанции. Казалось бы, одно-единственное письмо, но меры были приняты молниеносно. Уже через день были сняты трое руководителей районной ГАИ, секретарь райкома КПСС и целая куча местных чиновников получили «строгача», а оба инспектора--мздоимца предстали перед судом.
 
Сегодня о таком отношении к критике остается только мечтать. Сотрудники ГАИ берут взятки не то чтобы не стесняясь, но даже и не особо скрывая это. На трассе Москва - Тольятти сотрудники ГИБДД два года ежедневно «снимали» с проезжающих по 300-500 рублей за проезд через мост, находящийся на ремонте. И – ничего. Мебелью обставились, машины новые справили, дачки-домики отстроили. И только один был задержан за взяточничество, да и то вскоре вышел. Демократия!
 
Что уж говорить о Москве, где милиция и вовсе отпущена на подножный корм. Приехал человек в столицу, скажем, из Казани, попался милиции – плати штраф за отсутствие регистрации. Вышла бабуля торговать морковкой у метро – заплати патрульному за труды его тяжкие. Ну а уж гаишникам в столице и вовсе раздолье, ведь одни иномарки кругом, все торопятся, и деньги у всех водятся. Взмахнул волшебной палочкой – полтинник в кармане. В самой милиции не очень-то и скрывают, что взятки берут до 90% инспекторов. Происходит это потому, что сунуть полтинник в руку инспектору проще и быстрее, чем стоять в очередях и оплачивать штраф в сберкассе. И уж тем более, чем доказывать свою правоту. Самих же сотрудников за взятки наказывают очень редко. "Это сложно доказать, - оправдывается старший госинспектор отдела пропаганды ГУ ГИБДД Андрей Чернявский. - Но если инспектор попался, то его увольняют. От размера взятки зависит, будет ли возбуждено уголовное дело".  Странно, не правда ли? То есть наказывают теперь не за взятку, а за ее размер. Налоги, что ли, хотят заставить их со взяток платить?
 
Вот и получается, что за последние годы правоохранительные органы, которые когда-то стояли на страже закона, сегодня стерегут что угодно, только не закон. И, разумеется, не нас с вами. Ну а граждане платят за это «органам» искренней нелюбовью, которая нашла отражение и в социологических опросах. Так, недавнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что 64% россиян относятся к людям в милицейской форме с опасением. Защитников в милиционерах видят не более 28% опрошенных, тогда как почти 60% вообще не надеются на милицию и предпочитают не связываться с ней. Еще более печальные результаты дал вопрос о коррупции в силовых ведомствах. Так, 67% россиян убеждены, что взяточничество в правоохранительных органах является давно сложившейся системой. Не доверяют россияне и внутренним чисткам, проводимым министром МВД Грызловым. Все тот же опрос демонстрирует, что к громким арестам «оборотней в погонах» всерьез относятся лишь 24% россиян, а 48% считают это очередным пропагандистским трюком перед выборами.
Впрочем, пресловутые гаишники и постовые сегодня уже мало подходят на роль главных коррупционеров в стане силовиков. Аппетит, как известно, приходит во время еды. С недавних пор милиция и другие силовые ведомства научились работать по-крупному. Скажем, «крышевать» бизнесменов – от ночного киоска до крупного банка.
 
Разумеется, делается это по-разному. К киоскеру просто приезжают и так же просто объясняют, что и почем. С банками и прочими корпорациями посложнее. На них сначала, как правило, насылают прокуратуру или другие «контрольные органы». Устраивают маски-шоу с обязательным выносом компьютеров и укладыванием лицом в пол ничего не понимающего персонала. Для острастки кого-то непременно посадят в кутузку – для «расследования обстоятельств». И только потом приступают к переговорам. Тут уже деньги исчисляются миллионами зеленых американских рублей. Но что самое удивительное, все это преподносится рядовым гражданам как некая доблестная акция: мол, смотрите, граждане, как мы олигархов «мочим».
Олигархов народ и впрямь не жалует. Однако повода для особой радости нет. Во-первых, отнятое у олигархов народу все равно не достанется, а осядет в карманах крупных прокурорских и милицейских чинов. А во-вторых, если можно вот так открыто «трясти» людей с большими деньгами и связями, то кто уж обратит внимание на дядю Ваню с его оставленным на штрафстоянке «запорожцем», за который через неделю с владельца потребуют столько денег, сколько этот «Запорожец» и новым-то не стоил?
 
В общем, куда ни глянь, всюду беда. Непонятно одно: если правоохранителям не доверяют ни народ, ни крупный бизнес - зачем тогда вообще нужны эти «органы»? Впрочем, ответ на этот вопрос, кажется, милиционеры уже нашли. Не так давно в московских газетах появились сообщения о том, что милиция взялась за охрану лиц, находящихся … в федеральном розыске. Причем совершенно официально, на коммерческой основе. А что, удобно! Одни что есть силы ищут преступника и тратят на это средства из госбюджета. Другие этого преступника что есть силы берегут и получают за это гонорар. Ну чем не бизнес? А главное, никакие рейтинги не нужны.
 
&n