СТАТЬИ


КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ

- В детстве я хотела быть учителем словесности,- вспоминает моя собеседница Валентина Николаевна Панкова. – Собирала вокруг себя малышей, задавала им уроки, вела классный журнал, ставила туда оценки. Со временем я поняла, что моя детская мечта не пропала зря, наоборот, помогла, когда я стала нотариусом. Ведь главное, что меня привлекало в профессии педагога – это постоянное общение с людьми, возможность научить их тому, что знаешь сам. Теперь, в нотариальной конторе, как раз этим и приходится заниматься.
В педагогический институт я не поступила с первого раза, хотела повторить попытку на следующий год, но тут в жизни начались изменения. Я вышла замуж, родился сын.
Не знаю, как сложилась бы моя судьба дальше, если бы рядом с нашим домом на Московском шоссе не открылась нотариальная контора. Что это такое, я в то время не знала. Просто проходили с мужем мимо, он обратил внимание на вывеску и сказал: «Вот открылась какая-то организация, ты хотела найти работу рядом с домом. Может быть, подойдёт?» Я посмотрела – из вывески поняла только слово «контора». Это был 1976 год, мне исполнилось 22 года.
Зашла в контору, спросила: «Нет ли для меня работы?» в кабинете меня встретила красивая, яркая женщина. Это была Лариса Ефремовна Ткаченко. Теперь я знаю, что эта встреча определила мою судьбу. Лариса Ефремовна стала для меня примером на всю жизнь. Она – юрист от Бога. Женщина с очень сильным характером, при этом всегда может понять, найти нужное слово, поддержать и успокоить в любой трудной ситуации. С первой встречи этот человек произвёл на меня сильнейшее впечатление.
Лариса Ефремовна сразу спросила – какие оценки в школе были по русскому? В нотариате грамотность на первом месте. Я очень любила литературу и русский язык – не зря же хотела быть учительницей – с этим у меня всё было в порядке. В конторе нужна была машинистка. Ткаченко позвонила в Облбытсправку, была такая организация, которая обеспечивала машинистками, сказала, чтобы у меня приняли заявление на работу. Так  началась моя жизнь в нотариате.
«ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВЕСЁЛОГО СУДА – СХОДИТЕ К СКУЧНОМУ НОТАРИУСУ»
-  это изречение, ставшее крылатым, Валентина Николаевна вспоминает постоянно. Свою задачу она видит в том, чтобы помочь людям сохранить мир с родными, решить проблемы, не доводя дела до суда, где родственники превращаются в противоборствующие стороны.«Когда мы работаем – суды отдыхают» - эти слова нотариус Панкова считает девизом всей своей деятельности в нотариате, которой в нынешнем году исполнится 28 лет.
- Поработав в нотариальной конторе два года машинисткой, я просто влюбилась в профессию нотариуса. Постоянно приходят новые люди, рассказывают свои ситуации – такие разные! – и всем надо правильно помочь. Я очень много времени проводила за беседами с людьми, изучала документы, училась находить решение в каждом случае. Вот что мне больше всего нравилось – поиски решения. Это очень ответственно, очень важно и при этом очень увлекательно. В мои обязанности машинистки такие действия не входили, но я видела как работает с людьми Лариса Ефремовна и мне это очень нравилось. Я поняла, что хочу связать свою судьбу с нотариатом и решила попытаться поступить в юридический институт. В 1978 году стала студенткой вечернего отделения. Конечно, поступить было нелегко, но нам помогало то, что уже был трудовой стаж и мы знали, чего хотим от учёбы. Когда я говорю «мы», то имею в виду то поколение нынешних юристов, которое формировалось в 1970-е годы. Считаю, нам повезло, что мы вышли из того времени, пережили разные эпохи российской истории, нашли своё место в жизни и не потеряли его.
В 1980 году Лариса Ефремовна Ткаченко ушла работать в Первую саратовскую государственную нотариальную контору на улице Некрасова. Одновременно другой нотариус, Екатерина Дмитриевна Сафонова, перешла в отдел кадров отдела юстиции облисполкома. Я осталась одна, пришлось брать на себя всю ответственность. Вскоре у меня появилась ещё одна наставница – Мария Петровна Тимофеева. С тех пор считаю свою работу самой важной, нужной и интересной. Без преувеличения, она постоянно доставляет мне удовольствие.
Даже когда я отдыхаю – беру отпуск недели на две, больше не получается – всегда думаю о работе – как там мои наследники, как идут дела? Дела сейчас большие, не то, что в то время, когда мы начинали работать. Некоторые дела – по три тома. Им приходится уделять много времени. Имущество, авторские права, патенты – документов множество, часто беру их домой, чтобы проработать как следует.
С годами у меня как и у других нотариусов выработались свои профессиональные приёмы – снова надо сказать спасибо Ларисе Ефремовне, которая с самого начала работы дала мне заряд на всю жизнь. Бывает, что люди подолгу ждут своей очереди и уходят, ничего не дождавшись, раздражёнными. Стараюсь такого не допускать. Мой рабочий день начинается с того, что я выхожу в фойе и прежде всего выясняю, кто с чем ко мне пришёл. Кто-то ушёл за справкой, кто-то сдал документы и ждёт. Я рада, когда люди говорят: «Спасибо, Валентина Николаевна, за то, что вы к нам так хорошо, по-человечески относитесь». Это важнее всего. Ведь иногда бывает, что реально помочь людям невозможно, но обязательно надо объяснить им, подсказать, куда теперь следует обратиться. И люди в таких случаях уходят довольные.
Если приходится иметь дело с наследниками – а таких дел больше всего – я обязательно рекомендую им прийти всем вместе. Чтобы не каждому в отдельности дать консультацию, которую потом каждый в голове прокручивает по-своему и приходит иногда к выводам противоположным тому, о чём говорил нотариус, а разъяснить ситуацию сразу всем. Когда наследники собираются вместе, они не ощущают разъединения, чувствуют себя единой семьёй. Для меня важно закрепить это чувство, убедить людей, что они не враги друг другу. Обрисовываю им все возможные варианты – как это может быть, какие последствия наступят в том или ином случае. После того как они меня выслушают, обязательно стараюсь дать им время для принятия решения. В наследственных делах необдуманное решение может сыграть роковую роль, ведь отменить его невозможно. Например, отказавшись от наследства, его уже нельзя принять, только через суд. И, повторюсь ещё раз, делаю всё возможное, чтобы избежать судебных разбирательств. Поэтому никогда не спешу, стараюсь тщательно во всём разобраться. Всегда помню, что любой человек, который ко мне пришёл – будь то несовершеннолетний паренёк или восьмидесятилетняя старушка – для меня во главе угла, защита его интересов, его прав превыше всего.
Наверное, со стороны иногда кажется, что в нашей работе приходится сочетать несочетаемое: внимание к людям, искреннюю заинтересованность в решении их наболевших проблем и при этом – полную беспристрастность, равное отношение к представителям обеих сторон, которые, к сожалению, порой видеть не могут друг друга. Но без этого не обойтись. Я всегда, когда встречаются сложные случаи, вспоминаю свою маму, которой 80 лет – если бы она пришла в контору и её бы не выслушали с должным участием, как к этому можно отнестись?
Кроме наследственных дел сейчас нотариусам приходится заниматься многим другим, о чём раньше даже не слышали. Например, соглашения об оплате  алиментов, брачные договоры, договоры ренты – их не так много, но с каждой такой сделкой работать очень интересно и одновременно очень сложно. Правда, и возможностей у нас стало гораздо больше. Хорошо помню как оставшись одна в конторе Ленинского района, я не имела никакого подспорья кроме Кодекса и методических рекомендаций. Было очень трудно. Зато теперь есть и журнал «Нотариальный вестник», и регулярный юридический информационный бюллетень, и в Нотариальную палату всегда можно обратиться за помощью и за консультацией к Валентине Алексеевне Грушицина и Татьяне Анатольевне Радиной. Это замечательно.
«НОТАРИАТ – МОЯ СУДЬБА»
Валентина Николаевна бережно достаёт из ящика стола старые фотографии, на которых улыбаются молодые красивые женщины.
- Это – наша память, память о том времени, из которого мы вышли. Мы шли на день рождения к нашей коллеге Татьяне Борисовне Борисовой и заглянули в фотоателье, сделали снимок на память. Вот Лариса Ефремовна Ткаченко, рядом с ней Елена Никифоровна Лапеева, я её всегда Леночкой называю. Антонина Ильинична Быстрова. Могу называть ещё многих и многих. Нотариат стал для меня, как и для них, второй семьёй.
Когда Лариса Ефремовна сложила к 10-летию частного саратовского нотариата гимн нашей работе, там были такие слова: «Нотариат – мои года, нотариат – моя судьба». Точнее не скажешь. Мы часто называем своё поколение «командой молодости нашей» (эти слова тоже есть в гимне). Мои коллеги-нотариусы – не говоруны, не краснобаи, они скромные люди. Хотя в своё время мы все читали лекции, писали статьи в ЖКО. Считаю, что если бы сейчас жилищно-коммунальные органы старались так же вникнуть в проблемы людей, как это было во времена нашей молодости, у судов было бы намного меньше работы.
Мы сформировались в те годы, когда нотариусы получали смешную по нынешним (и по тогдашним) меркам зарплату, но отвечали за всё и через всю свою жизнь пронесли терпение, милосердие и любовь к людям. Иначе никто бы из нас не состоялся в своей профессии. Так учили нас и этому мы учим сегодняшнюю молодёжь, которая хочет связать свою судьбу с нотариатом. Помню, на одном из совещаний Лариса Ефремовна Ткаченко сказала: «Знания нотариуса должны распространяться от неба до земли». Мы привыкли всегда учиться, не останавливаться в совершенствовании, у нас вечная жажда познания.
ВАЖНЕЕ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ
- Я всегда была общественницей, - рассказывает Валентина Николаевна. – В школе меня постоянно выбирали сначала старостой, потом комсоргом. Кстати, наш класс до сих пор дружит, собираемся, вспоминаем золотые школьные годы. Самым интересным для меня была работа с людьми – так было и в юности, и в зрелости. А ведь, чтобы работать с людьми, надо, чтобы от тебя исходили тёплые волны добра, значит, нужны внутренниё покой и гармония. Наверное, поэтому для меня так важен дом. С одной стороны, это место, где я отдыхаю, с другой стороны – где заряжаюсь энергией. Да и не получается отдыхать без дела – видно, нет такой привычки. В прошлые выходные 6 часов обрезала деревья на даче и после этого чувствую себя полной сил. Но самый лучший отдых для нас с мужем Юрием Григорьевичем – время, которое мы проводим с внуком, 12-летним Пашей. Самое большое счастье – когда он называет меня «бабочкой». Мои сыновья – Олег и Дима – пошли по моим стопам, закончили академию права. Старший занимается бизнесом, младший работает секретарём в моей нотариальной конторе, ему нравится. Может быть, со временем из него тоже получится нотариус. Не представляю, как работают с людьми те, у кого неполадки в личной жизни, для меня моя семья – постоянный источник хорошего настроения и душевной бодрости.
* * *
В конце нашего разговора Валентина Николаевна Панкова сказала:
- Я рада, что впервые за 28 лет своей работы общаюсь с журналистом. Люди должны знать, что такое профессия нотариуса, не представлять его скучным человеком, шлёпающим печати на бумагу. Пусть знают, что за каждым документом – колоссальный труд и душа.