СТАТЬИ


У ИСТОРИКОВ СВОЙ ИНСТИТУТ

Беседовал Станислав ОРЛЕНКО
В конце прошлого года старейший вуз Cаратова – классический университет – принял решение, которое серьёзно повлияет на повышение уровня научных исследований и качества преподавания. Два известнейших факультета – истории и филологии – были преобразованы в самостоятельные институты в составе СГУ.
Наши сегодняшние вопросы мы задали новому директору нового Института истории и международных отношений СГУ, профессору Виктору Николаевичу ДАНИЛОВУ.
- Институт, выросший из факультета – как это стало возможным?
- Если говорить о юридической стороне дела, то решение о реорганизации исторического факультета было принято на основе действующего законодательства по высшей школе 18 декабря 2007 года Учёным советом университета, который является высшим органом управления вузом.
Но для подобного решения были веские основания содержательного характера. Исторический факультет за последние годы действительно вырос. Он превратился в большую, многосоставную и интенсивно развивающуюся структуру. Коллектив факультета это хорошо осознавал, и ещё в 2005 году Учёный совет исторического факультета ставил вопрос о его преобразовании в институт.
В образовательной сфере, прежде всего, произошло расширение номенклатуры специальностей. Если до 1990-х годов на факультете была только одна специальность – «история», то в настоящее время ещё и «социально-культурный сервис и туризм», «международные отношения» и «искусствоведение». При этом специальность «социально-культурный сервис и туризм» не является родственной, что противоречит статусу факультета, определённому действующей нормативной базой.
Произошёл и количественный рост контингента студентов. Исторический факультет был одним из самых больших в университете по числу студентов, в том числе студентов, обучающихся на внебюджетной основе. В частности, в прошлом году по всем формам обучения было принято на первый курс 367 абитуриентов.
В научной сфере мы имели значительный рост научных исследований (монографий, статей, докторских и кандидатских диссертаций) и расширение их тематики. На 9-и кафедрах факультета сейчас работает 26 докторов наук. По этому показателю истфак СГУ был лидером среди подобных факультетов провинциальных университетов. Для развития научных исследований дала работа в рамках МИОНа и участие в мегапроектах поддержки ведущих кафедр факультета: кафедры истории нового и новейшего времени (руководитель проекта профессор И.Д.Парфёнов) и кафедра истории России (руководитель проекта профессор Н.А.Троицкий).
Серьёзным образом расширилась и материально-техническая база. Здесь в первую очередь следует отметить то обстоятельство, что историки вместе с филологами (их факультет тоже преобразован в институт) ныне работают в новом, красивом учебном корпусе, требующем ежедневного внимания.
- Смысл названия – почему именно «международные отношения» присутствуют здесь?
- Вы, наверное, обратили внимание, что на первое место поставлено слово «история». Начало историческому образованию в университете, как известно, было положено созданием в 1917 году историко-филологического факультета. В 1935 году возник собственно исторический факультет, который за долгие годы существования накопил богатые традиции и получил академическое и общественное признание. Поэтому история – это, безусловно, основа, главное направление прежнего, нынешнего и будущего развития факультета и института. А добавление в названии «международных отношений» призвано символизировать наше намерение также интенсивнее развивать образовательную и научную деятельность в этом направлении.
 
- Институт в составе университета – в чём особенности?
- По сравнению с факультетом институт получает больше прав, больше автономии, в том числе в кадровых вопросах и в вопросах финансово-хозяйственной деятельности. Институт может соединять разноструктурные единицы. И это не только кафедры и научно-учебные лаборатории, но и лаборатории, и центры учебно-производственного характера. Он может иметь сквозную систему образования – от довузовской до послевузовской, включая оказание услуг по переподготовке специалистов и профессиональному дополнительному образованию, что в ближайшее время окажется важным в связи с перестройкой системы высшего образования. И ещё. Уже то, что в рамках института удалось сохранить в нашем составе специальность «социально-культурный сервис и туризм», указывает на эту самую особенность.
 
- Изменится ли набор специальностей, получаемых студентами?
- Только в плане расширения их числа.
 
- Что нового ждёт преподавателей и студентов?
- Поскольку статус института предполагает оставление в нём большей части средств, зарабатываемых коллективом, то это должно сказаться и на улучшении материального обеспечения сотрудников, интенсификации издательской деятельности, расширении возможностей для академической мобильности – и так далее.
 
- Как вписывается образование нового института в общую картину развития высшего образования в России на современном этапе?
- Это отражение одной из основных тенденций современной высшей школы России. Возьмём, к примеру, такие авторитетные вузы, как Российский государственный гуманитарный университет, или Российский университет дружбы народов. В РГГУ действуют Историко-архивный институт и Институт филологии и истории, в которых и реализуется специальность «история». Там есть и Институт массмедиа и другие институты.  В  РУДН специальность  «социально-культурный  сервис и туризм» реализуется в Институте гостиничного бизнеса и туризма. На институтскую систему переходят в таких сопоставимых с нашим университетом университетах, как Томский, Казанский, Уральский, Челябинский, Нижегородский, Тамбовский. Создание институтов позволило названным университетам апробировать собственные инновационные научно-образовательные технологии.
 
- Планы и перспективы: что сегодня можно считать главным и наиболее интересным ?
- Перед руководством и коллективом института стоит много важных и неотложных задач. Одни из них как бы внутреннего характера, другие – решаемые в рамках всего университета, а третьи – вызваны потребностями развития высшей школы в целом.
Безусловно, мы будем вести работу по совершенствованию учебного процесса. В этом отношении определённую роль может сыграть планируемое создание лаборатории инновационных образовательных технологий.
В организации научно-исследовательской работы необходимо обеспечить регулярный выход кафедральных сборников научных трудов, добиться включения серии «История. Международные отношения» журнала «Известия Саратовского университета» в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты докторских и кандидатских диссертаций.
Планируется в рамках института создание ряда научно-образовательных центров.
Большие перспективы открываются перед кафедрами института расширением их участия в реализации университетского инновационного проекта, как с целью получения нового научно-образовательного продукта, так и укрепления материального положения.
Наконец, важнейшая проблема на ближайшее уже время – тщательная подготовка к переходу на двухуровневую систему обучения (бакалавр, магистр).
 
- Дипломы с маркой «Исторический факультет Саратовского государственного университета считается» традиционно котировались высоко. Не скажутся ли преобразования на отношении потенциальных работодателей к выпускникам?
- Ни коим образом! Наши дипломы остаются прежними – университетскими, не факультетскими или институтскими, что исключает падение спроса. Это я особо подчёркиваю! Ценность получаемого образования не зависит в нашем случае от перемены названия или внутренней перестройки обучающей системы. Высокий образовательный стандарт, гарантированный профессионализмом сотрудников, остался неизменным, ведь кадровых перемен не произошло. Студенты по своим специальностям будут осваивать тот же набор дисциплин. Научно-педагогический коллектив сохранён полностью. Это должно быть известно всем, кто в регионе и за его пределами заинтересован в наших выпускниках, а равно тем, кто собирается стать студентом.