СТАТЬИ


СВОБОДА СОВЕСТИ ПО-АМЕРИКАНСКИ

На XVI Международных Рождественских чтениях среди прочих тем говорилось и дискриминации приверженцев теистического взгляда на мир. Политкорректность на креационистов (от слова «creation» – «творение») в «демократических» государствах не распространяется. Об этом рассказывает Джерри Бергман, преподаватель Северо-Западного университета в Огайо (США), имеющий научные степени по биологии, психологии, химии.
Опросил более сотни активных участников креационистского движения. Большинство из них считает, что общепринятая эволюционная система воззрений о происхождении мира и человека несовершенна. Одни креационисты придерживаются представлений о 7-дневном сотворения мира в буквальном смысле; другие полагают, что «день Бога» мог длиться несколько сотен и даже тысяч земных лет. Но все они едины в одном – в основе происхождения жизни лежит замысел Творца. Так вот, все они из-за своих взглядов сталкиваются с дискриминацией в научных сообществах – от унизительной критики до запретов на получение штатной должности или заслуженной учёной степени.
Креационистов возможно безнаказанно увольнять из школ и университетов, не давать им занимать посты и получать учёные степени. В США есть специальная комиссия по равным правам на трудоустройство. Но она сделала крайне мало для того, чтобы помочь креационистам. Христианские преподаватели в США оказались в числе преследуемого меньшинства, которому зачастую предложено только одно – терпеть. Закон о гражданских правах от 1964 года, который объявляет дискриминацию на религиозной основе недопустимой, в отношении ортодоксальных христиан существует на бумаге. Впрочем, любая религиозная группа, позволившая себе инакомыслие по отношению к довлеющему в обществе мнению, рискует навлечь на себя насмешки, попасть в число отверженных.
Видимо, эволюционисты предполагают, будто всякий придерживающийся убеждения в
сотворённости мира нелогичен, отстал, необразован и упрям. Вот типичное высказывание, которое позволил себе писатель Айзек Азимов: «Все креационисты глупы, лживы, им ни в коем случае нельзя верить». А все их положения, добавляет он, одинаково глупы, кроме тех, в которых они не пытаются бессовестно лгать.
В США крайне распространён отказ креационисту в праве участвовать в программе по получению учёной степени, даже если явно превышает изданные требования доступа. Мне известен случай, когда такой «отказник» случайно обнаружил «рекомендательное письмо» о себе, где прямо советовалось не допускать его в кандидаты на получение учёной степени по причине его креационных убеждений. Многим людям открыто отказывали в получении ученой степени (тут чаще всего почему-то страдают кандидаты в доктора философии) из-за их креационных публикаций.
На одном из научных съездов я поинтересовался мнением уважаемых мною профессоров. Все они выразили глубокое сомнение в том, что их кафедры когда-либо приняли бы открытого креациониста в профессорско-преподавательский состав. Кое-кто великодушно заметил, что защищать креационизм с философской точки зрения не предосудительно, однако попытка сделать это с точки зрения биологии должна пресекаться. А вот цитата из книги борцов за дурно понятую эволюцию: «Креационистов необходимо ущемлять в правах; ни одному стороннику этой пропаганды нельзя поручать преподавание научных предметов или руководство научными программами нигде и ни при каких обстоятельствах. Более того, если сейчас кто-то этим и занимается, он должен быть уволен». Всерьёз предлагается помечать личные дела креационистов, чтобы колледжи и работодатели, если пожелают, могли бы их с лёгкостью уволить.
Американские креационисты могут занять заслуженное ими место в научных кругах, только если будут сохранять свои убеждения в тайне. Впрочем, среди ученых есть и те, кто приходил к креационным убеждениям уже после того, как получал работу, учёную степень – но с тех самых пор их карьера начинала давать странные сбои.
Исследуя эту проблему, я так и не смог найти ни одного из не скрывающих своих взглядов консервативных креацианистов, которого удостоили бы назначением в каком-нибудь государственном университете за последние 10 лет. Замечу, что 20 лет назад такие назначения не очень часто, но все-таки встречались. Динамика довольно тревожная, вы не находите?
Многие университеты считают, что студенты (даже с отличными оценками, способные и трудолюбивые) должны исключаться из колледжей, если выяснилось, что они креационисты.
В своё время влиятельные люди в академическом сообществе пришли к выводу, что Галилей неправ и, следовательно, некомпетентен и по этой причине попытались разрушить карьеру учёного. Мы с возмущением рассказываем школьникам об этом позорном факте в истории науки и в то же самое время изгоняем из научной среды талантливых людей, вся вина которых лишь в том, что они посмели усомниться в теории эволюции.
Преследование христиан уже началось, хотя и не физически. Эти случаи не были освещены государственными и нерелигиозными СМИ, хотя если бы кто-то был уволен из христианского учебного заведения за приверженность теории эволюции, то этому, несомненно, были бы посвящены главные заголовки газет.
Католики верят наперекор всем химическим анализам в то, что Евхаристия буквально претворяет хлеб и вино в физическое тело и кровь Христа. Мусульмане что нравственно неверно есть свинину. Евреи веруют в то, что они лучше всех других народов. Кто-то верит в реинкарнацию души, а буддисты в то, что люди – всего лишь тень сна Будды. Получается, что все учителя-мусульмане, католики, буддисты, иудеи, баптисты, протестанты, мормоны, кришнаиты и прочие должны быть немедленно изгнаны из школ и университетов? И кто, собственно говоря, в школах останется? Одни атеисты? Но ведь и атеизм по сути – религия.
Если христианское сообщество не включится в борьбу за религиозную свободу, причём немедленно, то сегодняшних новорожденных будут преследовать за христианскую веру уже физически. Осознаю, насколько шокирующе это звучит, но, поверьте, всё действительно крайне серьёзно. Нельзя опускать руки. Хотя бы во имя наших детей. Ибо убеждение, что мы сотворены, сознательно созданы Богом, едва ли является пагубным для благополучия окружающих, но напротив, скорее поддерживает окружающий порядок и нравственность.