Людмила Борисовна Пиворез – кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заместитель директора Поволжского (г.Саратов) юридического института (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, декан юридического факультета.
Начав свою трудовую деятельность в восемнадцатилетнем возрасте, всю жизнь посвятила проблемам обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием, постоянно совершенствуя свои знания в этой сфере.
За время работы в вузах опубликовано 35 научных, учебно-методических работ. Награждена значком "Отличник советской потребительской кооперации" и почетной грамотой Центросоюза СССР. Член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления. Награждена медалью "В память 200-летия Минюста России", почетной грамотой Российской правовой академии.
- Как прошло ваше детство?
- Я родилась в селе Кавказское Новосибирской области в 1939 году. Детство прошло в военные и послевоенные годы. В Сибири очень трудолюбивые и добрые люди, что помогало выживать в те суровые годы. Как и все дети нашего села, я рано познала физический труд. Работала на разных работах в летние каникулы. Детство было трудовое.
- Как происходил ваш карьерный рост?
- Проработав два года после окончания школы, в 1959 году поступила в Новосибирский институт советской кооперативной торговли, затем работала экономистом и старшим экономистом в системе потребительской кооперации. Накопив опыт практической работы, решила реализовать детскую мечту - стать преподавателем.
В 1966 я стала студенткой педагогического факультета Московского кооперативного института, после окончания которого мы с мужем по направлению приехали в г.Энгельс. Занималась педагогической деятельностью в саратовском филиале Московского кооперативного института, где проработала почти 20 лет преподавателем, старшим преподавателем кафедры экономики, доцентом кафедры политэкономии. В 1972 году защитила диссертацию, считала кандидатом экономических наук.
У меня занимались студенты-заочники, которые были старше меня. Для них мой возраст и компетентность как преподавателя была неожиданной и непривычной. Многие из них до сих пор благодарны мне, с ними сохранились теплые и добрые отношения.
В 1986 году перешла работать в саратовскую Высшую партийную школу, доцентом кафедры политэкономии. Учебная аудитория была в ВПШ иной, чем в других вузах, требовала изменения сложившихся форм и методов проведения занятий, то есть почти заново надо было овладевать методикой преподавания.
После ликвидации Высшей партийной школы в связи с переворотом в августе 1991 года мне пришлось расстаться с преподавательской работой. Но интерес к жизни не был потерян. В январе 1992 года была избрана по конкурсу заместителем председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Энгельса. Занимались приватизацией предприятий торговли, общественного питания, службы быта и заводов. Проблема приватизации в то время была не ясна. Коллеги удивлялись, что сугубый теоретик будет заниматься практическими проблемами приватизации. Но теория политэкономии даёт теоретическую и смысловую базу. Как говорится, "век живи, век учись".
В 1996 году получила предложение работать в Российской правовой академии Минюста России. Было очень приятно, что мне верят, что смогу свой опыт передать слушателям заочной формы обучения. В этот момент меня поддержали муж и дети. Это была радость вдвойне. И опять всё пришлось начать «с кафедры».
- Людмила Борисовна, расскажите о своём росте в РПА Минюста России.
- Начинала работу в должности заместителя директора института по учебной работе. Эта деятельность связана с организацией учебного процесса. Прежде всего здесь важно, чтобы был такой профессорско-преподавательский состав, который может обеспечить высокое качество преподавания. Сегодня я еще и декан юридического факультета.
- Сегодня юридические знания необходимы во всех сферах деятельности. Кто сейчас в аудиториях - многоопытные практики, желающие пополнить теорию, или молодежь, познающая азы юриспруденции?
- У нас заочная форма обучения студентов. Студенческий коллектив делится на три категории. Есть студенты, которые впервые получают высшее образование, то есть те, кто имеет среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет.
Вторая категория – это студенты, поступившие на базе среднего профессионального (юридического) образования. Высшее образование они тоже получают впервые, но обучаются по ускоренной программе, рассчитанной на 3,5 года.
И третья категория – лица, имеющие высшее образование, но желающие получить юридические знания. Здесь тоже программа сокращена до 3,5 лет.
Итак, в наших аудиториях можно встретить и молодых людей, и опытных практиков. Многие наши студенты осваивают профессиональные образовательные программы на "хорошо" и "отлично". Высокий уровень знаний выпускников – гарантия пополнения юридических кадров полноценными специалистами, способными решать многие проблемы людей, которые обращаются к ним.
Деятельность института не ограничивается подготовкой специалистов с высшим образованием. Мы осуществляем повышение квалификации и переподготовку специалистов. Право на данные направления деятельности подтверждено лицензией Министерства образования Российской Федерации.
- Понятно, что второе высшее образование платное. Но бытует мнение, что если институт коммерческий, значит, диплом купленный. Отличается ли это образование от того, которое дают бюджетные вузы?
- Наш институт является государственным вузом, мы выдаем выпускникам дипломы государственного образца. Все вузы: и коммерческие, и бюджетные – действуют в рамках законодательства, государственного образовательного стандарта. Наши учебные планы составлены в строгом соответствии со стандартом. Никаких скидок за платность обучения мы не делаем. Поэтому образовательный процесс построен так же, как в любом другом вузе. В бюджетных вузах тоже определенный процент студентов обучается за плату. Кстати, по сравнению с другими юридическими вузами стоимость обучения в нашем институте доступная подавляющему большинству абитуриентов. В этом учебном году она составляет 15 тысяч рублей в год. Обучение в нашем институте производится на бюджетной (целевой прием) и платной основе.
Конечно, встречаются студенты, которые возмущаются, что мы предъявляем такие же требования, как к студентам, обучающимся на бюджетной основе. Но я убеждена, что, независимо от формы обучения, качество подготовки и требования к студентам должны быть едиными, что студент обязан не только овладеть основой своей профессии, но и уметь анализировать неординарные ситуации, принимать ответственные решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Словом, обладать компетентностью и самостоятельностью.
- Расскажите о своей семье.
- С мужем живем счастливой жизнью. Мы оба родом из Сибири, учились в одном институте, оба окончили аспирантуру. Недавно отметили юбилей - 40 лет совместной жизни.
У нас две дочери. Старшая дочь пошла по стопам родителей, окончила Московский кооперативный институт, затем аспирантуру, сейчас живет в Москве. У неё уже свои дети, две дочери. Младшая живет в Энгельсе, окончила Саратовский социально-экономический университет и наш институт, работает в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области. У нее растет сын.
Дочери сами организовали свою жизнь, но, конечно, многое взяли и от нас родителей. Семья для меня не только надежный дом, но и то место, где всегда меня ждут и любят родные мне люди, где я спокойна и счастлива.
- Людмила Борисовна, мужчины хотят, чтобы любимая была всегда рядом, в доме, в семье, но вы всю жизнь посвятили образованию, вторая половина не возражала?
- Муж всегда мне давал возможность расти, все время создавал условия для работы и отдыха. Мог, например, отправить в санаторий. В то время люди очень удивлялись, что мама уехала отдыхать, а папа остался с детьми. Дети и внуки его очень любят. Плечо, на которое я могу опереться всегда, - плечо мужа. Это очень интеллигентный, талантливый, заботливый и добрый человек. Мне всегда везло на людей, возможно, люди видели и ценили мои качества: доброжелательность, отзывчивость, исполнительность, трудолюбие, ответственность.
-Что вы любите читать?
- Когда бывает время, читаю в зависимости от настроения. Предпочитаю читать классику, прозу и стихи: Достоевского, Пушкина, Блока, Анну Ахматову, Николая Гумилева. У нас очень богатая и большая библиотека, где есть место и для трудов Ленина, Сталина.
- Какие планы на будущее?
- Чтобы институт уверенно развивался, совершенствовался, открыл дневное отделение, имел несколько специализированных кафедр, факультетов и многочисленное студенчество. Для этого у него есть все основания. Объясню почему?
- Институт возглавляет Сергун Петр Павлович- доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, талантливый руководитель, который смог организовать вокруг себя коллектив квалифицированных, имеющих опыт педагогической и практической работы специалистов.
- Сейчас в институте функционируют 4 кафедры: гуманитарных и социально-экономических дисциплин, государственно-правовых дисциплин, гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин. К работе института привлечены: 1 академик и 5 членов-корреспондентов российских общественных академий наук, многие лица с учеными степенями и званиями.
- Коллективы кафедр имеют достаточно солидные результаты в учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. В прошлом году был сделан ряд публикаций различного уровня: 3 учебных пособия, 11 учебно-методических пособий, 2 монографии, 49 статей в различных изданиях.
За профессионализм, высокие показатели в работе награждены юбилейными медалями в честь 200-летия Минюста России – 5 человек, почетной грамотой МЮ РФ – 1 человек. Директору института присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ». Он же удостоен почетного знака Саратовской области «За любовь к родной земле». Институт получил благодарность губернатора Саратовской области за большой вклад в подготовку высококвалифицированных юридических кадров.
Людмила Борисовна!
Поздравляем Вас с Днем Рождения!
Желаем здоровья, успехов в работе, счастья.
Клуб деловых женщин «Лучшая половина» и редакция «Земского Обозрения»