Акция протеста «Марш пустых канистр» в Саратове началась рано утром, с 8-и до 10-и часов на выездах из Саратова и Энгельса стояли автомобили с заклеенными крест-накрест крышками бензобаков, оранжевыми ленточками и плакатами. К 11-и часам автомобилисты собрались на Набережной космонавтов и двинулись колонной по главным улицам города. Небольшие колонны по 5-10 автомобилей двигались со скоростью около 40 км/час, при этом включён ближний свет.
«СаратовИнформ»
Крупная всероссийская акция, проведенная Движением автомобилистов «Свобода выбора», была направлена, в частности, против роста цен на бензин. Она прошла в ряде российских регионов – всего в 50 городах. Причём в разных видах — митинги, пикеты или автопробеги. Часть из них была санкционирована, часть – нет. Дело в том, что для многих городов это была первая попытка организованной демонстрации своих проблем.
Как сообщил питерский координатор марша Александр Расторгуев, его машину заблокировал милицейский автомобиль. Сначала у части автомобилистов забрали права, потом вернули. Сотрудники милиции выразили недовольство тонировкой стекол некоторых автомобилей. «Они вызвали представителей ГИБДД, но те никаких нарушений по своей части не нашли, – сообщил Расторгуев. – Тогда у нас забрали паспорта и предложили проехать к отделению милиции». Оставшаяся часть участников «марша» отправилась по маршруту.
Скорее всего, сообщил руководитель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, им будет инкриминировано административное правонарушение. Однако, группа автомобилистов выражала своё отношение к росту цен на бензин и качеству российских дорог, не нарушая Конституции РФ, законов или общественного порядка. «Мы не преследовали экстремистских целей, у нас не было оружия, с нашей стороны не звучали антизаконные призывы», – говорит Лысаков. Ранее он отмечал, что «автопробеги никогда не встречали понимания у силовых структур», но подчеркивал, что у устроителей марша «нет цели «бодаться» с милицией. «Мы хотим только привлечь внимание к общей для большинства россиян проблеме», – утверждал он.
Акция в целом по стране прошла успешно. К ней присоединились Камчатка, Якутия, Рязань, Москва, Санкт-Петербург и другие города. В Магадане к автомобилистам даже вышел мэр города и в своей речи поддержал участников акции. В Красноярске, как рассказал Лысаков, начальник городского ГАИ, напротив, не особо церемонился при общении с координаторами выступления. А в Краснодаре организаторы и вовсе подверглись прессингу со стороны силовых структур, в результате они отказались от участия в марше.
В Калуге неутверждённая акция прошла при пристальном внимании правоохранительных органов, но без помех с их стороны. В Рязани пробег сначала не разрешали, но после телефонных переговоров, организованных руководством «Свободы выбора», автопробег был санкционирован. В Москве акция была разрешена и прошла без происшествий.
Требований у выступающих по всей России было два – остановить рост цен на бензин и повысить качество российских автодорог. Потому акция и получила название «Марш пустых канистр по убитым дорогам». Основные слоганы – «Топливо стране – по народной цене! Все бензо-налоги – в мосты и дороги!», «Оздоровлению топливного рынка России премьером Путиным – «да!» Организаторы собирали подписи под обращением, чтобы направить его российским властям. Сбор подписей был организован и на сайте акции.
В то же время Лысаков подчеркивает, что акции – не единственный путь, которым намерены идти автолюбители. Движение «Свобода выбора» уже несколько лет пытается наладить диалог с властью. Поэтому и массовых акций («Марш пустых канистр» – десятая из них) становится меньше. Недавно, например, после переговоров с Минэкономразвития, удалось добиться отмены ставки таможенных пошлин на детские автомобильные кресла.
Как пояснил Вячеслав Лысаков, «Основной вопрос, который интересует всех автомобилистов: почему в нефтедобывающей стране бензин стоит дороже и цены на него растут быстрее, чем в стране, не имеющей собственной нефтедобычи»?
«Мы не понимаем, почему цена на топливо в России, одной из стран-лидеров в добыче нефти, выше, чем в странах, закупающих нефть – США, Китае и других. Почему цена на топливо зависит от цены нефти на внешнем рынке, поскольку налог НДПИ привязан к мировым ценам на нефть, и почему не принимаются меры для оздоровления внутреннего рынка нефтепродуктов?», – недоумевает Вячеслав Лысаков. Интересует автомобилистов и такой момент: если внутренние цены на топливо привязаны к стоимости нефти за рубежом, почему при всех её колебаниях россияне «никогда не наблюдали снижения цен на бензин»?
Есть ещё очень серьёзная проблема. «Почему отменен Дорожный фонд, а колоссальные средства, составляющие акцизно-налоговую часть в стоимости топлива, за которое платят российские автомобилисты, не идут целевым образом на ремонт и строительство дорог», – продолжает лидер движения. – Из-за плохих дорог Россия теряет в год до 6% ВВП».
По итогам акции, как сообщили в «Свободе выбора», в правительство России будут подготовлены предложения, которые должны помочь улучшить ситуацию в стране. Массовые выступления, по мнению Вячеслава Лысакова, должны способствовать пробуждению гражданского самосознания автомобилистов. «Мы надеемся, они поймут, что свои проблемы нужно не обсуждать в переписке на автомобильных форумах, а решать в диалоге с властью», – пояснил Лысаков. К числу таких проблем, по его мнению, относятся не только цены на бензин, но и ремонт и содержание автодорог, а также вопросы безопасности всех участников дорожного движения.