Немецкий экономист Пауль Фриц опубликовал в Мюнхене книгу, посвященную доллару и американскому эгоизму. В ней Фриц пишет, что несмотря на исчезновение опасности возможной войны между двумя сверхдержавами, человечеству угрожают опасности нового рода. Увеличение населения на планете, изменение климата, потенциальные экологические катастрофы - все это ставит существование человечества под угрозу.
Но это лишь видимые факторы. Еще большему риску, хотя и скрытому, человечество подвергается от экспонентного увеличения государственных долгов. Когда речь заходит об этом, обычно возникают ассоциации с Бразилией, Аргентиной, Мексикой, с Третьим миром вообще. Но на самом деле, страна с самой большой задолженностью на планете - это Соединенные Штаты Америки.
Если американская экономика в один прекрасный день рухнет под бременем ее астрономического долга, весь мир будет ввергнут в катастрофу. Уже в 1988 году американское государство, его предприятия и потребители аккумулировали глобальный долг, равный 11 400 млрд. долларов. Его невозможно даже теоретически покрыть, основываясь только на производстве конкретных товаров. Из этого следует, что Соединенные Штаты являются узниками спиралевидного увеличения долгов и долговых процентов. Пауль Фриц считает, что американская экономика находится в клетке, стенки которой постоянно сужаются, и что отныне больше не приходится говорить о "неисчерпаемой жизненности" США. Те, кто продолжают еще верить в этот миф, абсолютно не понимают реального функционирования механизмов, на которых основывается мировая экономика последние два ил три десятилетия. Если приток капитала в Соединенные Штаты будет замедлен, если, к примеру, Япония или нефтяные эмиры войдут в фазу экономического кризиса и перестанут инвестировать свои доллары за Атлантику, Америка мгновенно перестанет быть великой державой. Хуже того, она рискует затянуть в воронку кризиса множество других стран и народов. Быть может, лишь тогда американцы поймут, что они сделали неверную ставку, и что фетишизация доллара была лишь тревожной иллюзией.
Пауль Фриц анализирует финансовую историю Рима и задолженность Империи. Он объясняет механизмы долгового закабаления Третьего мира на основании бразильского опыта. Потом он систематически анализирует процесс долгового закабаления Соединенных Штатов начиная с Бреттона Вудса (1944 г.). Как и Пол Кеннеди, автор знаменитой книги "The Rise and Fall of the Great Power" ("Взлет и падение супердержавы"), Пауль Фриц анализирует цену военного лидерства США, которая настолько колоссальна, что полностью разрушила структуру американских финансов.
Крах этих финансов был санкционирован решениями Никсона от 15 августа 1971 года, где он объявил, что отныне доллар перестает быть конвертируемым в золотой эквивалент. Затем последовал период истинного упадка, когда американская экономика постепенно становилась все более и более зависимой лишь от японских инвестиций. Неконвертируемость доллара в золотой запас означала начало тревожного процесса окончательного разрыва между реальной (товарной) экономикой и денежной системой. Фриц предсказывает, что такой процесс "дереализации" экономики повлечет за собой катастрофические последствия, и американская мечта рассеется, как мираж. Воля к богатству спровоцировала такой процесс, который в самом близком времени сделает граждан США бедными, как Иов.
В действительности, доллар сегодня является денежной единицей, подорванной кредитом и не имеющей реального покрытия (как и русский рубль). Соединенные Штаты потерпели крах в промышленном соперничестве с Европой и Японией. Цифры ясны: достаточно констатировать суммы промышленного и бюджетного дефицита. Из-за проблем структурного порядка в ближайшем будущем улучшение такой ситуации невозможно. Пределы роста достигнуты: задолженность США перешла критический рубеж. Проценты постепенно удушают их экономику.
Несмотря на это, США все еще обладают мировой монополией на денежную единицу. Доллар остается основой мировой финансовой и денежной системы.
Производство реальных товаров представляет собой на экономическом уровне единственную объективную потребность, которая рано или поздно затронет уровень денежной системы. Это означает, что цена доллара в сравнении с сильными валютами и с золотом предельно упадет. Благоприятная спекуляция с долларовыми единицами мгновенно остановится на мировом уровне.
Исходя из гигантской массы циркулирующих долларов, требующих товарного покрытия, следует ожидать скорой гиперинфляции в долларовой зоне. Все состояние США в стоковых капиталах будет тогда мгновенно уничтожено накопленным долгом и процентами с него. На уровне реальной экономики это фактически уже произошло. Процесс роста долга неуклонно растет по экспоненте. Америка неумолимо приближается к полному банкротству.
Для Европы и Японии такое банкротство будет иметь самые драматические последствия. Экспортный потенциал будет сведен к нулю, и денежные резервы в долларах будут уничтожены. Только валюты, имеющие стабильное покрытие в золоте (около 40%), смогут выжить после обвала этой гигантской пирамиды кредитов.
Падение доллара означает крах всей мировой финансовой и денежной системы. Мир бумажных денег потерпит молниеносный крах. Останется в наличии реальная экономика и производство товаров, с одной стороны, и золото как единственная истинная денежная единица, с другой. Именно на золото будет опираться новая денежная система. Золото означает полную безопасность, полное доверие, доброжелательность и истину.
Мы должны сознавать одну вещь: деньги составляют основу национальной экономики. Деньги - это мост между производством товаров и сферой чистых финансов или между различными элементами общества плательщиков. Доверие - и доверие к валюте, к национальным деньгам - это двигатель экономики. Золотой резерв, накопленный центральным банком составляет не абсурдно накопленный капитал, но последнюю валютную защиту нации перед лицом иррационального, перед лицом возможного краха международной финансовой системы в силу чрезмерных манипуляций с кредитами и валютой. Если национальная валюта гибнет, народ теряет все.
Ценность валюты основывается не на финансовой и спекулятивной эйфории, но проистекает из производства товаров. Эта ценность складывается из:
- стока реального золотого или серебряного покрытия;
- резерва сильных валют и проектирования соотношения риска и реальных процентов (дифференциал роста);
- баланса годового производства и бюджетной политики;
- внешних активов и баланса долгов;
- задолженности государства, предприятий и частных лиц;
- конкурентных возможностей государства, общества и производственного аппарата;
- реальной покупательной способности и уровня национального потребления;
- способностей защиты государственной системы;
- геостратегической позиции страны и морали населения.
Падение доллара из-за сверхзадолженности американской нации явится логичным следствием разрыва между долларом и его валютной обязанностью коррелироваться с золотом (25%). Этот разрыв произошел 14 марта 1968 года в Сенате США.
Благодаря этому решению американская валюта стала "дрейфующей", потерявшей всякое реальной измерение (исчисляемой в произведенных товарах) и легко манипулируемой через систему стремительно растущего и неконтролируемого финансового кредита.
Экономическая реальность производства товаров управляется законом дефицита, который всегда остается константным параметром. Чисто денежная экономика, напротив, с помощью манипуляций избегает сопоставления с реальным дефицитом товаров и, постоянно увеличивая денежную массу, порождает иллюзии.
На мировом уровне ценовое соотношение между товарами и деньгами сегодня достигло предельно допустимого уровня. Это соотношение составляет 1:25 и продолжает расти. Равновесие может быть достигнуто только только путем молниеносного взлета цен на все товары.
Сегодня мы наблюдаем феномен "отложенной" инфляции. Денежные массы, порожденные постоянным ростом кредитов (денежная и налоговая политика, так как деньги =кредит!), не могут долго существовать только за счет процента с кредита. Они устремятся в сферу товаров, под угрозой инфляции.
Сохранение состояния сегодня возможно только через рынок реальных товаров. Доллар уничтожится через гиперинфляцию. А вместе с ним мировая торговля и международная финансовая система. Пирамиды кредитов рухнут.
Монетаристский эксцесс сведет на нет стабильность и устойчивость американской государственной системы. Монетаризм является экзистенциальным вызовом сохранению в мире демократии и свободы.
По мнению Пауля Фрица, только болезненная переоценка американской валюты в терминах реального золотого запаса США могла бы еще спасти доллар и его покрытие. Международная система кредитов и финансов могла бы быть сохранена только при немедленной отмене долговых обязательств и переводе взаиморасчетов с уровня процентов и долгов к уровню реального товарного и золотого покрытия.
Эта стратегия стабилизации, утверждает Пайль Фриц, - единственная возможная альтернатива надвигающемуся уничтожению. Но эта стратегия не может реализоваться без серьезных социальных потрясений. Надо серьезно продумать как сделать их наименее болезненными.
Система долгов и процентов стала сегодня невозможной. Она не соответствует более экономической реальности. Стремительный рост долга удушает процентами рост реальной товарной экономики. Это приведет ко все более и более извращенным эффектам. Если все это будет продолжаться, реальные экономические агенты полностью потеряют доверие к рынку финансов и над бумажными деньгами состоится ритуальная казнь.
Учитывая все это, Пауль Фриц утверждает, что:
Золото - это индикатор дефицита и правдивое валютное зеркало, отражающее экономическую ситуацию вокруг человека. Всякая валюта погибнет, если перестанет быть связана с золотом. Золото представляет собой материальное воплощение всех ценностей. Оно есть альфа и омега в мире финансов: оно - инструмент денежной дисциплины и последнее средство обеспечить валюте ценность. Погрешности субъективных систем становятся благодаря золоту объективными фактами или валютными трендами.
Экономическая история показывает, что этот процесс идет постоянно. Человек, движимый своим эгоизмом и своей нестабильностью, опьяняется монетаристским антимиром, созданным из кредитов. Этот антимир и погубит его через накопление долгов и процентов к ним, а также процентов к процентам, что в конце концов разрушит национальные валюты.
Только связь валют с золотом может помешать этому коллективному безумию кредитов – таков постулат Пауля Фрица. Золото должно стать доминирующей инстанцией и последней защитой против экономической иррациональности. Валюта, не обеспеченная золотом, подобна мосту без перил. Если национальная валюта рушится, народ теряет все. Золото - последний рациональный барьер перед иррациональными манипуляциями.
Потерять свою национальную валюту значит потерять ценности, а это и есть триумф иррационального. Сделать из золотого эталона регулятор валют. значит ввести разумность в законы мира.