НОВОСТИ


Миобороны РФ о социальных проблемах военных

Наталья Волгина
 
КТО ПОМОЖЕТ ОФИЦЕРУ?
Решение социальных проблем  военнослужащих – задача не только армейского начальства
***
Министерство обороны нацелено на скорейшее решение социальных и правозащитных проблем военнослужащих. Это одна из важнейших частей всего комплекса работы по модернизации и укреплению Вооруженных Сил России. Но, одновременно, – это проблема всего общества и государства. Ведь без общественного согласия в определении стратегических целей военного строительства не может быть сильной и демократической России. Таков главный лейтмотив круглого стола «Защита прав военнослужащих как общественная проблема», прошедшего недавно в Нижнем Новгороде в рамках Российского форума-2003. В его работе самое активное участие приняли представители Минобороны - статс-секретарь, заместитель министра Игорь Пузанов, заместитель министра по финансово-экономической работе Любовь Куделина, ведущий специалист Главного управления воспитательной работы Людмила Непокрытова  и другие.
***
Без методичного и кардинального решения социальных вопросов военнослужащих в перспективе может сложиться ситуация нехватки младшего и среднего командного состава в российской армии. Офицерский корпус – основа любой армии, а потому упадок и разрушение его устоев означает фактический распад военной организации государства. Сегодня это прекрасно понимает любой мало-мальски образованный россиянин. О проблемах армии и военных много пишут и говорят. Журналисты то хвалят, то ругают, то разоблачают. Собственно, на то мы и журналисты…
Но весьма далеки от столь эмоционального подхода были выступавшие в Нижнем Новгороде специалисты Минобороны. Эксперты достаточно подробно рассказали о том, что уже сделано, и что еще предстоит сделать.
Действительно, в последнее время тенденцию оттока младшего офицерского состава из Вооруженных Сил  удалось преломить. Однако ситуация еще очень далека от идеальной. Совершенствование системы социального обеспечения военнослужащих сейчас идёт по пяти основным направлениям: увеличение денежного довольствия и пенсионного обеспечения, решение жилищных проблем, улучшение медицинского обслуживания военных и членов их семей, а также работа по социальной адаптации бывших военнослужащих. Что касается денежного довольствия, то за последние 2 года оно увеличилось вдвое. Оплата ратного труда теперь приравнена к окладам соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Также значительно – с 50 до 70 % – были повышены размеры дополнительных выплат.
Однако повышения не коснулись военнослужащих, проходящих службу по призыву. Им как платили, так и платят от 100 до 350 руб. в месяц – в зависимости от занимаемой должности. Не хватит даже на сигареты…
Безусловная заслуга руководства Минобороны в том, что в последние несколько лет пенсии военным выплачиваются без задержек. В результате последнего пересмотра пенсий, с 1 октября 2003 года средний размер пенсии, по сравнению с июлем 2002 года, у основной части военных пенсионеров увеличился более, чем в 2 раза.
Как отметил в своем выступлении Игорь Пузанов, ключевой в системе социального обеспечения военнослужащих является жилищная проблема. «Руководство Минобороны осознает, что действующая система обеспечения жильем военнослужащих требует кардинального изменения», – заявил статс-секретарь министерства. Число бесквартирных офицеров постоянно растет. В министерстве подсчитали, что для того, чтобы каждый военнослужащий, пока он служит в армии, гарантированно имел крышу над головой, требуется более 400 тыс. служебных квартир.
В качестве одного из способов решения жилищной проблемы в армии Игорь Пузанов назвал реализацию Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», рассчитанной на 2002-2010 гг. Кроме того, Правительством РФ и Минобороны разработаны проекты нормативных актов о переходе, начиная с 2004 года, к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.   Программа предусматривает накопление средств на счете военнослужащего с таким расчетом, чтобы при достижении 20 лет выслуги, человек сам мог приобрести жилье в любом регионе страны. Правда, реальные результаты этой программы будут ощутимы не ранее 2014-2015 гг. К  сожалению, как ни хотелось бы, но за 1-2 года решить проблемы, копившиеся десятилетиями, невозможно.
Проблема реабилитации инвалидов военной службы, по мнению Игоря Пузанова, может быть решена только в рамках федеральной целевой программы.    Количество инвалидов военной службы за последние 6 лет, по данным Минобороны, увеличилось более чем на 230 тыс. человек, и достигает сегодня 800 тыс.                                               
На сегодняшний день из более, чем 350 тыс. семей военнослужащих, 150 тыс. – это молодые семьи, а 11 тыс. – многодетные. У 68 % военных только один ребенок. Более 18 % офицерских жен не проживают вместе с мужьями по месту их службы из-за отсутствия там жилья. Такие данные привела Людмила Непокрытова. «Анализ показал, что около половины всех разводов в армейской среде обусловлены острой нехваткой денежных средств или вынужденным раздельным проживанием супругов. Разве это можно назвать только проблемой Минобороны?», - сказала она. Конечно, нет. Это проблема общегосударственная. Военнослужащие – это часть нашего общества. С одной стороны, они такие же, как и все остальные. А с другой – на них возложена важнейшая государственная задача – вооружённая защита Родины, что по определению предполагает риски жизнью и здоровьем, тяготы и лишения, бытовые неудобства и т.д.    
Прошедший в рамках Российского форума-2003 «круглый стол», где публично и открыто  - в присутствии  депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, представителей гражданских министерств и ведомств, общественных и правозащитных организаций,  журналистов -   обсуждались проблемы армии, свидетельствует о том, что военные не хотят больше быть «государством в государстве». Они готовы к диалогу и сотрудничеству с гражданским обществом. Ну, а цивилизованное  общество, в свою очередь, лишь выиграет от того, что реально окажет поддержку тем, кто всегда готов защитить его покой с оружием в руках.
ПО ИНФОРМАЦИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ