Появление копораций-государств усиливает системный общемировой кризис, делает его острее. Но по всему миру процесс идет неравномерно. «Там, где до сих пор сохраняется гражданское общество, формально-демократические институты (западное ядро капиталистической системы), или же там, где сохранились традиционные институты, где сильные позиции сохраняет идеология или религия (Китай, Индия, исламский мир), процесс формирования корпорации-государства идёт медленнее. Его также тормозят такие факторы, как большая территория, многочисленное население, мощная историческая традиция и идентичность. Там же, где этого нет – в Латинской Америке, тропической Африке, ряде бывших соцстран, – этот процесс идёт намного быстрее», – говорит историк и кризисолог Андрей Фурсов.
Как считает А.Фурсов, РФ сейчас выходит в мировой авангард этого процесса. Именно здесь из-за слабости гражданского общества и форсированного слияния власти с собственностью тенденция обретает последовательный и незавуалированный вид. Повторяется история более чем вековой давности: позже других вступив на капиталистический путь развития, Россия в числе первых пришла к стадии ГМК – государственно-монополистического капитализма. А потому то, что происходит в РФ сейчас, это общемировая тенденция и глобальная проблема. Решив её, мы совершим дело всемирного значения, укажем путь остальным.
Симптомов беды в РФ много. Это и всевластие коммерциализированной бюрократии, и её безответственность, и поведение больших власте-корпораций, которые поступают зачастую вопреки национально-стратегическим интересам. Коммерциализация государственных органов управления РФ становится бичом во многих сферах. Работа на перспективу отбрасывается ради сиюминутной выгоды. Например, Роскосмос, отказывая в финансировании пионерных проектов, все силы кидает на коммерческие запуски чужих аппаратов и на продажу советского технологического задела бразильцам, китайцам, корейцам. Тем самым предопределяется застой отечественной космонавтики и её проигрыш в конкуренции с более дальновидными соперниками.
ЗАДАЧА ДЛЯ ТИТАНОВ
Что противопоставить этой разрушительной тенденции? Только создание действенной альтернативы и умирающему «национальному государству», и «корпоратократическим мутантам».
Почему нельзя просто вернуться к нации-государству? Классическое нацгосударство устарело и не справляется с задачами нынешнего дня. Оно слишком бюрократизировано, а бюрократия неповоротлива, костна, оказывает огромное сопротивление столь нужным сегодня инновациям. И сугубо технологическим, и общественным, и политическим, и культурным. Бюрократия заинтересована в стабильности, в сохранении «статус кво», тогда как развитие требует динамизма, подчас ломки старого и отжившего своё.
Государственная бюрократия пасует, когда сталкивается с противником решительным, быстрым, сетевым. С тем, кто смело нарушает общепризнанные нормы и правила. Она теряется: небюрократический противник быстрее принимает решения: он успевает нанести сильные удары, пока в бюрократической системе сигнал сначала идёт снизу к верховной инстанции – а затем, после принятия решения высшей властью, – обратно.
Классическое национальное государство страдает узостью мышления. Тот, кто мыслит глобально, его переигрывает, включая в свои мировые схемы и сюжеты, используя подчас нацгосударство как элемент своей игры. В итоге оно проигрывает или вынуждено невольно работать на чужие интересы. Такова расплата за принцип «ничего дальше узконациональной околицы не вижу». Проблема заключается в том, что нацгосударство из-за бюрократизации также склонно к коррупции.
Бюрократия имеет тенденцию к разрастанию и «бюджетопожиранию», что снижает эффективность экономики, начинается её «перегруз» неэффективными социальными программами. В то же время и граждане начинают страдать иждивенчеством, вследствие чего начинают сворачиваться важные стратегические программы развития («Дайте нам котлеты вместо космоса!»). Так же, как и в случае с государствами-корпорациями, тормозится научно-технический прогресс, хотя и в силу иных причин. Начинает падать рождаемость – проблемы только усугубляются.
Наконец, самое главное: национальным государствам не хватает Великой Идеи, Большой Цели, без которой происходит омещанивание, деградация, зацикливание на самодовольстве. Но и в новом веке только великие идеи, овладевающие народами, способны вознести их к вершинам власти и успеха, способны сделать граждан государства активными участниками его дел и свершений. Вне всякого сомнения, в русском варианте эта Великая Идея должна быть связана с национально-религиозными и культурными традициями нашего народа.
Сегодня ясно: если РФ пойдёт по пути строительства корпорации-государства (в рамках нынешней глобалистско-либеральной модели), её ждёт крах и распад. Поэтому перед нами стоит задача создать более эффективную и жизнеспособную модель государства, государство нового типа. Такое, что сможет быть инновационным, развивающимся, минимально бюрократическим, побивающим «корпоратократии» на каждом шагу. Это не устаревшее nation-state, не современная «корпорация-государство», а принципиально новое явление: нация-корпорация, гдеграждане представляют собой не бесправный «электорат», не сырье для «правления корпорации», не получателей социальных подачек, а полноправных акционеров-патриотов. Где мы сможем не только продолжить историческое бытие, но и предложить всему миру альтернативный сценарий развития.