СТАТЬИ


Автогражданка без гражданства

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности безумен. Подобные законы есть во многих странах, но наши депутаты всё сделали через багажник. Судите сами.
Из закона исключен государственный транспорт - автомашины министров и депутатов могут врезаться в авто простых смертных и сбивать пешеходов совершенно безнаказанно, что-то получить с государства в возмещение ущерба весьма тяжело. А главное, отсутствие взносов за государственный транспорт в совокупном страховом фонде, естественно, увеличивает бремя выплат для частников.
Тарифы обязательного страхования, утвержденные на минувшей неделе премьер-министром Михаилом Касьяновым, не менее абсурдны. Получается, что затраты автомобилистов на страхование будут больше, чем при нынешнем добровольном страховании, а выплаты в случае наступления страхового случая - меньше. То есть государство обязывает людей совершать заведомо невыгодную сделку.
Совершенно по-идиотски выглядит принцип, по которому устанавливаются эти самые тарифы. Жители больших городов, например Москвы, платят больше, чем жители других населенных пунктов. Почему москвич - счастливый обладатель «Жигулей» десятилетней давности должен платить больше, чем «несчастный» владелец навороченного джипа, живущий в каком-нибудь Старом Осколе, вам не объяснит даже сам Михаил Михайлович Касьянов, зачем-то завизировавший эти странные цифры.
Впрочем, появление этого закона, который, по здравом размышлении, должен быть переписан наново, - вполне логично. Все его апологеты в один голос говорят: закон призван защитить пешеходов. Даже критики закона возражают им: мол, кто защитит автомобилистов? И ни те ни другие не понимают (или прикидываются дурачками?), что подобный закон вообще не должен никого защищать. Рубанком нельзя чинить телевизор, даже если очень хочется.
У нас все наоборот: страховщики лоббируют закон, по которому гарантированно будут получать больше денег, а платить - меньше. Потому что по закону жестко фиксированы не только тарифы, но и размеры страховых выплат. Правительство охотно соглашается, потому что по закону создается некий фонд, куда будут поступать взносы от обязательного страхования автогражданской ответственности. А есть ли более приятное сердцу госчиновника занятие, чем «пилить фонды»? Что касается граждан, об интересах которых так пеклись авторы этого юридически оформленного недоразумения, этих самых граждан лишают главного достижения рыночной экономики - свободы выбора.
Что можно сделать, чтобы устранить этот узаконенный абсурд? Во-первых, пересмотреть ставки обязательного страхования в сторону понижения, и не по географическому признаку, а исходя из марки и технических характеристик автомобилей. Во-вторых, оставить людям право на добровольное страхование автогражданской ответственности по другим ценам и с другим размером выплат в результате ДТП. То есть сохранить рынок. Тем более что пешеходы так же заинтересованы получить больше денег при аварии, как и автомобилисты. Но как раз пешеходов лучше пускать по категории «страхование жизни» - ожоги при пожаре ничуть не лучше, чем травмы, полученные под колесами автомобиля. В-третьих, распространить обязательное страхование на весь государственный транспорт. В-четвертых, до введения закона утвердить правила лицензирования страховщиков. И только после этого давать автогражданке российское гражданство.
И еще: раз и навсегда прекратить на государственном уровне разговоры о защите такими законами интересов людей. Врать нехорош