НОВОСТИ


Минпечати и ЦИК готовятся к федеральным выборам

Наталья Волгина
Министерство Российской Федерациипо делам печати, телерадиовещанияи средств массовых коммуникаций
 Минпечати и его территориальные органы, как проводники закона «О средствах массовой информации», при возникновении конфликтных ситуаций в ходе выборов в большинстве случаев стремятся встать на  сторону журналистов. Именно эта мысль стала лейтмотивом прошедшего 27 мая  заседания коллегии МПТР России, посвященного взаимодействию территориальных органов Минпечати с избирательными комиссиями субъектов Федерации в период избирательных кампаний.
По признанию участвовавшего в совещании председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова, тема коллегии как нельзя актуальна, фактически через три месяца будет дан старт выборам в Государственную думу, которые сменит «президентская гонка». А всего за последние два года прошло 111 региональных избирательных кампаний: в Центральном федеральном округе – 36, в Северо-Западном – 9, в Приволжском – 11, в Южном – 11, в Уральском – 4, в Сибирском – 18, в Дальневосточном – 22.
Участники заседания подробно остановились на уточнении функций территориальных органов Минпечати в ходе выборных кампаний. К сфере их компетенции относится: информирование избирательных комиссии различных уровней о выявленных фактах нарушения норм законодательства о выборах редакциями СМИ и предприятиями издательско-полиграфического комплекса, рассмотрение представления избиркомов о нарушениях законодательства о СМИ. Территориальные органы МПТР предоставляют по запросам избирательных комиссий различных уровней сведения о СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются региональные исполнительные, законодательные и муниципальные органы власти, а также  выписки из реестров по конкретным параметрам СМИ, а также анализируют порядок опубликования материалов о результатах изучения общественного мнения и информируют избиркомы, исследуют факты публикации агитационных материалов без указания избирательного фонда, оплатившего их, или о бесплатном опубликовании материалов агитационного характера. В случаях установления фактов непредставления возможности опубликовать в СМИ опровержение материалов, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию баллотирующегося кандидата,  принимают в рамках своей компетенции меры, предусмотренные действующим законодательством. Подразделения Минпечати проводят мониторинг информационного освещения избирательных кампаний в СМИ, выявляют СМИ, которые не вправе проводить предвыборную агитационную деятельность, а также принимают участие в рамках своей компетенции в рассмотрении публикаций в СМИ фальсификаций и слухов под видом достоверной информации. Кроме того, они консультируют избиркомы по отдельным статьям законодательства о СМИ, требованиям ГОСТов и ОСТов, а также по вопросам соответствия публикаций СМИ нормам действующего законодательства  о средствах массовой информации.
Всего в 2001 и 2002 г.г. в периоды избирательных кампаний в территориальные управления МПТР России из территориальных избирательных комиссий, органов власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов и иных организаций поступило более 300 обращений, связанных с нарушениями законодательства о средствах массовой информации и о выборах.
Наиболее распространенными нарушениями норм избирательного законодательства со стороны СМИ являлись         публикации предвыборных материалов до установленного законодательством о выборах срока агитации; отсутствие сведений об оплате материалов из избирательных фондов кандидатов; наличие элементов агитации или контрагитации по отношению к тем или иным кандидатам и избирательным объединениям; распространение предвыборных агитационных материалов под видом информационных; несоразмерность освещения избирательных кампаний отдельных кандидатов в информационных программах, обеспечивающая их одностороннее преимущество; распространение информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, и непредоставление ему возможности опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации до окончания  предвыборной агитации; несоблюдение принципа обеспечения равных условий доступа к СМИ для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
Для недопущения подобных нарушений, по мнению первого заместителя министра печати Михаила Сеславинского, необходимо активизировать «профилактическую работу». Минпечати выступило с инициативой разработать методические рекомендации, согласованные с ЦИК, по освещению избирательных кампаний. Александр Вешняков поддержал идею и предложил выпустить брошюру «СМИ и выборы» в течение месяца. Участники совещания договорились после публикации разослать ее во все средства массовой информации, местные избиркомы, ЦИК, а также руководителям партий и движений.
В то же время руководители Минпечати и ЦИК признали, что порой недостаточно ни административных мер, ни действенности законодательных норм для противодействия ухищрениям политтехнологов, применяющих в том числе, и методы «черного PR». В частности, это относится к всевозможным газетам-однодневкам и газетам-«призракам», дискредитирующим общеизвестные издания. Так, Михаил Сеславинский дал поручение Правовому управлению МПТР подготовить для руководителей СМИ памятку «Как защититься от двойников», в которой будут даны рекомендации по охране своего бренда и защите репутации СМИ.
Не меньший урон прессе наносит нежелание некоторых ангажированных руководителей типографий и газетных косков печатать и распространять газеты и журналы в период выборов. Первый заместитель министра печати Михаил Сеславинский дал указание обобщить уже имеющуюся информацию и передать ее в Министерство по антимонопольной политике для принятия  эффективных мер, в том числе и превентивных. 
Участники коллегии отметили, что в последние годы контакты территориальных органов МПТР России с избирательными комиссиями субъектов Федерации заметно окрепли. Вместе с тем, имеются и некоторые проблемы. Так избиркомы иногда требуют от территориальных управлений МПТР России привлечения к ответственности редакций СМИ, либо лишения лицензии на осуществление вещательной деятельности по основаниям, не входящим в круг полномочий территориальных управлений и не предусмотренных Законом о СМИ. Имеют место попытки избиркомов  необоснованно привлечь к ответственности средства массовой информации, игнорируя нормы закона.
         Например,  Уральское окружное управление не согласилось с мнением избиркома в части привлечения к ответственности редакции СМИ за трансляцию Гимна Российской Федерации в неустановленное время, так как за исполнение и использование Гимна в агитационных материалах ответственность несет избирательный блок или кандидат. Тем самым  управление предостерегло избирком от незаконного вмешательства в деятельность СМИ.
         Также Уральское управление не нашло признаков разжигания социальной розни в печатных материалах Народной партии Российской Федерации. При этом избирком не прислушался к мнению управления и проиграл судебный процесс в отношении партии.
         В результате активной работы руководителя Поволжского управления в составе постоянной рабочей группы при избиркоме удалось  повлиять  на пристрастную позицию  отдельных членов группы к публикациям в СМИ. В итоге десятки протоколов, составленных членами избиркома по обращениям штабов кандидатов, не дошли до суда как несостоятельные, а из тех трех, на которых все  же настояла комиссия, в суде не удовлетворен ни один. Мало того, в ходе работы коллегии представители Минпечати откровенно указывали на то, что порой избиркомы слишком уж рьяно прислушиваются к мнению губернаторов.
Александр Вешняков, выслушав замечания в адрес подведомственных ему органов, заявил, что «на факты политической предвзятости нужно реагировать оперативно». А Михаил Сеславинский посоветовал в случаях разногласий между избиркомами и подразделениями МПТР, а также при попытках административного давления на СМИ сразу же ставить в известность руководство Минпечати. Для большего же взаимопонимания участники коллегии решили провести до начала федеральных выборов серию семинаров, «круглых столов», конференций для журналистов, руководителей редакций, полиграфических компаний, избирательных комиссий разъясняющих права и обязанности СМИ в ходе предвыборной гонки.