СТАТЬИ


СНЕЖНЫЙ ТЕРРОР.

Никаким террористам и диверсантам не удалось бы так парализовать работу саратовского городского транспорта на прошлой неделе, как это сделал снегопад – кстати, не такой уж и обильный.

Синоптики предсказывали осадки, городские коммунальные и дорожные службы как всегда бодро докладывали о своей готовности к форс-мажорным обстоятельствам. Сам губернатор в сопровождении и.о. главы городской администрации целую ночь объезжал саратовские улицы и делал глубокомысленные выводы о том, «что работы по очистке от снега ведутся, делается всё возможное, но всё-таки надо направить больше единиц специальной техники, подключить дворников»...
А снег шёл – и под его покровом оказались похоронены и цифры отчётов, и результаты проверок. Когда я утром 23 января более двух часов провёл в переполненном автобусе, ползущем по улицам с черепашьей скоростью, мне и другим опаздывающим пассажирам не было дела до того, что по заверениям властей, на этих улицах неустанно трудятся десятки снегоочистительных машин и сотни дворников. Возможно, они и трудились, но нам от этого легче не стало.
На другой день я был уверен, что теперь-то заторов движения не будет, ведь бомба два раза в одну воронку не падает. Однако снег снова умудрился выпасть на те же улицы. Минут через двадцать езды, случайно выглянув в окно автобуса, опять набитого «выше пробки» с ужасом обнаружил, что вокруг какие-то дачи, занесённые снегом сады и стебли замороженных камышей. Куда меня везут? Мелькнула мысль о террористах, захвативших автобус… Но всё оказалось проще – на окраине Заводского района улицы оказались непроезжими, и транспорт двинулся в обход города, через Увекское кладбище. Снег заставил путешествовать… Потом выяснилось, что в Заводском ещё ничего, а вот на Астраханской улице и близ вокзала к снежным заносам добавился потоп – из-за прорывов сетей «Саратовводоканала» впору было поменять автобусы на плоты и шлюпки.
Удивительна беспомощность городской власти. Похоже, глава города Олег Грищенко не просто не хочет заниматься «низменными» проблемами (конечно, делить земельные участки и «пилить» бюджет интереснее), а просто не умеет, не справляется с новыми для себя обязанностями. Что же такое, любая погода для него создаёт беду: то гололёд, и десятки саратовцев разбивают себе головы и ломают конечности на нечищеных улицах, то мороз, и оплачиваемая горожанами вода растекается по лицам, замерзая на трамвайных рельсах – есть ли вообще какая-нибудь погода, при которой он может работать?! Какие детские объяснения: в соседних городах и весях ещё хуже… даёте нам ещё сотни миллионов… мы делаем всё возможное… Но подчинённые Олега Грищенко и Сеогея Тульского хотя бы оправдываются.
А партию власти мы вообще не слышим – горожане доверили «Единой России» полную власть в Государственной, областной и городской думах, а как возникает трудная ситуация, где их вожди? Оказывается, что ни Вячеслав Володин, ни Валерий Радаев не готовы к ответу за своих ставленников в исполнительной власти.
Губерантор Павел Ипатов торжественно заявил, что теперь-то он займётся городом Саратовом. Впрочем, и в прошлые годы мы слышали нечто подобное, и по публичные поездки по мусорным бакам и свалкам видели. Но порядка в городе как не было, так и нет.
…Вечером на одном из телеканалов показали высказывания прохожих. Большинство не стеснялись в выражениях и от души желали всяким Ипатовым, Грищенко, Тульским и Володиным лишиться своих персональных авто и оказаться на этих самых улицах по колено в воде и по горло в снегу. Вспоминали недобрым словом и предвыборные обещания (кстати: ровно год назад мой знакомый преподаватель преклонного возраста удивлялся, получив от партии «Единая Россия» листовку с призывом поддержать строительство дорог в Саратове: «Кого они призывают строить эти дороги? Меня, старика? У них деньги, власть, а они чего-то хотят от нас!»
Год прошёл, «Единая Россия» уверенно победила на выборах, а снег как был стихийным бедствием, так и остался. И зима по-прежнему приходит внезапно, так же, как весеннее половодье и осенняя распутица. Вот и подумаешь, стоит ли отдавать кому-то голоса, верить в обещания?