СТАТЬИ


МОЛОДЁЖЬ ПОЗНАЕТ МИР.

Мы живём в век информации, совершенствования информационных технологий, роста информационных потоков и средств доставки информации. Каждый человек может получать необходимую для него информацию через различные источники. Социологическая группа Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина провела опрос с целью определения уровня информационной культуры молодёжи, наиболее важных источников информации, наиболее интересной и полезной, по её мнению, информации.
Всего было опрошено 208 человек в возрасте 14-29 лет, по социальному составу: студентов 1-5 курсов разных вузов – 121 (58%), учащихся школ, колледжей, лицеев – 59 (немного более 28%), рабочих 28 человек (13,4%). Девушек и юношей примерно поровну. Выборка случайная.
Вопросы, предложенные респондентам, позволили установить уровень информационной культуры молодёжи: использование новейших технологий, работа с информационными ресурсами, наличие навыков поиска информации в интернете, в библиотеке.
Анализ результатов опроса показал, что среди источников информации на I месте – книги, учебники, учебная литература (отметили 73,3% опрошенных), на II месте – телевидение (64%), на III – интернет – 60%, далее журналы 32%, газеты 28%, радио – 22,6%, лекции преподавателей – 19%, реклама – 14,6% (каждый респондент мог отметить несколько вариантов ответов, поэтому в сумме получается более 100).
По видам информации на I месте развлекательная – 66,6% на II – учебная – 57,3%, на III – справочная – 41,3%, затем научная – 40%, юридическая – 16% и техническая – 6,6%.
Четверть респондентов часто посещает библиотеки, 48% отметили, что в библиотеках бывают редко. Важно отметить, что среди учащихся школ, лицеев и колледжей библиотеки пользуются большой популярностью, 50% из их числа бывают в библиотеках часто.
Наибольшим спросом у респондентов пользуются электронные и карточные каталоги – отметили 52% респондентов, различные справочники – 21%, словари – 16%. Практически все респонденты подчеркнули, что значительную помощь в поиске подборе литературы оказывают библиотечные работники.
Каждый пятый читает много учебной, научной, художественной литературы (30-50 книг в год), 72% читает до 20 книг в год, а 9% - 1-5 книг в год.
Большинство студентов и учащихся имеют дома персональный компьютер – 90,7%, выход в интернет имеют 60%, одна треть респондентов – студентов использует возможности пользоваться интернетом в вузе.
Две трети респондентов в интернете ищут материал для учебных целей, для рефератов, курсовых и дипломных работ, для подготовки к семинарам и практических занятиях. 75% респондентов привлекает в интернете большой объём информации, 45,5% – быстрый к ней доступ и 31% подчёркивает удобство в получении материала (не надо никуда идти, можно получить необходимый материал в любую погоду: дождь и снег, мороз и ветер не мешают).
Для молодых саратовцев пользование интернетом является таким же признаком жизненного комфорта, как автомобиль или путешествие за границу. Молодёжь обращается к услугам глобальной сети в большинстве случаев для удовлетворения не только познавательных или профессиональных потребностей, но и досуговых целей.
К сожалению, не всегда молодежь может получить через интернет позитивную информацию: часть материала подаётся в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, породить агрессию, стремление к проявлению насилия. Поэтому, на наш взгляд, важно выработать новые подходы к защите интересов личности, общества и государства. Незначительная часть респондентов (4%) отметила, что обходятся без интернета. Своё умение пользоваться компьютером «отлично» и «хорошо» оценили по 32% опрошенных, «средне» – 12%, «плохо» – 5,3%. Не все респонденты умеют пользоваться интернетом: 10% респондентов признались, что владеют им плохо, а 74% указали, что умеют пользоваться интернетом отлично и хорошо, а средне – 13,3%.
Молодёжь более всего доверяет полученной информации из лекций преподавателей – 80%, из интернета – 71%, из сообщений ТВ – 68%, из радиосообщений – 53%, из газет и журналов – 1/3 респондентов.
Не доверяют рекламе 78%, газетам и журналам почти 43% опрошенных молодых людей, интернету – 26,6%, сообщениям ТВ т радио – 22,6%, не доверяют информации из лекций преподавателей – 2,6%.
Социологический опрос показал, что молодёжь получает информацию из многих источников. Большинство опрошенных обладают сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями, интернетом. Молодёжь любознательна, пытлива. Она хочет знать больше. Поэтому журналисты различных средств массовой информации должны быть ответственны за достоверность своих публикаций, должны способствовать нравственному становлению молодежи, её духовному росту.
Студенты Добрынина Е.Д., Ерина М.С., Ильина О.В., Казакова Е.Р., Курочкин А.Д., Миниханова Д.А., руководитель социологической группы Чернышкина Н.Я., кандидат исторических наук, доцент.