СТАТЬИ


Конвертация льгот вреда не принесет

Павел РЕШЕТНИКОВ
            2 апреля 2004 года председатель правительства России Михаил Фрадков провел первый после вступления в должность брифинг для журналистов. Брифинг, т.е. в своем исходном значении краткое освещение одной-двух проблем с ответами на 3-4 вопроса, не получилось: вместо него был почти трехчасовой разговор премьера с прессой по всем самым актуальным и острым вопросам политики возглавляемого им правительства.
            Важное место заняли в этом разговоре и вопросы социальной политики, прежде всего планируемая правительством конвертация льгот, которыми пользуются различные категории граждан, - перевод их из неденежной, бесплатной формы в форму денежных платежей, с тем чтобы граждане сами оплачивали за счет получаемых средств бесплатные ныне льготируемые услуги.
            Правительство ставит перед собой масштабную и ответственную задачу – в течение ближайших трех лет поднять реальные доходы населения (без учета роста цен) на 40 процентов. По мнению разработчиков данной программы, решение этой задачи позволит сократить число граждан, живущих за чертой бедности более чем в два раза – с нынешних 25 проц. от численности населения до 10-12 процентов. Достигнуть этого предполагается путем внесения изменений в налоговое законодательство, стимулирующих рост экономики и особенно доходов населения, и в пенсионное законодательство, обеспечивающих рост реальных доходов пенсионеров и возможность повышения уровня пенсионного обеспечения ныне работающих граждан.
            В сфере налоговой политики важнейшим условием активизации экономической жизни страны является снижение налогового бремени на отечественного производителя. Эту задачу правительство предполагает путем снижения ставки единого социального налога (ЕСН) с 36 до 26 процентов. Благодаря этому экономика получит возможность использовать для повышения зарплат, инвестирования, реализации новых проектов около 280 млрд. рублей (или порядка 10 млрд. долларов) ежегодно.
 Столь масштабных вливаний в экономику в постсоветские времена не происходило. Естественно, следует ожидать резкого подъема экономической активности и, как следствие его, увеличение доходов граждан. По расчетам правительства, уже к 2007 году увеличение доходов граждан и внутренних инвестиций позволят обеспечивать не менее 5 проц. ежегодного прироста валового внутреннего продукта (ВВП).
Что касается подоходного налога, то ставка его останется неизменной – 13 процентов. Выдвигавшиеся финансово-экономичесмким блоком предложения повысить подоходный налог на 2-4 проц. для увеличения пенсионных отчислений работающих граждан правительством были отклонены. У граждан появится право добровольно вносить дополнительные взносы для повышения своей будущей пенсии, но это будет только результатом их самостоятельного выбора. При этом тем, кто такой выбор сделает, государство будет доплачивать дополнительные средства для увеличения их пенсионного капитала – еще 2 проц. от размера их заработной платы, но не менее 2 тыс. рублей в год.
Для нынешних пенсионеров кроме привычной уже индексации пенсий предполагается конвертировать льготы, ныне предоставляемые им на бесплатной основе.  Речь идет на данном этапе о льготах по бесплатному проезду на транспорте, установке и оплате телефона, приобретению лекарств, протезированию и ортопедической помощи. В настоящее время такими льготами пользуется около 32 млн. пенсионеров. Эти льготы в натуральном, бесплатном виде предлагается заменить на адресные  прибавки к пенсии, с тем чтобы пенсионеры в дальнейшем за счет этих средств самостоятельно оплачивали данные услуги.
Сегодня стоимость объема используемых льгот из приведенного выше перечня составляет 40-45 млрд. рублей. При  этом они практически недоступны значительной части потенциальных льготополучателей, прежде всего жителям сельской местности. Предлагая заменить данные льготы на прибавки к пенсии, правительство предлагает фактически в четыре раза увеличить поступление пенсионерам средств по данным статьям их бюджетов – до 170 млрд. рублей ежегодно. Эти средства предполагается направить на адресную помощь наименее обеспеченным категориям пенсионеров.
Данные о размере ежемесячной прибавки, приводимые в последнее время, сильно различаются. И связано это с тем, что объем льгот у разных получателей различен. В частности, льготное лекарственное обеспечение при диабете, онкологических и других заболеваниях, требующих дорогостоящего лечения, потребует одних расходов, а более массовые и «дешевые» льготы – других. Но прибавки потому и будут адресными, что позволят учесть много больше личных обстоятельств будущего  получателя, чем обезличенное предоставление бесплатных льгот. В общем, вопрос о размерах прибавок все еще обсуждается, и мнения пенсионеров по этому поводу также будут учтены.
Конечно, по поводу планов правительства есть не только надежды, но и опасения. Но все же нельзя не признать, что впервые за все постсоветские времена власть предложила обществу конкретную программу повышения доходов граждан. Причем программу, очень легко проверяемую: уже 2005 год покажет результаты программы. И если она начнет приносить позитивные плоды, 2005 год может стать первым годом реального подъема России – подъема, о котором все мы столько мечта