Саратов, как мне стало давно понятно, каждый видит по-своему. Это, конечно, дробит на отдельные ракурсы, «стёклышки», образ города как целого. Но зато спасает от односторонности и дает шансы самому городу стать чем-то неожиданным. Одна из самых устойчивых характеристик города – его герб. Но и на него, оказывается, можно посмотреть по-новому. Хочу представить читателю именно такую ситуацию. Один добрый мой приятель познакомил меня с гостем нашего города Максимилианом Мальцевым. Я побывала в офисе, где он работает, подарила свою книжку о Саратове. В разговоре Максимилиан рассказал о своём варианте герба Саратова, показал рисунок. Он мне «глянулся», как говорили в старину. Возникла идея познакомить с этим рисунком почтенную публику. Так рисунок оказался у меня. Я попросила гостя написать к рисунку небольшой текст. А дальше – помощь Интернета.
Начну с письма ко мне по е-мейлу.
«Добрый день! Как мы с вами договаривались, написал небольшой текст с описанием своего рисунка саратовского герба. В тексте использую слово "осетры", поскольку искренне верил, что на саратовском гербе именно они (про стерлядок мне сказали позже). Хотя бывалые рыбаки утверждают, что осетром на моем рисунке с большой натяжкой можно назвать только одного. А остальные – щука и "глупый судак".
КАК Я НАРИСОВАЛ ГЕРБ САРАТОВА
Непостижимым образом новогоднюю ночь 2008г я встречал в Саратове. После слякотной, с вечно нависшими серыми тучами Москвы, весёлое саратовское солнце казалось настоящим чудом. Оно заглядывало в окна, входило в дома, отражалось в витринах, искрилось в снежинках, по-свойски протягивало свои руки-лучи всем прохожим.
Неожиданно для себя я сделал карандашный набросок, а потом взял краски и нарисовал трёх солнечных осетров с огненными перьями-плавниками, витражной разноцветной чешуей, с большими добрыми глазами. Они плыли-парили не то в море, не то в небе, в безмолвном диалоге о каких-то своих тайнах. Как царственные стражи, они охраняют перламутровую жемчужину, ей же нет цены. Сейчас створки раковины открылись и жемчужина сияет, отражая в себе целый мир. В волшебных русских сказках герой на пути к своей цели, своему предназначению, часто встречает таинственную Рыбу – символ постижения глубин, удачи, мудрости, опыта. Милостивое обращение, услуга Рыбе (вернуть ей свободу, волю – ценою собственного голода, насмешек окружающих), доверие ей, приносит герою удачу в виде сверхъестественных волшебных даров. Каковы они? Это может быть дар понимания языка птиц и зверей. Или исполнение сокровенных чаяний (вплоть до "жениться на царевне"). Или победа над злым чародеем-супостатом. "Дураку" на его юродивом пути везёт больше, чем "умным" (себе на уме) старшим братьям. Так считали наши славянские предки, ставя доброту и милосердное служение выше рационализма и выгоды. Встреча с Царь-Рыбой испытует человека на чистоту помыслов и верность высокой цели. Кому бессмертные стражи глубин позволят коснуться бесценного сокровища, своего морского Грааля? – Тому, кто чист сердцем, исполнен доброты, прост (не лжив). И тогда – что ни загадаешь, то исполнится, самые дерзновенные мечты сбудутся! А как же иначе, правда?
Саратов, 11 апреля 2008г.
P.S. Небольшое стихотворение, написанное здесь, в Саратове (декабрь 2007г) Оно напрямую к теме не относится, просто мысли.
АЛМАЗ
Среди огромного давленья
В глубины недр Земли
Попали чёрные угли
В сокрытом таинстве рожденья
Среди гранитов раскаленных
В чудовищных тисках
Рождался в угольных пластах
Карбон преображённый
Чтобы однажды средь пород
Для изумлённых глаз
Открылся чистый и святой
Сияющий Алмаз
Его огранщика рука
В брильянт преобразит
И многократно камня грань
Луч Солнца отразит
Его прославит высший свет,
Не думая о том,
Как много долгих горьких лет
Он был простым углём».
Мне кажется, что стихи эти к теме относятся. Разве мы не ждём чуда преображения нашего города: из замарашки – в Принца. Какие сложные условия нудны (как многое должно «сойтись»), чтобы город засверкал, засиял, как бриллиант чистой воды или как жемчужина (Поволжья). Попросила Максимилиана рассказать немного о себе, о том, что значит для него его рисунок. И снова – помощь Интернета.
КРАТКО О СЕБЕ, ВОЛЖСКИХ КОРНЯХ И О МЕЧТЕ
Максимилиан Мальцев
«Я родился в 1970г в семье потомственных российских земледельцев. Отец и мать – селекционеры, авторы сортов пшеницы, дед – известный хлебопашец Терентий Мальцев, дважды герой Социалистического Труда, почётный академик. В петровское время поволжские староверы уходили с берегов матушки-Волги за Камень (Уральские горы) чтобы сохранить свой уклад, свою веру. Шли в неведомые края, осваивали, распахивали, обживали дикие степи, строили добротные деревеньки и селища, ладили мельницы, кузницы, промыслы, часовенки, школы – и постепенно рождались поселки, городки, города. В их числе – деревня Мальцево, моя малая родина, одна из таких "крестьянских вселенных", разбросанных на бескрайнем российском просторе. Жажда познания, поиск смысла привели крестьянского сына Терентия Мальцева к открытию почвозащитной системы земледелия, позволившей сохранить от разорения целинные земли. Всю свою жизнь он болел о нравственности народа, о сохранении природы.
Те же цели ведут и меня. Закончил Московскую сельскохозяйственную академию (сейчас Российский государственный аграрный университет), работал научным сотрудником Института сельского хозяйства. В настоящее время – сотрудник издательства "Мир Софии". Саратов для меня тесно связан с именами Вавилова, Шехурдина, Мамонтовой (НИИСХ Юго-Востока – известный и уважаемый в России центр селекции, знаменитые саратовские пшеницы вошли в родословную сибирских сортов).
Волга – хранительница, житница и среда жизни для множества народов, среди которых и малый ручеек, исток моей семьи. Здесь, на берегах великой реки, сохраняется солнечный славянский архетип. Вот почему на моём рисунке осетры – солнечные, золотые, они хранят жемчужину нашей самоидентификации, наше великое соборное народное русское "Я", в котором есть и моя малая крупица.
Известно, что Саратов – город театральный. Поэтому на моем рисунке такие разноцветные, искрящиеся чешуйки, словно костюмы и декорации весёлой постановки. Царские венцы на них тоже получились несколько декоративными, словно бы Саратов – "столица понарошку", примеряет столичный венец то ли всерьёз, то ли играет. Но, тем не менее, его посещали разные послы и правители разных народов (Святослав Киевский, Александр Невский, Пётр I и другие).
Одно из толкований имени города – Жёлтая гора. Жёлтый у меня трансформировался в золотой, огнистый, солнечный. Солнце – оно ведь одновременно и царственное, и общедоступное, для всех светит и греет, "свойское", родное. Его золото не дистантное, не для "избранных". Его лучи красивы и практичны, растят капусту на грядке, сушат бельё на верёвке. А в целом рисунком хотел сказать, что у Саратова, как и у всякого российского города, есть мечта. Великая славянская мечта о солнечном братстве-соборности-общении, о радости-пире-игре, о честном богатстве-достатке-хлебосольной-щедрости. А если есть мечта – то есть и прекрасное будущее, ради которого стоит быть.
Саратов 12 апреля 2008г».