СТАТЬИ


ЕГЭ: ДВОЙКА И ВЗРОСЛЫМ, И ДЕТЯМ

Всероссийская эпопея под названием ЕГЭ-2008 завершилась. Нет сомнений, что её итоги ещё долго будут обсуждаться. Сейчас с критикой процедуры ЕГЭ стали всё чаще соглашаться и на уровне официальной власти.
Так, на заседании правительства г.Москвы глава Департамента образования Москвы Ольга Ларионова, заявила, что ЕГЭ некорректен, как инструмент оценки знаний выпускников: «ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки успешности наших выпускников. Мы должны смотреть на так называемое портфолио ребенка, то есть просматривать то, как он учился всё время пребывания в школе с первого класса… Механическая оценка знаний не всегда хороша».
Ещё более резко высказался депутат Госдумы Анатолий Локоть: «Сегодня можно говорить о системной ошибке. Это двойка не преподавателям, не выпускникам. Это двойка тем, кто затеял реформацию учебной системы традиционной советской школы» (в родной для депутата Новосибирской области на ЕГЭ по литературе 35% выпускников получили двойки, и лишь 2% здали на «отлично».
Председатель Совета федерации Сергей Миронов выступил вообще за отмену ЕГЭ: «Убеждён, что переход на ЕГЭ резко снизит качество человеческого потенциала в ближайшем обозримом будущем», и продолжил: «натаскивание» на сдачу теста не соответствует духу нашей системы образования, которая долгие годы считалась лучшей в мире. Тестирование не позволяет определить творческий потенциал, заложенный в абитуриентах».
Более четверти (25,3%) выпускников школ получили двойки на едином госэкзамене по русской литературе! Впрочем, Рособрнадзор обработал результаты ЕГЭ только по 12 из 13 предметов, ещё нет данных по математике, а прогнозам главы Рособрнадзора Любови Глебовой именно математика может побить рекорд по двойкам.
Результаты ЕГЭ по русскому языку также оказались хуже прошлогодних: двойки получили 9,1% (8,8% в 2007г).
Пока сохранено правило, по которому получившим «2» на ЕГЭ по русскому языку, литературе и математике, выставят в аттестаты «3».
Несмотря на столь неудовлетворительные итоги экзаменационной сессии, глава Рособрнадзора уже заявила, Россия готова с 1 января 2009г перевести систему сдачи единых госэкзаменов в штатный режим. По её мнению, эксперимент закончился.
 
 
ЕГЭ выявил серьёзные провалы в системе школьного образования России. Но и сам принцип, на котором основана экзаменационная процедура ЕГЭ, подвергается беспощадной критике многими экспертами. Преподаватели обращают внимание на тестовый характер экзаменационный заданий, который подталкивает школьника к механическому выучиванию материала без понимания его сути. Школа же должна учить ребенка мыслить, повышая его интеллектуальный и творческий потенциал, а не превращать в бездумный автомат.
Помимо этой принципиальной проблемы до сих пор не отработана технология проведения ЕГЭ. Так, крупный скандал начался в Кемеровской области, где сначала заявили ученикам, что экзамен по математике можно будет сдавать на выбор – в привычной форме или в виде теста, а затем вдруг ввели обязательность ЕГЭ. Качество образования не становится выше, а введение ЕГЭ явно не оправдывает возлагавшихся на него надежд и становится источником дополнительных проблем.
А ведь в нашей стране существуют проверенные временем и доказавшие свою эффективность методики преподавания и оценки школьных знаний. Какой смысл с упорством, достойным лучшего применения, придерживаться процедуры ЕГЭ и – шире
– отвергать наши классические, годами накопленные традиции школьного образования, если они соответствуют самым высоким мировым стандартам? Впечатление такое, что истинные цели школьной реформы отличаются от декларируемых.
«Росбалт»