СТАТЬИ


ИННОВАЦИИ – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

СТАНИСЛАВ ОРЛЕНКО
«Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы» - конференция под таким названием прошла в Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского 22-23 мая в рамках развития Инновационной образовательной программы. Главной проблемой обсуждения стали новые формы организации учебного процесса в вузе.
На пленарном заседании выступили представители ректората, руководители факультетов и институтов СГУ, ведущие учёные и преподаватели вуза.
Ректор Саратовского государственного университета, председатель оргкомитета конференции, профессор Леонид Юрьевич Коссович во вступительном слове сказал:
-         Сегодня у нас действительно очень важный день. Мы подводим итоги одному очень большому направлению. До сих пор мы делали презентации по локальным проектам, это соответствовало нашим планам. Но впервые  у нас собрался такой форум, на котором результаты работы по столь значительному направлению рассматриваются в целом. Это событие важно не только с точки зрения проделанных и практически апробированных мероприятий. Оно важно, прежде всего, потому, что то, что мы сейчас делаем – в рамках реформы образования. И работа над инновационным проектом – в данном случае в учебно-методической области – это подготовка к плавному, но достаточно резкому и динамичному входу в образовательную реформу. Конечно, Инновационная программа нам очень сильно в этом помогла, и, я думаю, сегодня мы в этом убедимся. Реформа высшего профессионального образования вошла в свою активную фазу, в октябре-декабре 2007 года были приняты законы, радикально меняющие панораму высшего образования в России. Принятие закона об установлении уровневого образования означает, что бакалавриат и магистратура становятся обязательными уже в ближайшее время. Сейчас в министерстве образования и науки происходят следующие основные процессы, связанные с реформой образования : обсуждение и приём нового поколения образовательных государственных стандартов, определение и уточнение перечня специальностей и направлений, которые будут закреплены в вузовской практике с 2009 года, разработка целого ряд нормативных документов, сопровождающих новые законы. От того, какими будут эти нормативные документы, в какой отдел попадут ныне действующие наши специальности – где можно будет сохранить специалитет, а где в обязательном порядке  будет осуществлён перевод специальностей в бакалавриат, от того, какими будут новые заказы – во многом зависит жизнь университета в ближайшее десятилетие. От этого зависит, сможем ли мы сохранить в основном наш преподавательский коллектив, от этого зависят сами формы нашего существования и жизнеобеспечения. Выигранная университетом Инновационная образовательная программа позволила произвести некоторый смотр методических достижений, понять, чем силён университет в целом и каждая кафедра в отдельности. В период действия Инновационной программы поступили десятки интереснейших научно-методических разработок, пособий, учебников, учебно-методических комплексов, проектов, контрольно-измерительных материалов, сборников задач. Печатью очевидной «инновационности» отмечены учебные и методические материалы, созданные учёными практически всех факультетов и институтов. Хочется надеяться, что эти труды не напрасны и что сегодня наши студенты обучаются по новейшим вузовским методикам. По данным Национального фонда подготовки кадров России расходы на высшее профессиональное образование в нашей стране составляют 0,7% от ВВП. Наш университет далеко вышел за среднестатистические рамки, важнейшую роль в этом играет инновационный проект. Благодаря выигранному инновационному проекту мы получили впервые выплатить зарплаты преподавателям за их научные разработки. Это немалая сумма. Инновационная программа университета  в сочетании с нашими достижениями и успехами за последние пять лет, даёт мощнейший импульс к дальнейшему развитию. Основная цель университета в ближайшие годы – это завершение построения университетского комплекса, полностью интегрированного в мировое научное и образовательное пространство. Университет, по существу уже ставший университетом инновационного типа, планирует в ближайшие годы начать реализацию основных образовательных программ на всех образовательных уровнях университетского комплекса. Это среднее профессиональное образование, высшее образование, бакалавриат, специалитет, магистратура. Мы планируем учредить совместные программы с учреждениями науки, культуры, производственной сферы,  планируем участие университета в социально-культурном и экономическом развитии страны. Для этого необходимо будет произвести системную модернизацию высшего профессионального образования в условиях перевода на двухуровневую модель подготовки, сформировать основную образовательную программу подготовки бакалавра как выпускника, обладающего базовым образованием, культурной эрудицией, высокой адаптированностью к рынку труда. А программу подготовки магистра мы планируем проектировать в двух направлениях – магистратура научного типа и практико-ориентированная магистратура. Это вместе с научной составляющей университетской жизни становится возможным в условиях масштабного строительства университета, который будет прирастать новыми учебно-лабораторными корпусами и комплексами общежитий, в том числе общежитий квартирного типа для университетской и приглашённой профессуры, для иностранных студентов, для магистров, аспирантов, молодых преподавателей. Мы полагаем –  это и многое другое, что делается и будет сделано в нашем университете, станет залогом дальнейшей творческой работы наших преподавателей, в том числе в важнейшей для нас области деятельности – научно-методической. На сегодняшней большой научной конференции представлены доклады и сообщения, ставшие своеобразным отчётом о ходе выполнения Инновационной программы, её научного и педагогического компонентов. Какими бы прекрасными учёными мы не были, мы, прежде всего – университетские преподаватели, а потому вопросы вузовской методики для нас всегда были и остаются первостепенными. Начавшаяся реформа высшей школы России и масштабные планы нашего коллектива потребуют от нас изобретательности, постоянного поиска и вечного преподавательского творчества.
 Начальник Управления профессионального образования Министерства образования Саратовской области Олег Александрович Афонин сказал:
- Вполне логично, что победителем федерального конкурса вузов стал именно Саратовский классический университет. СГУ – это базовое образование, фундаментальные научные исследования. Он всегда являлся лидером среди вузов, его традиции пронесены сквозь десятилетия, среди всех испытаний, которые выпали на долю высшего образования, он сумел сохранить свой потенциал, и эта победа показала, что университет этот потенциал развил.  Сейчас есть задел, который также нужно развивать и это позволит вузу двигаться дальше. Понятно, что после победы возникает проблема реализации проекта. Насколько эффективно эта реализация идёт, насколько эффективны те исследования, которые были положены в основу проекта университета, покажет практика, те результаты, которые будут получены. Думаю, это можно считать генеральной репетицией, обобщением многолетнего опыта, полученного в вашей научной среде, опыта, который вы сможете в ближайшем будущем вынести на российский уровень. Это должно содействовать развитию нашего региона и на деле показать, что значит слово «инновации» в вузовской науке.
Проректор СГУ по учебно-методической работе, заместитель председателя оргкомитета конференции, профессор Елена Генриховна Елина выступила с докладом «Инновации в условиях новой образовательной парадигмы»:
- При сравнении модели российского и европейского образования мы убеждаемся, что остаётся огромное количество специфических моментов, характерных именно для отечественного высшего образования. Мы постоянно рассуждаем о том, что наше высшее образование – лучшее в мире, что наши выпускники востребованы во многих странах, что российская ментальность не допускает европеизации образования. Во многом эти утверждения справедливы. Но вместе с тем пора признаться себе, что нашей образовательной системе пора преодолевать барьеры, отделяющие её от мирового научно-образовательного пространства. Так, например, в европейских университетах существует несчётное количество образовательных программ. В российской системе высшего образования, в качестве наследства плановой экономики, представлен конечный перечень специальностей и направлений, которые вуз не имеет право самостоятельно расширять. Такая ситуация позволяет европейским университетам иметь гораздо более гибкую систему научных школ и педагогических коллективов.
Болонский процесс нелегко и непросто шагает по Европе. Общение с коллегами из Германии, Франции, Италии показало, что каждая из этих стран имеет специфическую образовательную систему, что определяет негативное восприятие некоторых новых положений, предназначенных для всех. Так представитель конференции ректоров германских вузов - Всегерманского совета ректоров – говорит о том, что работодатели сегодня предпочитают предоставлять бакалаврам не место работы, а место стажировки – без оплаты или  с минимальной оплатой, но с обещаниями в дальнейшем её повысить. Когда необходимое время проходит, бакалавра увольняют и на его место берут другого стажёра. Болонская система трудоустройства бакалавров распространилась на всю Европу – процесс подготовки выпускников ускорился на один-два года, выпускников стало гораздо больше, конкуренция на рынке труда резко возросла. Вместе с тем, представитель Всегерманского совета ректоров говорит о достоинствах этой системы образования – учёба теперь ориентирована не на процесс, а на результат, соответсвенно, у студента появляется цель и заинтересованность в качестве образования. Другой германский ректор говорит о преимуществах системы бакалавриата – это более общее образование, которое в значительной мере даёт возможность адаптироваться к разным сферам деятельности и получить профессию в зависимости от конкретного места работы. Кроме того, окончивший бакалавриат и проработавший один-два года, обнаруживает стремление к продолжению образования. Он поступает в магистратуру или на другой факультет. Таким образом, двухуровневая система даёт возможность сразу после бакалавриата продолжить обучение по своему направлению или по родственному направлению, то есть за два года получить второе высшее образование. На базе крупных университетов создаются школы, центры для обучения взрослых.  Всё это, о чём говорят зарубежные коллеги, актуально и для нас.
Известно, что требования к выпускникам в сегодняшней жизни меняются каждые три-четыре года. Нельзя сегодня готовить специалиста закрытого типа, которому потом придётся долго переучиваться. Бакалавр – это специалист открытого типа, он обладает общепрофессиональным образованием, ему легче ориентироваться при трудоустройстве.
Система высшего образования России вошла сейчас в стадию своего радикального реформирования, связанного не только с пересмотром структуры образования под определённым углом, но и с изменением психологии всех участников образовательного процесса. Привычный для нас квалификационный подход к образованию, когда каждая дисциплина чётко прописана, когда главным становится количество прослушанных студентом часов, когда преподавателю отводится ведущая роль, начинает уступать место так называемому компетентностному подходу. Квалификационный подход ориентирован на получение квалификации, компетентностный подход – на готовность соответствовать требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. Сейчас мы видим, что абитуриент, поступающий в вуз, готов по сути к любым предложениям. Родители абитуриентов в массе своей насторожённо относятся к реформе, они часто не понимают, что бакалавр – это не ухудшенный специалист, подготовленный по сокращённой программе, а полноценный выпускник вуза, что бакалавриат – это узаконенный образовательный уровень. Вместе с тем родители абитуриентов со временем тоже примут ту систему образования, которая станет  главенствующей – это веление времени.
В правомерности реформы пока ещё сомневаются работодатели. Но пройдёт всего пять-десять лет и соотношение доли выпускаемых бакалавров и специалистов заставит их взглянуть на ситуацию по-другому. Для этого в нашем университете создаются советы потенциальных работодателей, что призвано облегчить их сближение с образовательным процессом.
Таким образом, абитуриенты и родители вполне готовы принять реформу, работодатели тоже постепенно поворачиваются лицом к реальности. Самым психологически неподготовленным звеном реформы становятся преподаватели. В этом направлении предстоит искать пути решения проблемы. Наш университет вполне подготовлен к реформе и наш преподавательский коллектив готов к работе в новых условиях.