СТАТЬИ


Россия останется без стратегической авиации?

Александр КЛИМОВ
АВАРИЯ ПОД СТЕПНЫМ
Cтратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером "01" под именем «Михаил Громов» потерпел катастрофу в Саратовской области в 7 км. севернее посёлка Степное 18 сентября. Самолёт входил в 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольский полк. Взлет был осуществлен с военного аэродрома г.Энгельса для выполнения контрольного полета после замены силовых агрегатов двигателей. Боевого оружия на борту не было. Перед катастрофой экипаж доложил на землю о пожаре двигателя. После этого связь с летчиками оборвалась и бомбардировщик в 11:04 рухнул на землю. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, правый летчик Олег Федуненко, а также штурманы Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Их останки были обнаружены в 12:28 поисково- спасательной службой.
 
Экипаж в последний момент пытался покинуть самолет. Специалистами зафиксирован факт срабатывания системы аварийного покидания самолета экипажем на предельно малой высоте. На месте падения самолета разброс осколков и фрагментов – 300-400 метров. Местность – чистое поле, населенных пунктов вблизи нет.
 
Семьям летчиков правительством Саратовской области будет оказана материальная помощь. Об этом заявил губернатор Дмитрий Аяцков, побывавший на месте катастрофы.
Дмитрий Аяцков считает, что экипаж самолета проявил мужество и героизм, сумев отвести падающий самолет от поселка с населением 20 тыс. человек и крупнейшего в области подземного газохранилища. Если бы им этого не удалось, количество жертв могло бы исчисляться тысячами, а возможный взрыв газа из подземного хранилища привел бы к экологической катастрофе.

По словам Дмитрия Аяцкова, все службы и ведомства области проявили оперативность. Так, пожарные прибыли на место катастрофы через 7 минут после получения сообщения. Вслед за ними на место трагедии прибыли сотрудники МЧС и милиции.
 
СОВЕТСКИЙ РЕКОРДСМЕН
Катастрофа бомбардировщика под Саратовом – первая авария самолёта Ту-160 с 1987 года, когда он был принят на вооружение. ТУ-160 установил ряд мировых рекордов по скорости и высоте полета. С максимальной нагрузкой Ту-160 способен преодолеть более 10 тыс км (вчетверо больше, чем расстояние от Москвы до Лондона) всего за пять-шесть часов. Он имеет изменяемую геометрию крыла и предназначен для поражения ядерным и обычным оружием целей в удаленных районах. Ту-160 имеет 4 турбореактивных двухфазных форсажных двигателя НК-32 (разработка ОКБ Кузнецова), установленных попарно в гондолах под задней частью крыла. Экипаж ракетоносца (два пилота и два штурмана) размещен в двух 2-местных кабинах, оборудованных катапультными креслами. Вооружение может состоять либо из бомб, либо из 12 крылатых ракет, либо из 24 ракет малой дальности. В оборонительное вооружение входят системы РЭБ. Управление самолетом и системами его вооружения облегчено наличием более 100 ЭВМ, а навигационная и прицельная системы обеспечивают высокую точность вывода самолета в заданный район и поражение целей.
 
Большая часть советских Ту-160 базировалась на Украине, на авиабазе Прилуки.
После распада СССР некоторые бомбардировщики были переданы России, а некоторые - уничтожены в соответствии с международными договорами о сокращении стратегических вооружений.             В России самолеты дальней авиации не летали с 1992 по 1998 годы.
Проводится программа модернизации Ту-160. По некоторым данным, обновлены будут 15 самолетов, то есть примерно половина всего российского парка тяжелых бомбардировщиков.
 
Представители Казанского авиационного производственного объединения сообщили, что разбившийся Ту-160 был выпущен в начале 90-х и не проходил планового техобслуживания на казанском заводе. Замену двигателя произвели техники дивизии. Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса - нарушение правил полетов или подготовки к ним.
 
КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?
Первый после долгих лет простоя полёт российских ТУ-160 над Исландией стал для НАТО шоком, а для нас – надеждой на воссоздание российской стратегической авиации. В мае 2003 года самолеты Ту-160 и Ту-95 участвовали в учениях в Индийском океане, а в августе - и в районе Дальнего Востока. Командир погибшего Ту-160 Юрий Дейнека вместе со своим самолетом "Михаил Громов" успешно выполнил поставленные перед дальней авиации в обоих учениях задачи.
 
Хотя подобные аварии не в новинку и для американцев, и для западноевропейцев, в сегодня тревожно. Уместно провести аналогию с катастрофой «Курска», когда официальная комиссия фактически сорвала расследование. Её вердикт был короток – взорвалась торпеда. Почему она взорвалась? Нет ответа. Одна из основных версий – столкновение с американской ударной подлодкой – осталась без рассмотрения. В результате был снят с вооружения целый класс суперсовременных торпед.     
 
Если подобная схему будет применена теперь, то либеральная пресса и зарубежные голоса завопят, наши самолёты опасны для населения, что ядерный арсенал в распоряжении русских – как бритва в руках сумасшедшего. Стратегические ракетоносцы поставят на прикол, а потом пущены на переплавку. А пока - до выяснения причин катастрофы все полеты стратегических бомбардировщиков Ту-160 приостановлены.