В сентябре в России началась предвыборная кампания. В этом году в избирательное законодательство РФ внесены изменения, касающиеся, в том числе, и вопросов финансирования. Их суть комментирует член Центризбиркома РФ Евгений Колюшин.
- Евгений Иванович, в этом году в российское избирательное законодательство были внесены серьезные изменения. С правовой точки зрения, новое избирательное законодательство - отечественное ноу-хау или у него есть зарубежные аналоги?
- Готовя новое законодательство, мы действительно частично использовали зарубежный опыт. В частности, по аналогии со многими европейскими государствами, у нас введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов власти субъектов РФ: не менее половины депутатских мандатов должны получить кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками. Правда, имеются и существенные отличия. Например, у нас в организации выборов не принимает участие Министерство внутренних дел – как это принято, скажем, в Германии. Есть у обновленного законодательства и тупиковые ветви. Тот же пункт «против всех». Он появился в предвыборных бюллетенях примерно в 1993 году. Этот пункт вводился для повышения явки избирателей, но он сразу создал массу проблем. Часто получалось, что невозможно было признать выборы состоявшимися, так как количество поданных за выбранного депутата голосов было меньше, чем число бюллетеней «против всех».
- В ЦИКе Вы курируете вопросы контроля над финансовыми поступлениями: правильность учета и использования средств избирательных фондов, финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. К тому же Вы – профессиональный правовед, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, наконец, преподаватель ведущих ВУЗов. С Вашей точки зрения, реально ли проследить «прозрачность» избирательных фондов кандидатов? Особенно той их части, которая, по законодательству, финансируется за счет «добровольных пожертвований юридических лиц»?
- На самом деле, в этом вопросе определенный шаг вперед наше законодательство сделало. Теперь в открытый доступ поступает информация об отчетах политических партий. У нас появилась возможность следить за тем, как кандидаты использовали заявленные суммы. Например, партия проводила съезд. Бесплатно этого не сделаешь, особенно с таким размахом, как у нас принято. Как минимум, нужно арендовать помещение. А по финансовой отчетности получается, что на это мероприятие партия ни копейки не потратила. То есть, мы идем по пути контроля и фиксации реальных расходов. Хотя тут мы только в начале пути. Проверить финансовую отчетность, особенно в вопросах «добровольных пожертвований», по-прежнему проблематично. Впрочем, скандалы с финансированием выборов возникают не только в России. Вспомните Уотергейт. Тогда даже сам президент США Никсон был уличен в финансовых махинациях во время предвыборной кампании. По этой же причине пришлось уйти в отставку и Гельмуту Колю.
- А насколько действенно введение так называемых «избирательных счетов» в Сбербанке? Неужели на самом деле договоренность ЦИКа со Сбербанком полностью перекрывает дорогу «черному налу»?
- Действительно, в Сбербанке созданы специальные избирательные счета. Он «черный нал» не принимает. В идеале, все средства, потраченные на избирательную кампанию, должны поступать на избирательный счет – это либо перечисления от юридических и физических лиц, либо поступления по почте. В законодательстве предусмотрен большой перечень запретов. Указано, от кого деньги на избирательные счета поступать не могут. За всеми источниками финансирования мы тщательно следим. Например, отслеживаем, чтобы на предвыборную кампанию не расходовались бюджетные средства, чтобы переводы не поступали из-за рубежа и т.д. Но через Сбербанк идет легальная и далеко не самая серьезная часть финансирования. На любом сайте политтехнологов можно прочитать, что кандидату нужно определять возможные расходы на выборы из расчета 1-2 доллара на 1 избирателя, что нарушает избирательное законодательство. Но двойная бухгалтерия PR-структур должна быть объектом внимания других государственных органов.
- Какое наказание ждет кандидата, пойманного на нелегальном финансировании?
- С 1 июля этого года в Уголовный Кодекс РФ введена статья 141.1, предусматривающая уголовную ответственность «За нарушение финансирования избирательной компании». Если будет доказано перечисление суммы более 900 тысяч рублей – нарушителю придется заплатить крупный штраф или даже сесть в тюрьму. За это правонарушение предусмотрен срок лишения свободы до 2-х лет. Пострадает и нерадивый спонсор – с такой ситуации он может попасть за решетку на 1 год. Пойманному на нелегальном финансировании кандидату может быть отказано в регистрации его партии, появилась возможность отменить произведенную регистрацию в любое время, вплоть до дня голосования. Если удастся доказать вину уже избранного депутата, вполне вероятна отмена избрания. Примеры действия этих норм уже есть в Московской области и Санкт-Петербурге. Там были ситуации, когда людей, уверенно победивших и набравших большинство голосов, суды лишали депутатских мандатов после выявления фактов финансовых нарушений. Такие решения способствуют оздоровлению предвыборных кампаний. Ведь раньше у нас существовал принцип «победителей не судят». Сейчас, наконец, законодательно утверждена возможность отмены выборов в случае выявления 10% незаконного финансирования.
- Насколько я знаю, кроме финансовых вопросов, в ЦИКе вы курируете соблюдение избирательных прав граждан в некоторых регионах России. Например, в Татарстане, где исход выборов в Государственную Думу, по мнению многих политологов, определит кандидатуру будущего президента этой республики, выборы которого пройдут в 2004 году. Как там сейчас складывается предвыборная обстановка?
- Я бы не сказал, что кандидатура на пост президента Татарстана зависит от выборов в Думу. Хотя там достаточно сложная ситуация. Нынешнее руководство пытается разыграть национальную карту. В местном предвыборном законодательстве сохраняется совершенно незаконное требование – кандидаты должны знать татарский язык. До 40% депутатов республиканского законодательного органа нелегитимны – в основном потому, что занимают посты в исполнительной власти.
- Остальные ваши «подведомственные» регионы – Нижегородская, Сартовская, Ульяновская области, Чувашия – считаются более спокойными территориями. В них предвыборная борьба проходит более спокойно или там тоже кипят предвыборные страсти?
– Кто вам сказал, что это спокойные территории? Нынешняя избирательная кампания только началась, поэтому оглянемся на опыт прошлых лет. На предыдущих выборах в Нижнем Новгороде произошло незаконное вмешательство судов в избирательный процесс. Тогда суд своим распоряжением остановил подсчет голосов, хотя это не входит в его компетенцию. В Саратовской области избирательные комиссии незаконно отменяли решения о результатах выборов. До последних дней избирком Ульяновской области лихорадили проблемы и противоречия по ее составу. В Чувашии возбуждено 6 уголовных дел по фальсификации результатов выборов президента, состоялись судебные решения. Так что развитие демократии происходит сложно, по-разному в Центре и регионах.
- И последний вопрос, Евгений Иванович. Как вы думаете, смогут ли все нововведения в Избирательном законодательстве доказать гражданам, что выборы-2003 будут проводиться честно и без фальсификаций? Пойдут ли люди на избирательные участки?
- Честность – категория нравственная. Прежде всего, мы должны оценивать выборы с точки зрения закона. В целом, несмотря на многие недоработки, вектор развития избирательного законодательства позитивный. Я думаю, как минимум 50% россиян придут на участки. Наш народ не настолько «устал» от выборов, как об этом любят писать в газетах.