НОВОСТИ


Хроника приватизации железных дорог

Владимир Путин подписал указ об освобождении Геннадия Фадеева от должности министра путей сообщения России в связи с его назначением на должность президента ОАО "Российские железные дороги". Г.Фадеев был министром полтора года.
Ранее в понедельник премьер-министр России Михаил Касьянов подписал постановление о создании акционерного общества "Российские железные дороги".  Согласно концепции реформирования российских железных дорог, утвержденной в 2001 году, предполагается проведение реформы отрасли в три этапа.
Первый из них должен завершиться в 2003 году. Главным на этом этапе будет разделение функций государственного регулирования и управления и хозяйственных функций путем создания полностью государственного ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД").
Второй этап (2003-2005 годы) предполагает разделение "РЖД" на дочерние акционерные общества по различным видам деятельности.
В ходе третьего этапа (2006-2010 годы) будет продолжено привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних компаний "РЖД".
С реформами железнодорожного транспорта связана и реорганизация самого министерства путей сообщения. По плану, за МПС должна остаться лишь "идеологическая" функция, а все хозяйственные обязанности будут возложены на ОАО "РЖД".
Разработка реформы железных дорог началась еще при предшественнике Фадеева - Николае Аксененко, который ушел в отставку из-за обвинений в финансовых злоупотреблениях в МПС. Первый вариант программы реструктурирования железнодорожного ведомства предполагал оставить в ведении МПС только функции госуправления железнодорожным транспортом (управление перевозками, обеспечение безопасности, разработка графика движения и так далее).
Хозяйственной деятельностью и управлением финансовыми потоками, согласно программе, была призвана заниматься акционерная компания "Российские железные дороги" (РАО "РЖД"). Михаил Касьянов эту программу отверг.
Второй вариант был рассчитан на более долгий срок, однако по сути не слишком отличался от первого. С трудом программа реформирования отрасли все же была принята.
По мере того, как шла реализация реформ, в прессе все чаще звучали обвинения в адрес Аксененко и других руководителей его ведомства, которых подозревали и в намерении приватизировать часть железнодорожной отрасли, и в уже совершаемых злоупотреблениях. В настоящее время, по данным МПС, все имущество министерства оценивается в 2,5 трлн. рублей. Капитал, который планируется передать ОАО, составляет 1 трлн 535 млрд 700 млн руб.
Правительство РФ осуществляет права собственника всех 100% акций ОАО "РЖД" посредством выполнения полномочий общего собрания акционеров. Кроме того, закон устанавливает запрет на продажу, залог или иные способы отчуждения акций ОАО "РЖД".
Уставный капитал ОАО "РЖД" формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта по балансовой стоимости. Все права и обязанности (в отношении их кредиторов и должников) организаций и предприятий, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта.
В уставный капитал новой компании войдут 987 предприятий и организаций (17 железных дорог, заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, заводы по изготовлению запасных частей для подвижного состава, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские организации, строительные организации, предприятия рабочего снабжения, общественного питания) из числа 2046, составлявших систему МПС России до настоящего времени. Еще 673 предприятия (объекты социальной сферы, учебные заведения) будут переданы в ведение региональных органов власти, 295 предприятий и организаций сохранятся в составе МПС, а 80 предприятий подлежат прямому акционированию (по плану приватизации, утвержденному правительством на 2003-2004 гг).