СТАТЬИ


Балаковские "клопятники"

А.Кисилёва
Еще в 2002 году по Саратову прошелестел слух о том, что жильцы некоторых разрушающихся многоэтажек (таких в городе с каждым годом все больше), могут надеяться на перемену своей участи.
Благодаря настойчивости думской фракции «Отечество-Вся Россия» (руководителем которой после Примакова стал Володин) удалось увеличить размер средств, предназначенных на реализацию программы переселения с запланированных 300 млн руб. до 2 млрд. руб. Это по стране.
В Саратовскую область на переселение людей пойдет 114 млн. Больше - 150 млн - получат лишь шахтеры Кемеровской области. На снос жилья непосредственно в Саратове предусмотрено 20 млн рублей, остальные средства уйдут в районные центры - Вольск, Балаково, Пугачев.

Почему? По мнению Володина, проблема с ветхим жильем в этих городах стоит не менее остро, а к средствам федерального бюджета здесь относятся более трепетно, чем в областном центре. Лидер по финансированию программы в Саратовской области - Балаково. Здесь находятся предприятия химической промышленности и самое потенциально опасное предприятие региона - Балаковская атомная электростанция. Город считается молодежным, но рассыпающихся, на ладан дышащих домов здесь немало. Чтобы узнать, как сами люди оценивают программу переселения, я отправилась в Балаково.

В городской администрации рассказывают, что первыми расселять будут два дома №5 и №7 в поселке Сазанлей, что в черте города. Найти дома оказалось не трудно, несмотря на то, что стоят они среди целого поселка таких же однотипных домиков. Двухэтажные, с одним подъездом, выкрашенные когда-то в желтый цвет, эти строения с облупившимися фасадами навели на грустные размышления - о том, как точно совпадает их внешний вид с просторечным названием «клопятники».
Привыкнув к замусоренным и разрисованным подъездам городских многоэтажек, я не думала что приду в ужас от внутренностей подъезда дома №5. Описать увиденное трудно, скажу лишь, что внутри дом выглядит еще печальнее, чем снаружи.
Тем более невероятными кажутся сомнения некоторых жильцов на счет целесообразности переезда в новую квартиру. Например, пенсионер Александр Кириллович раздумывает с переездом на новое место жительства: «Дело это хлопотное, а мы с женой люди старые».

- Большинство, конечно, рады из наших «клопятников» убраться, - говорит он. — Ну а мы думаем. Дали нам, старикам, квартиру на 9 этаже, как я туда залазить буду? Лифт? Так он бывает, ходит, бывает - нет. Общая площадь у нас, что в старой, что в новой квартире, одинакова, но вот жилая в новой - поменьше. Мне 72 года, сколько барахла накопили - всю жизнь наживали, как будем в новой квартире размещать?

- А можно новую квартиру продать, и купить такую, какую вам хочется? — интересуюсь я.

 Напоследок Александр Кириллович рассказал, что в их доме есть еще одна сомневающаяся насчет переезда - соседка из квартиры №2. Она вместе с дочерью в двухкомнатной живет, а ей новую однокомнатную предлагают.

- Говорит, неудобно будет жить с взрослой дочерью в одной комнате. Собирается к Володину на прием, может, он чего подскажет. А то деньги-то он выбивал, а распоряжаются местные.

В квартире №8 меня встретил хозяин Станислав, мужчина лет 30 и его супруга Наталья с годовалым сыном Женей на руках. Зашла я к ним во время трудного процесса ручной стирки белья, особенно тяжелого в местных экстремальных условиях - ни горячей воды, ни ванны в квартире не предусмотрено. 
 
- Скорее бы уже! - начал с самого главного Станислав. - С апреля ждем переезда. В марте получили ордера, нам даже сказали, чтобы за эту квартиру больше не платили. Приходили и из приемной Володина, приглашали новые квартиры посмотреть. Все, кто хотел, уже посмотрели, я — тоже. Радость, конечно, была у всех огромная, мы-то вот еще не успели, а соседи (Стас кивает в окно на соседний дом) стенки мебельные уже разобрали. Только дай сигнал - сразу отсюда смоемся.

Маленький Женя на руках у Натальи как бы в подтверждение начинает громко гукать, и та уносит его куда-то вглубь квартиры, поднырнув под развешанное через комнату белье.

- Так и живем здесь уже с 90-го года: удобства на улице, в доме только холодная вода, колонку газовую ставить не разрешают, - продолжает Станислав. - Поэтому и говорю - переезжать в новый дом в любом случае лучше, чем жить в этом «клопятнике».
Может, кому что-то и не нравится площадь, там, или этаж. Нам квартиру дают на десятом этаже, но я считаю: пусть даже десятый, да в нормальном доме. Сомневающихся у нас человека 2-3, а остальные ждут - не дождутся новоселья. Это и понятно, стоит только на наш старый дом посмотреть и на новую десятиэтажку!

Поглаживая за ухом кошку по кличке Киска, которая все время разговора не сводила с меня подозрительного зеленого взгляда, Стас с видимым удовольствием вспоминает об осмотре новой квартиры.

- У нас №97. Условия там отличные, обои только нужно будет переклеить, ну так в новых квартирах всегда так. Так что мы рады, и - никаких разговоров.

- Как соседи из других домов относятся к вашему переселению? Зависти нет? Люди постарше к переезду относятся настороженно.

- У нас в Сазанлее не только пенсионеры живут. Здесь и молодежи хватает. Тут ведь квартиры недорогие, так что если после свадьбы молодым квартира нужна, то в основном здесь покупают. «Клопятников», как наш, здесь много. Я слышал, что их все включили в план расселения, мы вот первые. Зависть может у кого и есть, но когда стало известно, что будут нам новые квартиры давать, - за нас все радовались. Конечно, каждый хотел бы быть на нашем месте - стоит только на наши старые дома посмотреть снаружи. А ведь есть такие квартиры, где полы проваливаются. Так что очень эти переселения из ветхих домов нужны, и очень это вовремя все делается. Это я за всех нас говорю.<