СТАТЬИ


ВИЗАНТИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО ЭЛЬФО-ВИЗАНТИЙЦЫ ПРОТИВ ГОБЛО-ЕВРОПЕЙЦЕВ

Из статьи Юрия НЕРСЕСОВА, «Спецназ России»
Аккурат за два месяца до голосования архимандрит Сретенского монастыря Тихон Шевкунов порадовал нас ужасно патриотическим телефильмом «Гибель империи. Византийский урок». В роли добрых эльфо-византийцев некто в греческой хламиде на колеснице и африканского вида юноша. Зловредныe гобло-европейцы представлены мерзким типом в венецианской карнавальной маске. Бред начинается с первых кадров. «Ни одна другая империя в истории человечества не прожила столь долго, как Византия. – проникновенно вещает почтенный архимандрит. – Она просуществовала 1123г. Для сравнения: великий Рим рухнул через 800 лет после основания».
Летопись Рима ведётся с 753г до Рождества Христова. В 47г Рим и не думал падать, а наоборот, блистал, как и подобает имперской столице. Может, батюшка имел в виду провозглашение Римской Империи? Не сходится. Октавиан Август стал первым римским императором в 29г до Рождества Христова, а последнего владельца его трона Ромула Августула свергли в 476г. Куда три века делись?
Слабо связана с реальностью и демонстрируемая зрителям карта империи. Судя по ней, константинопольские владыки правили нынешней Испанией, Португалией и Южной Италией, хотя на самом деле Италию могущественнейший из них Юстиниан Великий завоевал до самых Альп, а вот на Пиренейском полуострове ему наоборот, подчинялся лишь крайний юг.
ВЫРВИ ГЛАЗА ПРЕЕМНИКУ!
Особое место в фильме посвящено проблемам престолонаследования. «Вообще с преемниками в Византии была беда! – вздыхает батюшка. – Хотя уж кто-кто, а византийцы были лучшими в мире специалистами по преемникам. У них отсутствовал принцип наследования трона. Желая обеспечить передачу власти достойному наследнику, императоры обычно избирали 1-2 преемников и активно привлекали их к государственным делам. Поручали высокие и ответственные должности в правительстве и приглядывались к ним. Была даже система, когда в стране был и император и так называемые младшие императоры – преемники. Всё это было очень разумно, но как ни оттачивали эту систему, в конце концов, стало ясно – с преемником всё просто: или повезет или нет».
На самом деле столь благостная картина была исключением. С 395 по 1453г в Константинополе правило 85 императоров, не считая императриц-регентш при малолетних басилевсах. Из них только 38 скончались на троне от старости, болезни, несчастного случая или вражеского меча. Свергнуты и убиты врагами 19 императоров, ещё 23 покинули трон живыми (правда, некоторые без носа, или ослепленные), наконец, 5 монархов умерли при сомнительных обстоятельствах. Чтимые архимандритом басилевсы Македонской династии плевали на преемственность. В 969г, прирезав бездетного Никифора Фоку, на трон уселся тоже не имеющий потомства Иоанн Цимисхий, которого в 976г отравил соратник евнух Василий, передавший престол своему тёзке, особо восхитившему честного отца. Венценосный Василий II действительно оказался прекрасным правителем, хотя отец Тихон зря сравнивает византийский золотой запас со Стабилизационным фондом. Император хранил золотишко не в тогдашних центрах европейской деловой активности – Венеции и Генуи, а у себя дома.
…Коли согласно фильму, Европа растлила Византию, а не наоборот, значит, европейский политический механизм жизнеспособнее будет?
ОГРАБЛЕНИЕ ПО ВЕНЕЦИАНСКИ
Захвату Константинополя крестоносцами начался с проникновения супостатов в имперский бизнес. «Одним из главных финансовых ресурсов страны была не нефть, как сейчас, и не газ, а таможенные поступления от грандиозной международной торговли на Босфоре и Дарданеллах. – разъясняет отец Тихон. – Византийцы, которые ранее всегда принципиально полагались только на свои силы в управлении страной и в хозяйственных вопросах, вдруг стали бурно обсуждать, а потом и решили, что международную торговлю разумнее предоставить зарубежным «друзьям», более предприимчивым и готовым взять на себя все расходы по созданию сложных транспортных потоков, вооруженной охране торговых путей, строительству новых портов, интенсификации и развитию коммерческой деятельности. Были призваны западные специалисты из Венеции и Генуи, за несколько столетий выросшие на византийской торговле, и им была разрешена беспошлинная торговля и поручена охрана морских коммуникаций на территории империи.
Запад стал вовлекать Византию в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской торговой организации и добился своего: император Алексий Комнин на невыгодных для страны условиях подписал международный торговый договор, названный «Золотая булла». До поры до времени все были довольны: оживилась торговля, в лавках и магазинах появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров… Но всё это не далось даром: за считанные десятилетия отечественное производство и сельское хозяйство деградировали».
Итак, спокойно богатевшие на транзитах византийцы вдруг сошли с ума и решили отдать основу процветанию итальянским барыгам. Как впоследствии советские граждане продали родину за изобилие магнитол, джинсов и жвачек. Но ведь несколькими кадрами раньше нас убеждали, что: «Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи – Константинополя буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства». Так какими же товарами западные голодранцы могли соблазнить богатых византийцев? Медвежьими шкурами, мамонтовыми бивнями и каменными топорами? Что же послужило причиной?
В середине XI в. смута, охватившая империю после смерти Василия Болгаробойцы, завершилась гражданской войной. 20 августа 1057г у Никеи сошлись армии престарелого императора Михаила VI и претендента Исаака Комнина, кровавая битва завершилась победой Исаака и погубила лучших воинов страны. Ослаблением державы воспользовались враги. Норманнский пират Роберт Гвискар к 1071г захватил византийские владения в Италии. С Востока двинулись турки-сельджуков, разгромив в решающей битве при Манцикерте армию Романа IV после предательства византийских военачальников. Сельджуки дошли до Босфора, норманны вторглись в балканские владения, с севера обрушились печенеги. Держава стремительно разваливалась, чтобы спасти её от краха, императору Алексею I Комнину пришлось даровать венецианцам те самые торговые привилегии, о которых плакался отец Тихон. Было противно, но выхода не оставалось. Член-корреспондент Российской академии наук, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов сказапл: «Если бы не эта «сдача», враги поглотили бы Византию лет на 300-400 раньше, чем турки». Он же отмечает, что «с XI в. наметилось отставание византийского ремесла и торговли от западной». Тут бы и можно провести параллели с Российской Империей и СССР накануне их краха, но тогда от тезиса фильма о захвате колыбели мировой цивилизации ордами варваров останутся рожки да ножки.
ДОЛГИЙ ПЛАН КОРОТКОГО ПИПИНА
Существовала ли в Западной Европе какая-то особая враждебность к империи? Архимандрит уверен – да, потому что «смыслом существования и душой Византии было Православие – ничем не поврежденное исповедание христианства, в котором тысячелетие принципиально не изменяли никаких догматов. Такого демонстративного консерватизма Запад просто не выносил, называл его нединамичным, тупым, ограниченным и, в конце концов, с угрюмым фанатизмом стал требовать, чтобы Византия модернизировала всю свою жизнь по западному образцу».
Геополитическая концепция вполне соответствует уровню странницы Феклуши из пьесы Александра Островского «Гроза»: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему всё напротив».
Но в чём западная ненависть вылилась на практике? В разграблении Константинополя? Но оно ничем не отличается от разгрома множества других городов, бравшихся штурмом в междоусобицах. И православные, воюя между собой, действовали не лучше. Неужели, говоря о межцивилизационном конфликте, отец Тихон обманывает? Не обманывает, но примитивно сводит его к исключительно религиозным противоречиям, которые на самом деле лишь производные от сугубо мирской войны за право претендовать на наследство римских цезарей. Именно ради этого права западноевропейские историки организовали один из успешнейших в мире исторических подлогов.
В 330г римский император Константин I построил на месте древнегреческой колонии Византий город имени себя и перенёс туда столицу державы, параллельно сделав христианство государственной религией. В 395г Римская Империя разделилась на Восточную и Западную. Последняя быстро распадалась, и 81г спустя командир варварских дружин Одоакр сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула. Отослав знаки императорского достоинства в Константинополь, Одоакр заявил, что император должен быть один, а он готов ему подчиняться. Вскоре выяснилось, что грубый варвар плюет на Константинополь ещё в большей степени, чем полтора тысячелетия спустя Рамзан Кадыров на Кремль. Император Зенон обиделся и натравил на Одоакра вождя остготов Теодориха. Остготы захватили Италию, Теодорих надел на себя королевскую корону, формально пообещав слушаться императора, а на самом деле плюя на него с Колизея. В 523г готы посадили в темницу, а потом и казнили группу высокопоставленных агентов влияния Византии во главе со знаменитым философом Боэцием, а после смерти Теодориха прикончили его провизантийски настроенную дочь Амаласунту.
В Константинополе решили отказаться от заигрывания с варварскими вождями. После 20 лет жестоких сражений восточноримские армии очистили Италию от остготов, уничтожили королевство вандалов в северной Африке и отбили у вестготов юг Испании. Империя снова стала единой, хотя и не смогла полностью восстановить контроль над некогда принадлежащими ей землями. Однако она существовала, и константинопольский басилевс, владеющий Римом, оказывался единственным легитимным претендентом на её наследством.
Конкурентом константинопольских императоров выступили короли усиливающейся Франкской державы. В 752г король Пипин Короткий занял Рим и на основании фальшивой дарственной императора Константина передал его римскому первосвященнику. Тем самым Пипин заложил основы Папского государства, подвёл экономическую базу под грядущее разделение христианской церкви и создал альтернативный Константинопольской патриархии религиозный центр консолидации империи вокруг своего престола.
Плодами трудов дальновидного монарха воспользовался его сын Карл Великий, завоевавший многие земли нынешних Германии, Италии и Испании. На рождественской мессе в 800г папа Лев III возложил на его голову императорскую корону, а подданные хором кричали: «Да здравствует Карл Август – Богом венчанный римский император!» Далее из столицы свежеиспеченной империи Ахена сообщили, что «Поскольку в настоящее время в стране греков нет носителя императорского титула, а власть захвачена местной женщиной, последователям апостолов и всем святым отцам, участвующим в соборе, как и всему христианскому народу представляется, что титул императора должен получить король франков Карл, где некогда имели обыкновение жить цезари». «Местная женщина», то есть императрица Ирина, пришедшая к власти после переворота в 797г, сильно обиделась, но вскоре договорилась выйти замуж за Карла, восстановив империю в границах римских цезарей. Геополитическому браку помешал очередной путч в Константинополе, лишивший Ирину трона.
В 843г Франкская империя развалилась, но идея альтернативного центра имперского строительства уже пустила в Европе корни. Реставрация имперской идеи произошла в западно-франкском королевстве, на основе которого возникло германское государство. Овладев Римом, германский король Оттон 12 февраля 962г получил от папы Иоанна XII корону владыки Священной Римской Империи. Борьба за римское наследство шла с переменным успехом, пока в середине XIV века турки-османы не разгромили и крестоносцев, и византийцев.
Чтобы выставить Священную Римскую империю единственным наследником Древнего Рима, европейские историки организовали грандиозную историческую фальсификацию – отменили самоназвание павшего государства с центром в Константинополе. Oбщепринятое на протяжении тысячелетий «Politeia twn Rwmaiwn»— «Римская держава», начиная с вышедшего в 1562г труда Иеронима Вольфа, стали заменять искусственной «Византией».
Тем самым Европа становилась «законным» наследником Древнего Рима, а настоящая Римская империя превращалась в захолустную Византию, наследующую разве что крохотной греческой колонии! Заодно торпедировались и планы России, которая тоже претендовала на имперское наследство. На российские аргументы: статус крупнейшей православной державы мира, брак царя Ивана III с племянницей последнего византийского императора и вытекающий из всего этого тезис «Москва-Третий Рим», Европа теперь отвечала, что Рим один, император один и папа тоже один. А все прочие могут идти лесом.
И что же отец Тихон? Разоблачает западную фальшивку? Нет! Наоборот, он чётко отделяет Рим от Византии, старательно следуя курсу Пипина Короткого, Иеронима Вольфа и других добрых католиков.
ОСКАЛ ГРЕЧЕСКОГО ФАШИЗМА
Не соизволив познакомить зрителей с реальными происками европейских конкурентов, отец архимандрит сделал великое открытие. Оказывается, империю развалили не только прииски Запада, но и коварные греческие фашисты!
«Апологет эллинистического национализма ученый либерал Плифон так надменно писал императору Мануилу II: «Мы, которыми вы повелеваете и управляете, – греки по происхождению, как об этом свидетельствуют язык и унаследованное нами образование!» надменность греков привела к тому, что славян в империи стали дискредитировать. Этим Византия оттолкнула от себя болгар и сербов, которые реально могли помочь в борьбе с турками. Кончилось всё тем, что народы некогда единой Византии принялись враждовать друг с другом. Запад не преминул воспользоваться новой смутой: сербов и болгар стали старательно убеждать, что греки столетиями угнетают их национальную самобытность. Были спровоцированы несколько настоящих революций, и, наконец, при помощи экономических и военных рычагов Запад настоял на отделении сербов и болгар от Византии и присоединении их к объединенной латинской Европе. Те полезли: «Мы тоже европейцы!» – вдруг осознали они. Запад наобещал им материальную и военную помощь, но, конечно же, обманул и цинично бросил их перед собой на пути турецких орд. Преданные Западом балканские народы на долгие столетия оказались под жесточайшим турецким игом».
В общем, устроили, гады, «оранжевые» революции (для особо тупых в кадре рассыпаются апельсины). Заговорщикам помогал окопавшийся в Риме тогдашний Березовский – беглый богослов Виссарион, ставший католическим кардиналом.
Не хотел бы оказаться за карточным столом с отцом Тихоном! Имена, цифры и факты он перемешивает не хуже, чем шулер королей с тузами! На самом деле, возникшее в 681г Болгарское царство с переменным успехом воевало против Византии до 1018г, было завоёвано Василием II и окончательно отделилось от империи после восстания 1185г. Пять лет спустя отделилась и Сербия, зато турки появились на Балканах лишь через полтора века. В Болгарию в 1205г вторглись и были наголову разбиты не они, а западные благодетели. Крестоносцев разделали так, что они до конца так и не оправились, а засевшие в малоазийской Никее Палеологи в 1261г смогли отвоевать Константинополь.
Воссозданная Византия включала исключительно греческие земли Балкан и Малой Азии. Формально продолжая называться империей, она стала мононациональным государством, где греки (как и русские в современной России) абсолютно преобладали. Будь разоблачённый господином Шевкуновым философ Георгий Плифон хоть греческим нацистом, хоть безродным космополитом, положения дел этого не меняло.